• На встречу с журналистами пришли сразу несколько семей: беда на всех одна. Фото: Алексей Сухушин
  • Фото: Алексей Сухушин
  • Фото: Алексей Сухушин
  • Фото: Алексей Сухушин
  • Фото: Алексей Сухушин
  • Фото: Алексей Сухушин
  • Фото: Алексей Сухушин
  • Фото: Алексей Сухушин
  • Фото: Алексей Сухушин
  • Фото: Алексей Сухушин
  • Фото: Алексей Сухушин
  • Фото: Алексей Сухушин

«Подкупил забор»

В доме у Александровых гости не снимают куртки. А чтобы попить чая, нужно включить газовую плитку: мощности электричества хватает только на поддержание минимальной температуры в системе отопления. Если трубы в полу перемерзнут, они лопнут (хватит дня или двух при январских морозах), и придется вскрывать полы и прокладывать новую систему. Сейчас жизненно необходимые киловатты обеспечивает генератор. В сутки на топливо уходит по 2,5–3 тысячи рублей. 

Узнав о приезде журналистов «Амурской правды», в дом к Никите и Дарье приходят соседи — каждый хочет поделиться своей бедой. Истории страшные и при этом похожие, ведь всем им дома возводил Александр Святюк. Все эти люди — не миллионеры, а рядовые амурчане: учителя, монтажники, военные, автослесари. Часть женщин — в декрете. У большинства эти дома — единственное жилье, у всех — ипотеки.

— Выбора у нас особо и не было: банк одобрил шесть миллионов, год назад на эту сумму можно было купить маленькую однокомнатную квартиру, — рассказывает мать двоих детей Татьяна Ярлыкова. — Или за семь миллионов дом: конечно, мы выбрали второй вариант.

Многих новоселов подкупил тот факт, что застройщик обещал им не только дом, но и забор на фундаменте. Понравилось и местоположение: микрорайон Светлый (сами жители зовут его поселком, но официально все эти дома находятся в Чигирях) стоит недалеко от Новотроицкого шоссе.

На полном доверии

Фото: Алексей Сухушин

— В среднем дома последние два года здесь стоили порядка семи миллионов. У большинства площадь — 60–70 «квадратов». Нам, как и остальным, обещали дом из полистирол-бетонных блоков, предчистовую отделку, забор, — говорит Дарья Александрова. — Застройщик вызвал доверие: здесь уже стояли дома, которые он построил, и выглядели они нормально.

Доверие к предпринимателю оказалось так высоко, что большинство людей согласились отдать деньги Александру Святюку не по договору подряда, а просто под расписку: что он построит дом. Причем иногда расписка выглядела даже так: «Я, Святюк Александр, получил деньги от такого-то человека за продаваемый земельный участок и жилой дом». Хотя готового дома на тот момент на этом участке не было.

«Муж спросил: «Александр Анатольевич, электричество у нас будет?» И он нам сказал, что в ту сумму, что вы мне отдали, входит и подключение к свету, не переживайте».

Здесь нужно объяснить: ипотеку можно взять не только на готовое жилье, но и строящееся. Более того, есть такой вид жилищного кредита, который называют «самостроем»: в этом случае банк не выдает деньги застройщику дома напрямую и не контролирует, кто именно возводит жилье. Он просто передает всю сумму кредита заемщику, и тот уже сам распоряжается своими средствами.

Конечно, в идеале все семьи должны были подписать юридически выверенный договор, в котором были бы прописаны все нюансы строительства и обязательства обеих сторон. Но жилье покупали люди без юридического образования — на самом деле в такой ситуации может оказаться практически любой из нас. Амурчане просто поверили рассказам своего застройщика и согласились на его условия — в большинстве случаев составляли краткую расписку, где обязательства описывались весьма скупо.  

