• Фото: Василий Артемчук
  • Фото: Василий Артемчук

«Не могла не позвать своих»

Большой накрытый стол, яркий чайный сервиз, аппетитные пирожные, веселые голоса и задорный смех — таким кабинет министра образования и науки области бывает нечасто. Обычно в нём проходят серьезные деловые встречи и обсуждается будущее системы образования Приамурья. Так что удивительно и очень приятно было тем, кого министр пригласила к себе на дружескую встречу и душевную беседу, а не вызвала на ковер.

— Впервые в этом году я не присутствовала на конкурсе, поскольку была в командировке, но мне очень захотелось с вами всеми встретиться. Я пригласила вас не для того чтобы проверить, хорошо ли вы знаете педагогику, а чтобы лично познакомиться. Именно вы сохраняете традиционные российские ценности и этому учите наше подрастающее поколение: уважать старших, любить свою Родину, получать знания не для оценок, а для того чтобы в дальнейшем стать полезным для своей страны, — начала встречу с победителями регионального конкурса профессионального мастерства Светлана Яковлева.

«Обмен опытом — бесценен»

Фото: Василий Артемчук

— Не стесняйтесь, угощайтесь! Никого не отпущу, пока не попробуете всех пирожных, — с улыбкой пообещала коллегам Светлана Вячеславовна. Чаепитие в теплой обстановке с коллегами министр начала с рассказа о своем участии в конкурсе. В 1996 году молодой педагог переехала из сельской местности в Благовещенск. И руководство школы поручило ей представлять учреждение в городском конкурсе «Учитель года». За победу тогда давали первую квалификационную категорию, которая существенно увеличила бы заработную плату специалиста. И это мотивировало.

— И я заняла второе место, после этого было у меня целых три года «супержизни» — городской, областной и российский конкурсы. Тогда от Благовещенска на областной конкурс стали брать по два педагога (наверное, это правильно: город большой — 30 процентов от всех школьников у нас по Благовещенску). Тот опыт очень ценен. Позже меня выдвинули на должность директора, и как я «полетела»… Мы до сих пор дружим с моей «соперницей», она сейчас живет в Москве. Конкурс стал возможностью получения новых знаний. И мне хотелось бы, чтобы вы в свободной беседе поделились тем, чем для вас он стал, — обратилась к победителям регионального этапа Светлана Яковлева.

В 2025 году в Приамурье прошли восемь региональных этапов различных всероссийских конкурсов работников образования. В них состязались учителя-предметники, воспитатели, преподаватели и мастера производственного обучения, работники сферы дополнительного образования, молодые педагоги и их наставники, классные руководители и педагоги-библиотекари.

И чисто по‑женски министр открыла гостям свой личный секрет: тогда, в 1996 году, у нее даже не было костюма, чтобы презентовать себя со сцены. И не было возможности его приобрести — тогда учителя по нескольку месяцев не получали зарплату. Но ее выручила коллега, поделившись своим нарядом. «Понимаете, вот это чувство школьной семьи — оно у нас было и всё‑таки осталось», — призналась главный педагог области.

— Вы правы в том, что много плюсов от участия в конкурсе, — поддержала Светлану Вячеславовну преподаватель математики Благовещенского политехнического колледжа Наталья Туфлинская, ставшая «Мастером года». — И самый главный — что мы, все 34 конкурсанта, теперь общаемся. У нас есть группа, мы иногда встречаемся. В конкурсе такого уровня и масштаба участвую впервые и очень рада, что получила столь высокую оценку. Хотела отдельное спасибо сказать за курсы профмастерства — насколько это нам облегчило участие: выходишь на первый конкурсный этап, а ты уже большую часть аудитории знаешь. Не было духа соперничества — курсы нас объединили.

