Рекордный миллиард
— Виталий Александрович, с чего началось такое рекордное финансирование работ по реконструкции старинных зданий в Благовещенске?
— Несколько лет назад губернатор Амурской области Василий Александрович Орлов определил перечень подлежащих реставрации первоочередных памятников архитектуры — тех, которые расположены на магистральных улицах города, по ним проходят основные туристические маршруты. Объемы работ оказались очень большие.
Начали в 2019 году со здания БГПУ и педагогического колледжа на улице Трудовой. Затем отреставрировали бывший дом Родионовой на Ленина, 131, в котором долгие годы располагался городской отдел здравоохранения. В прошлом году завершена реставрация здания погранзаставы на Краснофлотской, в котором до революции была таможня. В 2023 году за счет средств областного бюджета отремонтирована крыша здания военного госпиталя, в этом году — частной школы «Эрудит», завершается также ремонт крыши на здании военной части по улице Ленина.
Благовещенцы, конечно, видят только крупные работы по восстановлению фасадов, хотя в год мы выдаем не менее 40 разрешений на более мелкий ремонт крыш и внутренних помещений. Так что небольших объемов работ по памятникам архитектуры довольно много.
— В этом году выделена рекордная сумма — около миллиарда рублей, на что они будут потрачены?
— Уже ведутся работы по реконструкции здания областного военного комиссариата и по правому крылу бывшей гостиницы «Амур». В этом году начнется реставрация здания корпуса начфака БГПУ по улице Горького, рядом со школой № 6, осенью планируем приступить к ремонту крыши областного музея. Она сложная — шатровая и килевидная, поэтому предстоит проделать большой объем работ. В 2026–2027 годах предполагаем начать ремонт фасада здания самого музея.
«Губернатор области Василий Александрович Орлов определил перечень подлежащих реставрации памятников архитектуры, расположенных на магистральных улицах города, по которым проходят основные туристические маршруты», — говорит Виталий Ребизант.
Кроме того, завершаются конкурсные процедуры по реставрации бывшей пожарной части по Амурской, 72. Уже заключен контракт на ремонт здания института развития образования по Октябрьской, 155. Ждем подтверждения лимитов федерального бюджета по восстановлению кардиоцентра. На реставрацию одного из корпусов ДальГАУ по Политехнической, 84 (бывшей золотоплавочной конторы), предоставлен грант из областного бюджета на 6,5 миллиона рублей. Уже заключен контракт с организацией из Владивостока, которая выиграла конкурс на разработку проекта ремонта здания.
Исторический цвет
— Почему старинным зданиям во время реконструкции меняют цвет фасадов?
— Еще недавно у нас все старые здания были красно-белыми: почему-то в годы советской власти был принят именно такой цвет. Мы же идем по пути реставрации — восстановления первоначального исторического облика. Хотя это иногда вызывает споры у благовещенцев.
На архивных фотографиях понятно только — оштукатурено здание или нет, а какой колер при оштукатуривании — не ясно. Приходится делать соскобы, когда на отвалившемся куске штукатурки канцелярским ножом снимаются слои. И самый нижний из них считается историческим. При этом хочу заметить, что дореволюционные здания, которые построены за счет государства и города, были в основном кирпичными, не оштукатуренными, а вот купеческие дома, особняки и магазины в основном покрыты штукатуркой и покрашены.
— А частные собственники, владеющие старинными зданиями, могут сами выбирать цвет фасада?
133
здания Благовещенска сегодня имеют статус памятника архитектуры. В 1991 году их было всего 59. Кроме того, сделана опись более 100 деревянных домов
— Всё, что делается по проекту реставрации, требует прохождения государственной историко-культурной экспертизы. Эксперты — это три человека, аттестованные Министерством культуры России. (К сожалению, у нас в области таких специалистов нет, поэтому приходится приглашать из других регионов.) Если у собственника есть желание покрасить фасад своего здания, например, в розовый цвет, то это надо доказать экспертам. Но, скорее всего, у него ничего не получится. У нас был прецедент, когда одна из сотовых компаний захотела покрасить фасад здания в черно-желтую полоску. Такого разрешения она не получила. Представляете, как тогда бы выглядел город!
— А почему здание благовещенской мэрии решено было покрасить в серый цвет?
— Не надо забывать, что это здание несколько раз видоизменялось: надстраивалось сверху и с восточной стороны. Кроме того, делался соскоб, и нижний слой оказался именно серым.
Есть такой исторический факт. В 1817 году Александр I издал императорский указ, который вводил список разрешенных в окраске фасадов колеров. Это были в основном пастельные тона. Архитекторы, которые приезжают к нам из других регионов, отмечают наличие в Благовещенске так называемого «александровского» стиля окраски фасадов памятников архитектуры.
Памятник в частной собственности
— В Благовещенске много памятников архитектуры, которые принадлежат частным лицам? Бизнес заинтересован в покупке таких зданий?
— У нас 41 процент от общего количества памятников архитектуры находится в частной собственности. И у каждого частника есть охранное обязательство, по которому установлены сроки заранее согласованных тех или иных работ. Когда их не выполняют, мы применяем штрафы, но на практике собственники чаще выполняют свои обязательства.