Дом через полгода после срока сдачи

Фото: Алексей Сухушин

— Сделку мы заключили в конце 2023 года. Нам Александр Святюк обещал, что дом построит в марте 2024-го. В марте жилье даже близко не было готово: у нас есть фотографии, — вспоминает Татьяна Ярлыкова. — В итоге мы заехали в этот дом в конце лета прошлого года.

Аналогичные недострои к моменту, когда дом должен быть сдан, были и у других жителей Светлого. Есть те, кому забор доделывали в 2025 году, когда сроки давно вышли.

Но существенные — до полугода — задержки со сдачей домов были, как выяснилось, только верхушкой айсберга. При вопросе о качестве постройки жители только вздыхают. Например, Дарье с Никитой пришлось вбивать в стены огромные железные скобы — настолько серьезными были трещины — чтобы стены не развалились и дом просто не рухнул. А еще в доме у Александровых шевелилась от ветра тюль — от окон дуло так сильно, что им пришлось их модернизировать за свой счет.

2,5–3

тысячи рублей в сутки — столько стоит топливо для генератора, необходимое для обогрева на минимальной мощности 60-метрового дома зимой

Фото: Алексей Сухушин

«У нас тепловизор в углу показывал плюс десять», «У нас в стенах раствор отходит от блоков — трещины», «У нас залитый пол крошится до сих пор» — примеров качества застройки у жильцов этого микрорайона много, как и фотографий (они есть в распоряжении редакции). Новоселы требовали у Святюка устранений недочетов — вот тут застройщик и вспомнил о том, что он вовсе не застройщик.

— Если он строил дом — должен быть акт приема-передачи, не важно, по расписке он строит или по договору подряда, — говорит Дарья Александрова. — А он в ответ на это заявил, что никаких актов нам давать не станет. Мы въехали и дом поставили на учет — значит, автоматически его приняли. Дома мы действительно поставили на учет — это условие банка, который выдает ипотеку. Если в течение года не зарегистрировать жилье — вырастет ставка, начислят неустойку. Переезжать тоже пришлось не от хорошей жизни: платим ипотеку, другого жилья нет, снимать с учетом ипотечных платежей нет возможности.

В ожидании электричества

Но даже это оказалось не самым страшным. В действительно безвыходной ситуации жители оказались этой зимой.

Фото: Алексей Сухушин

— Я до сих пор прекрасно помню этот разговор. Мы с мужем и застройщиком стояли на фундаменте нашего будущего дома, и муж спросил: «Александр Анатольевич, электричество у нас будет?» И он нам сказал, что в ту сумму, что вы мне отдали, входит и подключение к свету, не переживайте. Будет подведено 15 киловатт, — вспоминает Юлия Шевченко. — Потом он сказал, что построит подстанцию, протянет сети и передаст это всё в ДРСК. Я сейчас больше всего жалею, что не записала тот разговор.

В том, что дом приобретается с электричеством, были убеждены и другие новоселы. Те, кто уже не мог снимать, заехали в коттеджи и постарались наладить там быт. Правда, без нормального напряжения электричества сделать это было не так просто.

«Отключите плиту, мы включаем водонагреватель»

На встрече с журналистами люди не раздеваются — как и в других домах, в квартире Александровых холодно. Фото: Алексей Сухушин

— Сначала у нас на дом было по пять киловатт: временное подключение. Постоянные перебои, кто-то включил чайник и плиту одновременно — вся линия, это несколько домов, остается без электричества, — вспоминает Юлия Шевченко. — Доходило до того, что в чате писали: соседи, мы включаем бойлер, выключите плиты, телевизоры и чайники. Так и использовали электричество практически по очереди.

Почему люди сами не подавали заявки в ДРСК? Продолжали верить застройщику. Он же действительно тянул сети, установил столбы, повесил счетчики. И в ноябре в поселковом чате появилось долгожданное аудио от застройщика. «Когда мы заехали, то спросили застройщика: а как платить за электричество: он сказал — пользуйтесь пока, потом сочтемся», — вспоминает Татьяна.