Кто зашел на конкурс  с «черного входа»

Фото: Василий Артемчук

С единственным представителем мужской половины министру образования захотелось познакомиться отдельно. Ведь победитель областного конкурса «Учитель года — 2025» Константин Адлер, учитель Белогорской школы № 200 с углубленным изучением отдельных предметов, ведет уроки в самом юном звене — начальной школе. Так что же молодого человека привлекло в профессии?

— Если говорить высокими словами, а мы часто слышим о призвании, то я могу сказать — да, это точно моё! Вообще, я учитель не только начальных классов, но еще и истории и обществознания. Но ближе мне всё‑таки начальные классы, не знаю почему. Может быть, потому что дети умеют удивляться, радоваться новому, — говорит 27‑летний Константин.

— Главное в профессии — чувствовать, что «это моё». Если ты любишь профессию, то тебе не придется работать ни одного дня — каждый день будет приносить радость, — поддержала его Светлана Вячеславовна.

Светлана Яковлева призвала коллег не бояться всероссийского уровня: «Чувство любви к профессии и ваш профессионализм будут большой поддержкой на конкурсе».

Молодой педагог признался, что еще за три года до всех этих событий знал, что будет участвовать в мероприятии. Когда обучался в БГПУ, где получал вторую специальность, уже активно готовился к конкурсу.

— Но на конкурс я сначала зашел, как говорится, с другой двери — как член жюри. Меня пригласили оценивать участников педагогического турнира. Я посмотрел на задания, судейство, как всё оценивается. Понял, что, собственно, бояться‑то нечего, и когда окончил педуниверситет, пошел на конкурс со спокойной душой. Коллеги говорят, что хороший материал представил, — заметил Константин Романович.

Как справляться с волнением и бороться с бюрократией в школе

Фото: Василий Артемчук

— А я засланец, меня заслали на конкурс, — с улыбкой призналась министру образования лучший «Воспитатель года» Приамурья Евгения Корнейчук, педагог благовещенского детского сада № 68. — Удивительно: насколько сильно ты переживаешь, когда готовишься к нему, и всё быстро и гладко проходит — когда выступаешь перед членами жюри. Кажется, зачем переживала, ведь всё отлично?

— А какой самый трудный конкурс для вас оказался? В смысле того, что лучше его бы не было, — задала провокационный вопрос Светлана Яковлева участникам регионального этапа. — Про себя скажу, что у нас было 19 конкурсов, и в городском нужно было перечислить особенности нашей флоры и фауны. Мне запомнилась утка-мандаринка, про которую мы говорили с конкурсантами. И еще один конкурс на областном этапе — нужно было составить психологический портрет незнакомого  человека, который вышел с тобой на одну сцену, задав ему несколько вопросов. Жюри оценивало, как быстро ты дашь характеристику. Одно из важных качеств в профессии — способность педагога ориентироваться в нестандартной ситуации.

— Хочу рассказать про кейс-технологии. На «Мастере года» был конкурс, где нужно было представить решение педагогических задач. И если к другим конкурсам можно подготовиться — например к уроку, то кейс-технологии — это полная неожиданность, работа в команде, над ситуацией. А у всех разные взгляды, разный опыт, и нужно найти точку соприкосновения, объединиться. На мой взгляд, это был самый волнительный конкурс из всех, — отметила преподаватель математики Благовещенского политехнического колледжа Наталья Туфлинская.

«На урок труда к девочкам пригласили мальчиков»

— А кому‑то урок был трудным конкурсом? — поинтересовалась у педагогов министр образования.

Фото: Василий Артемчук

— У нас был неожиданный урок. Мы, учителя технологии, пришли работать с девочками. А нам дали класс: шесть девочек и шесть мальчиков. Знаете, почему‑то накануне вечером у меня закралась мысль, что такое может быть. Мы попросили ребят сесть, как им хочется. Пятиклассники расписывали посуду, и в итоге урок прошел замечательно, — рассказала учитель труда с 32‑летним стажем Наталья Лисецкая из школы № 1 Свободного.