«Еще недавно у нас все старые здания были красно-белыми: почему-то в годы советской власти был принят именно такой цвет. Мы же идем по пути реставрации — восстановления первоначального исторического облика. Хотя это иногда вызывает споры у благовещенцев».
Бизнес заинтересован в покупке исторических зданий. Во-первых, потому, что они находятся в центре города, во-вторых, для предпринимателей, покупающих здания в неудовлетворительном состоянии, есть ряд налоговых льгот, например освобождение на три года от налога на землю и на имущество.
Могу привести такой пример. Здание по Амурской, 327, частный инвестор купил практически в аварийном состоянии. Это был частный дом Полиевкта Ловягина. Архивной фотографии здания нет, но видно, что у него были деревянная пристройка и веранда. После реконструкции там планировалось открыть кафе китайской кухни. Но когда Людмила Анатольевна Чаюн — единственный архитектор-реставратор в области, восстановив исторический вид дома, — предложила проект реставрации, предприниматель решил открыть там кафе русской кухни: настолько интересным должно получиться здание.
— А внутренние интерьеры удается сохранить?
— У нас мало зданий, где сохранились детали интерьера, в основном фрагментарно. Например, ограждение лестницы в виде Эйфелевой башни в помещении миграционной службы на Горького. По поручению губернатора области выделил средства на восстановление дореволюционного интерьера в Алексеевской гимназии: уже сделана библиотека, кабинет биологии. И эта работа будет продолжаться.
Могу привести пример по зданию на Калинина, 57, где будет располагаться офис «Хоум-мастер». По фасаду остались последние штрихи: ставни, двери, балюстрада. В свое время это был доходный дом Петра Берчанского, и в нем до наших дней сохранились четыре печи, две из которых с достаточно интересными изразцами. Они включены в предмет охраны и оставлены в качестве внутреннего декора.
Ангелочки со щитом: на здании ЦЭВ восстановят медный декор
Фото: Государственная инспекция по охране объектов культурного наследия Амурской области
— В этом году приступаем к реставрации медного декора на здании ЦЭВ, который всегда закрашивали. В 2013 году, когда на этом здании выполнялся ремонт, часть элементов была восстановлена, и со стороны площади Победы, на западном фасаде, уже можно увидеть медных ангелочков, которые держат щит, — говорит Виталий Ребизант. — Но большая часть декора была снята и находится сейчас в подвале ЦЭВа. Василий Орлов изыскал средства на продолжение такую реставрацию, и мы начнем восстанавливать эти детали. В следующем году планируем ремонт самого здания и элементов, которые находятся на фасаде.
В этом году начнется реставрация медного декора на здании ЦЭВ. Фото: Архив АП
«У нас нет шедевров деревянного зодчества»
— Виталий Александрович, благовещенцы говорят, что в городе были красивые деревянные дома, которые снесли, чтобы построить многоэтажки. Почему их нельзя было сохранить как достопримечательность, например как в Иркутске?
— Деревянное зодчество — это проблема в масштабе всей страны, поскольку большинство собственников не заинтересованы в их сохранении.
41
процент от общего количества памятников архитектуры в амурской столице находится в частной собственности
Когда-то на месте гостиницы «Азия» стояли несколько добротных деревянных зданий. Когда мы их фотографировали, выходили жильцы, рассказывали о своих предках, которые построили эти дома. Но когда мы начинали говорить, что эти здания рассматриваем с точки зрения постановки на госохрану как деревянное зодчество, тональность разговора людей сразу менялась. «У меня договор купли-продажи уже, меня должны снести и новую квартиру дать», — говорил один собственник. «Да я сам оторву эти ставни и наличники», — говорил другой. Так что возникает довольно сложный вопрос с собственниками деревянных домов.
А когда мне говорят, что власть людей не слышит, я говорю, что власть четко реагирует на запросы граждан. Если губернатор проводит «прямую линию» и к нему вопрос по культурному наследию не поступает, то, соответственно, и внимание к этой теме меньше, чем к медицине или дорогам. Чем активнее сами люди, общество в целом начнут уделять внимание проблеме сохранения деревянных зданий, тем существеннее будет результат.
Фото: Архив АП
Благовещенский коллекционер создает первый в Приамурье частный музей «Городская усадьба»
Приведу пример. Усадьба, которую Александр Владимирович Лещенко перенес в горпарк, стояла в районе Амурской — Хмельницкого. Даже я голосовал против включения ее в реестр памятников архитектуры, настолько она была неказистой. И насколько шикарно усадьба выглядит после реставрации! И таких зданий в Благовещенске еще несколько десятков.
В 2021 году я приглашал из Хабаровска историка архитектуры, профессора Николая Петровича Крадина с коллегами, сделавшими описание больше 100 деревянных домов. По их мнению, шедевров среди них не было, но зданий 15 можно было бы сохранить.