Доходило до того, что в чате писали: соседи, мы включаем бойлер, выключите плиты, телевизоры и чайники. Так и использовали электричество практически по очереди.

«Уважаемые жильцы, я вас всех поздравляю, мы подключили все дома к постоянным приборам учета и постоянному электричеству, так что можете смело заезжать в дома и радоваться жизни, — сообщал Александр Святюк. — В ближайший месяц, думаю, мы закончим вопрос с заборами». (Запись есть в распоряжении редакции.)

Однако в декабре от застройщика пришло уже не такое оптимистичное сообщение.

«На сегодняшний день тариф будет 9 рублей 50 копеек за киловатт. Всё, что вы накрутите, нужно будет мне вернуть. Уважаемые жители… что вы там панику устроили? Я и так потратил много миллионов, чтобы дать вам электричество, никакого дохода с этого не получаю. Я понес огромные расходы, даю вам это электричество по себестоимости. Возьмите себя в руки, перестаньте мелочиться и ерундой заниматься. Как только проведем одного абонента по нормальному тарифу, подведем всех. Все будете тогда платить по тарифу ДРСК. Это лучшее, что могло с вами происходить на сегодняшний день, и оно с вами происходит. Поплатите месяц-два-три — ничего страшного. Люди в коммуналках живут и платят по 10 тысяч за коммуналку. Здесь у вас выйдет за зимний период немного больше, ничего страшного».

«Мы боимся отдавать деньги в никуда»

Приготовлние обеда на огне для семьи Ярлыковых стало не отдыхом, а суровой необходимостью. Фото: Алексей Сухушин

Так что же произошло? Застройщик сети действительно протянул. Только свои. И к своей же подстанции. И потребовал возмещать ему траты за электричество. Вот только тариф у него, как у предпринимателя, выше, чем тот, который устанавливается для населения. А потребление электричества у домов с электрокотлами зимой очень большое — даже с двухтарифным счетчиком жители Чигирей в аналогичных домах в самые холода отдают по 10–20 тысяч в месяц. Здесь же тариф был в два раза выше.

9,5

рубля за киловатт — по такому тарифу предложил оплачивать электричество Александр Святюк жителям микрорайона Светлого. И при этом отказался предоставлять документы или расписку за принятые деньги

Фото: Алексей Сухушин

— Притом самих показаний счетчиков мы не видим. Сами приборы учета на столбе. Информация есть на пультах, но нам их застройщик не отдает. Присылает фото пульта. Откуда мы знаем, наш это пульт или нет? Мы просили квитанцию для оплаты, хотя бы расписку — это хоть какая-то гарантия того, что мы деньги отдали. Нет, только наличные без всяких бумаг с его стороны. А вдруг он завтра скажет, что мы ничего не платили? Как нам доказать, суммы ведь огромные! — справедливо возмущена Дарья. — Когда мы спросили, почему же он боится давать нам расписки, он сказал — а вдруг вы с ними в прокуратуру пойдете?

Несколько семей, по неподтвержденной информации, вынуждены были начать отдавать деньги Святюку. Правда, говорить открыто они об этом боятся — чтобы самим не оказаться в списке отключенных. Другие же после того, как остались без электричества, пожаловались в администрацию района, в приемную президента и в прокуратуру.

И теперь у них нет иного выхода, кроме как тянуть временное подключение (например, семье Шевченко присоединение к электросетям по временной схеме обойдется более чем в 300 тысяч рублей) и ждать, пока их подключат к сетям ДРСК. Срок ожидания постоянного подключения — полгода.

Сейчас прокуратура Амурской области проводит проверку по данной ситуации.

Застройщик: «Лучше бы вам ничего не писать»

Так дом Александровых выглядел в марте. Фото из личного архива

«Амурская правда» связалась с Александром Святюком и попросила его прокомментировать ситуацию.