Она стала наставником молодому педагогу Ирине Барковской, пришедшей в школу два года назад. Опытный и начинающий свою карьеру учитель труда составили лучший «Педагогический дуэт» Амурской области.

Приходилось идти на эксперименты и другим участникам. К примеру, учитель истории и обществознания школы из поселка Уруша Сковородинского округа Ольга Солодовник решила взять восьмой класс, хотя ведет уроки только в пятых, шестых и седьмых классах. И ее «Педагогический дебют» тоже удачно состоялся. Заметим, что педагог тоже только второй год работает в системе образования.

— Это, наверное, был самый волнительный урок в моей жизни. Видео тогда не включилось, всё сразу пошло не так. Когда начался урок, всем объяснила правила работы, а один из ребят на весь класс говорит: «Я ничего не понял». У меня возник ступор, но надо было как‑то выбираться из ситуации, мы еще раз всё проговорили. В общем, занятие прошло хорошо, правда, я не всё успела сделать, но волнение само собой улетучилось, — поделилась Ольга Вячеславовна.

Фото: Василий Артемчук

— Мне тоже не хватило времени на уроке, я не успела провести еще одно приготовленное упражнение. Но моя задача была не успеть всё сделать, а чтобы у каждого ребенка всё получилось. У всех же разные возможности: кто‑то может больше, кто‑то меньше, а есть детки вообще зажатые. И моя задача — помочь им выполнить задание, — сказала учитель-логопед детского сада № 3 Белогорска Татьяна Пахомова, занимающаяся нейройогой с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Татьяна Витальевна трижды участвовала в региональных педагогических состязаниях и в этот раз заслуженно стала лучшей в конкурсе «Сердце отдаю детям». К победе учитель долго шла — это важная ступенька для ее педагогического роста.

«Советники директора — в помощь классным руководителям»

Фото: Василий Артемчук

Успели обсудить во время неформальной встречи в минобре и деятельность недавно появившихся в школах советников директора по воспитательной работе. Должны ли они непосредственно помогать педагогам в воспитательном процессе?

Более 

140

человек боролись в этом году за звание лучших на конкурсах педмастерства. Каждая идея и каждая методика, которую амурские педагоги продемонстрировали, стала ярким примером творческого подхода и профессионализма

— Введение должности советника в нашей школе шло непросто, было достаточно тяжело сформировать штат воспитательной работы — а у нашего советника есть помощники, которым можно что‑то делегировать. Мы искали гармонию внутри своего коллектива, и в этом году нам удалось ее достичь. Классный руководитель у нас — ключевое звено, которое занимается воспитательно-образовательным процессом своего класса. Если учителя-предметники замечают, что у какого‑то ребенка существует трудность, возникают проблемные ситуации, то в первую очередь сообщают это классному руководителю, а тот обращается к педагогу-психологу, социальному педагогу. При необходимости задействуется еще и советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями, — отметила учитель истории, советник директора по воспитанию Магдагачинской школы № 1 Юлия Живова, которая победила в конкурсе «Воспитать человека».

Кстати, штаб советников директора по воспитательной работе создан и в школе поселка Уруша Сковородинского округа. Возможно, поэтому сельские школьники активно участвуют в общественной жизни региона.

Фото: Василий Артемчук

— Коллеги, мы сейчас боремся с бюрократической нагрузкой. По статистике, у нас 40 процентов педагогов говорят о своей загруженности. Не могли бы вы рассказать, в чем ее суть? — озадачила пришедших на чай министр.

— Даже не могу сказать — я ничего сверх нормы не делаю, — признался учитель Белогорской школы № 200 Константин Адлер. — Есть какие‑то срочные дела — например, посчитать количество детей, но мы в начале года составляем социологический паспорт: открыли его да посмотрели.

— Я думаю, что это больше связано с классным руководством. Классные руководители должны отслеживать различные позиции в течение года, — ответила на вопрос министра учитель истории Юлия Живова. — Но это не является бюрократической нагрузкой.

