Фото: Алексей СухушинФото: Алексей Сухушин

«Очень полезны семейные приемы пищи»

— Екатерина Анатольевна, получается ли сегодня питание школьников сделать здоровым?

— Говоря о питании ребенка школьного возраста, мы подразумеваем питание и дома, и в общеобразовательных организациях. Роль школьного питания чрезвычайно велика, поскольку до 60 процентов нормы потребности в энергии и пищевых веществах ребенок может получать именно в учебном заведении. И от того, как ребенок там питается, во многом зависит его здоровье. 

Чтобы не было дефицита пищевых волокон, покупайте крупы, злаки, хлеб с добавлением цельного зерна. 

Исследования (наши и зарубежные) показали, что правильно организованное питание положительно влияет и на школьную успеваемость. Например, более высокое потребление овощей и фруктов (улучшение обеспеченности витаминами C, E, фолиевой кислотой) в рационе школьников делает их более успешными в обучении, а сладкие напитки, кондитерские изделия, продукты переработки — наоборот, снижают успеваемость. 

Выяснилось, что завтраки тоже положительно влияют на познавательные способности и успеваемость, поэтому от утренней трапезы отказываться нежелательно. А еще очень полезны семейные приемы пищи, потому что они положительно воздействуют на эмоциональную сферу, и это тоже помогает в учебе. Все эти выводы сделаны на основе крупномасштабных исследований с привлечением 46 тысяч подростков из 42 стран, и мы можем подписаться под каждым словом.

— Удается ли сегодня повсеместно сделать питание школьников здоровым?

17

процентов российских детей имеют избыточную массу тела и почти 10 процентов — ожирение. Если взять статистику, то в начале 2000-х годов в стране страдали ожирением 5,5 процента детей 

— Школьное питание является одним из самых занормированных, и в документе, который регламентирует организацию питания в школе — это «Санитарные правила и нормы», — приведено и указано всё, что должен получить ребенок, в том числе касательно пищевых веществ и нутриентов. Перечислены продукты, которые формируют рацион питания и из которых в дальнейшем представляется возможность сформировать блюда собственного меню. Также есть четкое распределение, в какой прием пищи и сколько чего ребенок должен получить. Школьное питание, сформированное сегодня, обеспечивает потребность ребенка в пищевых веществах и энергии в соответствии с законами диетологии — и это факт. Тем не менее, вопросы к этому меню, как и к любому другому, действительно есть, ведь из одного и того же набора продуктов можно приготовить разные блюда по органолептике и по вкусовым качествам. Но и в этом направлении сейчас ведется большая работа. Важно, чтобы ребенок получал не только то, что ему нужно по физиологическим потребностям, но и ел с удовольствием.  

Жиры, соль и сахар — на первом месте 

Фото: Никита Печеник

— С большим удовольствием дети едят сладкое и фастфуд... 

— Проблемы действительно имеются, и нас не может не тревожить ситуация с высоким потреблением детьми сладких и кондитерских изделий, напитков с добавлением сахара (как покупных, так и домашних), колбасно-сосисочных изделий, которыми зачастую заменяют мясо, фастфуда. Мы — свидетели глобализации нашей жизни и популяризации быстрых приемов пищи и перекусов. На этом фоне наши дети недополучают молочных продуктов, недостаточно потребляют рыбы, овощей, фруктов, круп, которые зачастую заменяются хлебобулочными изделиями. Да и в целом еда стала достаточно однообразной. 

«Важно, чтобы ребенок получал не только то, что ему нужно по физиологическим потребностям, но и ел с удовольствием», — уверена Екатерина Пырьева.  

Всё это приводит к тому, что в рационе при низком потреблении пищевых волокон и микронутриентов преобладает избыток жира, соли и сахара. Но детское питание нельзя рассматривать отдельно от всей системы питания в целом — это зеркало того, что мы едим сами в обычной жизни. Как строится рацион питания в обществе, такое отражение он находит и в детском питании, но последствия оказываются гораздо более значительными. В первую очередь мы говорим об ожирении, справиться с которым пока, к сожалению, не можем. Если возьмем статистику: в начале 2000-х годов у нас 5,5 процента детей страдало ожирением, а по последним данным — уже 17 процентов детей имеют избыточную массу тела и почти 10 процентов — ожирение. И темпы роста достаточно высоки: ежегодный прирост — около 10 процентов у детей дошкольного возраста и около 7,8–8 процентов у подростков. 

— Что делается для того, чтобы исправить ситуацию?

— Повлиять на эти негативные тенденции можно только комплексно. С одной стороны, мы работаем над оптимизацией школьного питания. Сделано уже очень много, но работа продолжается. С другой стороны, мы должны повлиять на семью. Без этого фактора говорить о том, что дети начнут правильно питаться, не приходится. Мы проводим большую работу по популяризации знаний. Совместно с Российской академией образования выпущена целая серия пособий, которые ориентированы не только на родителей, но и на детей самого разного возраста. Всё это есть в доступе на интернет-порталах. 

Завтраки положительно влияют на познавательные способности и успеваемость школьника. 

«Пересмотрите питание всей семьи»

Фото: Никита Печеник

— Какие практические советы вы дали бы родителям, чтобы наладить здоровое питание школьников?

— Если говорить ближе к кухне, то в первую очередь я бы рекомендовала пересмотреть питание всей семьи. Нельзя убедить ребенка потреблять много овощей и фруктов, когда у родителей иной тип питания. Сформируйте режим питания в зависимости от нагрузки в школе, дополнительных занятий и так далее. Наука о питании — не догма, а руководство к действию. Здесь нужно сделать так, чтобы было максимально удобно. Но тот режим питания, который вы сформировали, должен соблюдаться и поддерживаться. Проанализируйте количество насыщенных жиров, соли и сахара, в том числе в еде домашнего приготовления, в любимых консервированных продуктах. Помним, что белок должен присутствовать в каждый основной прием пищи — на завтрак, обед и ужин (мясо, рыба, птица, яйца, бобы и орехи). 

Учит уроки — поставьте рядом воду 

«Поддерживаем правило двух-трех видов молочных продуктов в день, трех-пяти видов овощей — каждый день они должны обязательно представляться в разных комбинациях, — советует Екатерина Пырьева. — Чтобы не было дефицита пищевых волокон, покупайте крупы, злаки, хлеб с добавлением цельного зерна. Обязательно соблюдайте питьевой режим: у ребенка всегда должна быть в доступе вода. Учит уроки — вода должна стоять рядом. И между приемами пищи нужно предлагать только воду, никаких сладких и горячих напитков – ими можно завершить прием пищи. Важно гармонизировать меню дома и в школе, чтобы блюда не повторялись». 

Еда должна быть интересной

Фото: freepik.com

Если ребенок съел в школе котлету, то дома дайте что-то другое. Придумайте такие сочетания, чтобы еда была интересной. Сделайте традицией совместные приемы пищи. Понятно, что сейчас мы живем в таком ритме, когда все заняты, но позвольте себе хотя бы раз в неделю семейный ужин — и это тоже будет дополнительным вкладом в копилку здоровья всей семьи. 

***

Пирамидка счастья и митболы:какие блюда покорили жюри амурского конкурса «Лучшая школьная столовая»

 

«Наши дети не едят пиццу»: как в Амурской области проходит реформа школьного питания

Возрастная категория материалов: 18+