— Я помог им в строительстве дома, а свет — не моя обязанность. Они должны были подать заявку в ДРСК, так как приобрели земельный участок. Они этого не сделали. Знали, что я тяну свои сети. У нас была договоренность: когда я построю сети, я через некоторое время смогу их перевести в ДРСК, выдав им технические условия на техприсоединение. В результате 34 дома на сегодняшний день подключено к нашим сетям. Из 34 домов 12 человек, а их было больше, 18, написали бред. Что я такой-сякой, плохой, и ничем это не подкрепили, никакими документами. Это всё ложь и вранье. Эти люди пользуются моим электричеством, не платят, не компенсируют мне потребленную мощность. Они просто воруют мою электроэнергию.

Журналист: «Жители сказали, что готовы заплатить, если вы им дадите доказательство того, что они отдали деньги, — счет или хотя бы расписку».

— Я — не сетевая организация, не имею права выдавать им документы. У нас были устные договоренности о том, что я могу им дать эту мощность в переходный период. А потом, когда я их переведу по техническим условиям, после этого они будут платить в ДЭК. Я им хотел помочь, а они отказались. Ну и идите в ДЭК, подавайте заявки, я им ничего не обязан.

«Они врут! Всё это голословно, пусть они обратятся в суд и хоть одну свою чушь докажут!»

— Согласно распискам и договорам подряда, вы затянули сдачу домов, в домах были серьезные недочеты: вы компенсировали это людям?

— Конечно, конечно. Всё было на устном порядке. Я не должен никаких актов подписывать. Это договоренности были между физическим лицом и физлицом. Люди в этих домах проживают давно, и дома зарегистрированы, о каких актах идет речь? И это не имеет отношения к неуплате электроэнергии.

— Мы пишем в целом о проблеме поселка.

— Они врут! Всё это голословно, пусть они обратятся в суд и хоть одну свою чушь докажут!

— Как вы прокомментируете просрочку сроков сдачи домов?

— Я не буду на этот вопрос отвечать. Сейчас на меня все эти массовые источники много грязи вылили. Я выйду со встречными исками с защитой своей порядочности. А вам лучше вообще ничего не писать. Ну если вы такая смелая — удачи!

Комментарий АО «ДРСК»:

Амурские электрические сети в октябре  2024 года по договору технологического присоединения подключили к электроснабжению земельный участок индивидуального предпринимателя С. Вопрос законности осуществления деятельности по факту продажи электрической энергии и установления тарифов для жителей микрорайона Светлого АО «ДРСК» не комментирует — это в компетенции правоохранительных органов.

В соответствии с «Правилами технологического присоединения...» функция технологического присоединения к электрическим сетям закреплена за сетевыми организациями, и акты технологического присоединения вправе выдавать только электросетевая компания. У жителей микрорайона Светлого (с. Чигири) в настоящее время нет договорных отношений ни с сетевой организацией, ни с гарантирующим поставщиком. С 10 января в ДРСК поступило 14 заявок от жителей с улиц Музыкальной, Клеверной, Морской, Сибирской села Чигири на постоянное подключение их жилых домов к сетям ДРСК. А в декабре уже заключен один договор на технологическое присоединение с одним из заявителем этого микрорайона. Срок исполнения договорных обязательств по этому договору — шесть месяцев с момента подписания договора.

Виталий Злочевский, юрист, эксперт в сфере недвижимости:

— Ситуация на самом деле действительно серьезная, угрожающая жизни и здоровью людей, если это их единственное жилье. Если сегодня у них единственный вариант энергоснабжения — это подстанция частного лица, то им имеет смысл обратиться в прокуратуру и проверить законность отключения этих собственников застройщиком от своей подстанции — ведь угроза жизни и здоровью подлежит уголовной ответственности. Кроме того, имеет смысл подать в суд коллективное обращение либо о безвозмездном устранении недостатков застройки — а именно отсутствия энергоснабжения, либо осуществить подключение за свой счет и пробовать получить с виновного компенсацию этих расходов. Сегодня, учитывая зимний период, более целесообразен второй вариант.

Возрастная категория материалов: 18+