Вторая жизнь старинных зданий
«Мавритании» вернут прежний внешний вид, так полюбившийся благовещенцам и туристам. Фото: Алексей Сухушин
От отдельных элементов и крыши до полной реставрации и ночной подсветки — так масштабно проводится реконструкция старинных зданий Благовещенска. Многие из них получают вторую жизнь, чтобы жители и гости города смогли увидеть их исконно исторический облик.
Областной военкомат, улица Амурская, 162
После реставрации зданию областного военкомата вернут первоначальный исторический цвет фасада — бежевый. Фото: Государственная инспекция по охране объектов культурного наследия Амурской области
Магазин благовещенского купца 2-й гильдии Ефима Платонова построен в 1910 году. В 1906–1918 годах Платонов был гласным городской думы, владел пароходами, паровой мельницей, торговал мануфактурой, валяной обувью, посудой и другими товарами. В 1920-м в здании размещался мануфактурный магазин «Лижотян», позже — пошивочные мастерские, в 1930-е годы — государственный швейный трест и первый корпус швейной фабрики, в 1970-е — проектный институт «Амургражданпроект».
«Когда мы начинали говорить, что эти здания рассматриваем с точки зрения постановки на госохрану как деревянное зодчество, тональность разговора людей менялась», — рассказывает Виталий Ребизант.
Поскольку военкомат закрыть невозможно, реконструкция разделена на два этапа: в этом году ремонтируют крышу и второй этаж, на следующий год — первый этаж. Зданию вернут первоначальный цвет: соскобы штукатурки показали, что магазин Платонова изначально был бежевого цвета. Общая стоимость работ — 118,5 миллиона рублей.
Типография УВД, ул. Амурская, 72
Проект обновленного здания бывшего пожарного депо, здесь откроется музей истории пожарной охраны и управления МЧС с выставкой техники. Фото: Государственная инспекция по охране объектов культурного наследия Амурской области
Бывшее пожарное депо, построено в 1908–1909 годах на средства городского управления. В 1914 году к зданию пристроили каланчу, которая была оснащена электрическим освещением, сигнализацией и телефоном. При пожаре сигнал подавали колоколом. В начале 1920 годов в депо располагалось добровольное пожарное общество, затем — вторая пожарная часть и квартира брандмейстера. Здание принадлежало пожарным до 60-х годов прошлого века.
В Благовещенске зарегистрировано два здания, построенных в честь события: районное училище в память Отечественной войны 1812 года (ныне один из корпусов БГПУ) и городское районное училище в честь 300-летия Дома Романовых (ныне школа № 2).
Тут планируется отреставрировать фасады, восстановить распашные ворота, которые были изначально. Кроме того, отремонтируют инженерные сети, установят ограждение кровли, ажурный гребень и водосточную систему, лестницу на смотровую площадку башни, заменят окна и двери. После завершения ремонта в историческом здании планируется организовать музей истории пожарной охраны области. Стоимость работ — 85,58 миллиона рублей.
Фото: Алексей Сухушин
Для реставрации уникального здания в Благовещенске моют и «лечат» дореволюционные кирпичи
Один из учебных корпусов БГПУ, ул. Горького, 231
Городское районное училище (ныне школа № 2) — одно из двух зданий, постройку которых в Благовещенске приурочили к конкретным событиям. Это здание возвели в честь 300-летия Дома Романовых. Второе здание — районное училище (ныне один из корпусов БГПУ) — построили в память Отечественной войны 1812 года. Фото: ЦСН Амурской области
Городское районное училище в память Отечественной войны 1812 года. Здание заложено в 1912 году, освящено в ноябре 1914 года. (Третий этаж надстроен в более позднее время.) После революции, в 1917 году, в нем проходил I съезд крестьянских депутатов Амурской области, а в марте 1919-го в здании был арестован Федор Мухин, возглавлявший городскую подпольную организацию. В 1930 годах в бывшем училище располагалась школа имени Ленина, затем — школа № 6, сейчас там размещается один из факультетов БГПУ.
Когда‑то здание училища в память Отечественной войны 1812 года было двухэтажным. Третий этаж надстроен в более позднее время и полностью лишен декора. Фото: ЦСН Амурской области
За два года в здании планируется выполнить ремонт крыши и фасада, заменить окна и двери, оформить подсветку. Бывшее районное училище является одним из двух зданий, построенных как памятники. На его фасаде была памятная надпись, часть которой пострадала при надстройке третьего этажа. Сегодня под краской с трудом можно разобрать последнюю строку — «Отечественной войны 1812 года». (Остаток надписи, которую можно прочитать, целиком звучит как: «училище в честь Отечественной войны 1812 года», первая часть предложения утеряна. — Прим. ред.). При реставрации надпись будет восстановлена тем же размером и шрифтом, какими они были изначально. Общая стоимость работ в текущих ценах: 94,9 миллиона рублей.
***
В каких исторических зданиях Благовещенска пройдут масштабные реставрационные работы
Десять исторических зданий планируют отреставрировать в Амурской области
Вторая жизнь АОДНТ: как проходит самая дорогая в истории Приамурья реконструкция культурного здания
Глобальная реставрация в Благовещенске: какие исторические здания получат новую жизнь
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии