Фото: Алексей СухушинФото: Алексей Сухушин

Я москвичка

— Я не первый раз в Благовещенске, и у вас всё та же прекрасная погода, всё тот же сильный ветер. Намек поняли? — начала творческую встречу народная артистка России Ирина Муравьева, намекая на свою простуженность. Но весь вечер шутила, пела и рассказывала о себе.

— Я — москвичка, хотя все считают, что я провинциальная девочка, которая приехала покорять столицу. А всё потому, что у меня очень много фильмов с такими персонажами. У нас была очень хорошая семья. Мой папа военный инженер, мама домохозяйка. Отец всю войну прошел без единого ранения, благодаря бабушкиным «Живым помощам», которые она зашила ему в военную форму. А маму из Белоруссии угнали в плен, она работала прислугой в немецкой семье и научилась там красиво сервировать стол, готовить.  Родители познакомились в Германии в конце войны, там же сыграли свадьбу, а потом родились мы с сестрой. Родители прожили вместе 62 года.

Когда мне предложили роль Нади Клюевой, то сначала решила отказаться, роль совсем не понравилась. Проблема казалась надуманной.

О детской мечте и учителе физики, перевернувшем мир

— С детства я хотела быть учительницей младших классов. Учить этих маленьких ангелочков, показывать им бабочек и рассказывать о Пушкине. А в 60-х, к концу моей учебы в школе, в Москве случился настоящий театральный бум. На спектакли Любимого, Завадского, Эфроса, Ефремова сложно было достать билеты, но знакомая билетёрша помогала нам, и я часто ходила в театр. А однажды в школе появился молодой учитель физики, который рассказал нам про театр на Таганке. Там были сломаны все классические приемы, а мне тогда это ужасно нравилось. Сейчас я это ненавижу, но я понимаю молодежь, которая всё хочет изменить и сделать по-своему. И вот именно тогда я поняла, что тоже хочу быть там, где сцена, где эти люди — властители наших душ, эмоций. Я записалась в драмкружок, который вел студент института культуры, а на уроке физики сидела и мечтала, чтобы скорее пролетели эти ненужные годы в школе, и я смогу заниматься любимым делом в театре. О том, что поступить в театральный вуз практически невозможно, я не думала.

 «Моя жизнь в искусстве»

— Прочитав книгу Станиславского «Моя жизнь в искусстве», я была уверена, что обязательно должна быть в театре и подхожу по всем параметрам. Окончив школу, пошла в институт, что-то выучила, что-то рассказала, закончились просмотры, и я оказалась за кадром — не поступила. Когда родители спросили, что будешь делать, я ответила, что снова буду поступать. Я была уверена, что обязательно должна быть там, иначе жизнь не имеет смысла. Но на второй год история повторилась. К счастью, при центральном детском театре набирали студию, которая сейчас называется Молодежным театром. Там учились Сергей Шакуров, Надежда Румянцева. В студии готовили артистов для детского театра. Было такое ощущение, что меня там только и ждали. Я даже расстроилась немного, потому что мечтала о МХАТе. Через три года учебы меня приняли в центральный детский театр. Первой моей ролью была роль мальчика, я оказалась травести. А уж потом стала играть главные роли, в том числе принцесс, но всегда мечтала о классике. Через несколько лет я заочно окончила ГИТИС.

Петь мне не дали, но всё остальное в фильме я делала сама. А песни очень хорошие — «Позвони мне позвони, «Спасибо, жизнь!». Заметьте, я очень хорошо открывала рот.

 От детских ролей до классики

— Однажды я увидела отзыв об игре одной немолодой актрисы нашего театра: «Дорогой театр, мне очень понравился спектакль «Сын полка», и особенно старичок, который играл маленького мальчика». И поняла, что пора уходить. В детском театре должна играть молодежь. После роли Любы Шевцовой в «Молодой гвардии» меня пригласили в театр Моссовета, в котором я проработала 17 лет. Спустя годы поняла, что в этом театре очень сильная мужская труппа и все роли рассчитаны на них. Я не стала ждать, когда на меня обратят внимание второй раз и перешла в Малый театр, в котором работаю уже 31 год. Здесь я получила то, о чем читала в книге Станиславского «Моя жизнь в искусстве», о чем мечтала и до сих пор играю по прекрасным произведениям Островского, Чехова, Толстого.

«Самая обаятельная и привлекательная»

— Когда мне предложили роль Нади Клюевой, то сначала решила отказаться, роль совсем не понравилась. Проблема казалась надуманной. Я к тому времени уже была замужем, имела двоих детей. Но так как других предложений не было, всё же решила согласиться. Фильм отсняли, но я его не посмотрела. А однажды в гостинице увидела по телевизору «Самую обаятельную и привлекательную», и, знаете, мне понравился фильм. Абсолютно не плохой, не глупый, остроумный своим отношением к происходящему. Вы согласны? — зрители дружно зааплодировали.

«Я очень хорошо открывала рот»

— На роль Нины Соломатиной в фильме «Карнавал» требовалась актриса, которая умеет петь, танцевать, кататься на роликах. Я всё это умею делать. И как только режиссер Татьяна Лиознова предложила мне эту роль, я сразу согласилась. И в это же время мне дали роль в театре, в которой тоже нужно петь и танцевать. Режиссер засомневалась и предложила отказаться от роли в театре, а я возмутилась: «Как это уйти из театра? Нет! Я смогу, и мы всё успеем!»  И я сдюжила эту совершенно невыносимую нагрузку, правда, петь не дали, но всё остальное в фильме я делала сама. А песни очень хорошие — «Позвони мне позвони, «Спасибо, жизнь!». Заметьте, я очень хорошо открывала рот.

Возрастная категория материалов: 18+