Победители рассказали о своем опыте участия в конкурсе и поделились секретами любимой профессии.

А министр напомнила педагогам, что каждый конкурс профмастерства имеет свое послевкусие. И теперь миссия победителей — нести всё новое в школы, делиться знаниями.

Светлана Яковлева призвала не бояться всероссийского уровня. «Чувство любви к профессии и ваш профессионализм будут большой поддержкой на конкурсе — это первое. И второе — если вы вдруг не станете победителями и не займете первое место, это не должно стать для вас каким‑то негативом, а должно превратиться в стартовую позицию: «А я еще лучше могу!» Потому что для нас вы уже победители — золотая коллекция, плеяда наших учителей! Мы желаем вам большого успеха!» — напутствовала коллег министр.

Белогорский учитель сочинил для коллег стихи

Фото: Василий Артемчук

У обладателя звания «Учитель года Амурской области» Константина Адлера непростая судьба. Будущий учитель начальных классов белогорской школы №200 несколько лет прожил в детском доме и не понаслышке знает, как важно, когда рядом есть родной человек, на которого всегда можно опереться. Молодой педагог признался коллегам, что старается видеть в каждом ученике не только способности, но и скрытый потенциал, который можно раскрыть. 

По дороге на встречу к министру молодой педагог успел даже написать стихотворение:

Собрались мы сегодня не зря — 

Нас зовет за собой высота.

Впереди — всероссийский этап,

Где отстаивать будем амурский наш флаг.

Мы разные — в опыте, в голосе, в лицах,

Но схожи в желании дальше учиться.

Нами движет любовь и желание дать

Возможность другим за собой шагать.

Спасибо за встречу, за теплый прием,

За шанс говорить о главном, прямом.

Пусть дальше — этапы, дорога, мечты,

А главное — дети. А с ними — и мы. 

«У бабушки был главный вопрос: «А тебя покажут по телевизору?»

Фото: Василий Артемчук

Впервые в этом году участие в конкурсе принимали педагоги-библиотекари. Лучшим из них в Приамурье стала Олеся Кольга. Победительницы не было на встрече с министром — она улетела в Москву на всероссийский форум. Но еще во время регионального конкурса профмастерства Олеся Геннадьевна призналась, что ее профессия подразумевает постоянное развитие. «День, в который мы ничего не узнали, — это потерянный день», — убеждена она.

Как признались все учителя, без поддержки коллег, руководства школ и, конечно же, их родных, участие в конкурсе им далось бы труднее. За каждым стояла большая педагогическая команда, которая помогала готовить уроки, репетировать творческие задания, и с которой, по сути, они стали одной большой семьей. «Сложность была именно в подготовке, потому что это нервы, это переживания, это бессонные ночи. Сами испытания дались легко. Даже возникло такое чувство, что прошли испытания — и захотелось еще что‑нибудь подготовить», — поделился учитель начальных классов из Белогорска Константин Адлер.

— Когда я собиралась на конкурс, у моей бабушки был главный вопрос: «А тебя покажут по телевизору?» И когда объявили победителей, бабуля мне пишет: «Мы тебя уже посмотрели», — рассказала учитель истории и обществознания из Уруши Ольга Солодовник. И все присутствующие дружно рассмеялись.

Комментарий

Светлана Яковлева, министр образования и науки Амурской области:

— Конкурс педагогического мастерства — это не конкурс, а больше всего это обмен опытом, новыми практиками, которые потом находят свое отражение в системе образования Амурской области. Каждый год мы вносим в конкурс что‑то новое. В этом году впервые участие в нем принимали педагоги-библиотекари. Министерству образования важно, чтобы каждый педагог смог из лучших практик взять изюминку для себя, потому что в итоге победителем в этих конкурсах становятся дети. К ним приходят учителя — воодушевленные, с новыми знаниями, с новыми методиками.

Возрастная категория материалов: 18+