Всё началось с теоремы о вписанном угле
— Петр Александрович, многие современные дети мечтают стать блогерами. А кем мечтал стать человек, у которого общее число подписчиков 2,5 миллиона?
— В моем детстве и понятия такого, как блогер, не существовало. Мелькала мысль — вот бы стать писателем! В те времена все много читали, писатели были властителями дум и образцами жизненных биографий. Я, как почти любой мальчишка, писал стихи, рассказы, вел дневник, записывал события из области большой высокой мечты. В старших классах метался между техническим институтом и математическим. Выбрал пед. Поступал туда с намерением преподавать, с желанием работать с детьми, проводить мероприятия, кавээны, классные часы, участвовать в спортивных соревнованиях, а не просто шел за высшим образованием, как сейчас нередко бывает.
— Можно сказать, детская мечта отчасти сбылась: у вас издано уже шесть книг! Как думаете, что бы сказали ваши школьные учителя, узнав, что вы стали автором популярного канала и развивающих пособий?
— Мария Михайловна, которая вела у меня математику, возможно, бы поругала, что я не всегда отмечаю вершины треугольника АВС, помечаю равнобедренные углы, но, думаю, заметила бы, что я взял ее манеру преподавания: яркую, эмоциональную и не оставляющую никого равнодушным. А моя учительница русского и литературы, надеюсь, похвалила бы за слог: читатели отмечают, что язык легкий, доступный, текст воспринимается без особых усилий. Многие говорят, что в книгах словно слышится моя интонация. Как написал в комментариях один из подписчиков: «Чувствуется язык этого математического деда».
— Расскажите, с чего вообще началась история канала «Математика и фокусы»?
— Однажды на уроке шла подготовка к зачету. Надо было подготовить теорему о вписанном угле, мы с ребятами решили записать короткий ролик на пять минут, чтобы каждый смог его дома пересмотреть столько раз, сколько потребуется. Мальчишки сняли, разослали одноклассникам, формат всем понравился. Поэтому вскоре, когда разбирали контрольную, мы снова прибегли к этому способу: я объяснил на камеру сложную задачу. Изначально преследовал чисто практическую цель — облегчить жизнь своему классу. И когда ученики предложили зарегистрировать канал, не предполагал, что он станет таким популярным.
Не можешь победить — возглавь!
— Люди вашего поколения, как правило, негативно относятся к соцсетям. Вы тоже когда-то были противником «интернетов»?
— Я бы так не сказал, использовал Сеть для общения со старшими детьми, которые живут в Москве. К Всемирной паутине можно относиться по-разному, для меня это в первую очередь бесплатное информационное хранилище. Если бы у меня был склад, куда я мог складывать доски с решением задач, я бы использовал его точно так же. Но, если быть откровенным, к «Тик-Току» я относился скептически: еще года три назад думал, что там одни фрики, которые только и делают, что «флексят» и «рофлят» (танцевать, выпендриваться, смеяться напоказ. — Прим. ред.), но в 2020 году, когда канал на YouTube был уже достаточно популярным, мы ради эксперимента решили проверить, пойдет ли образовательный контент в «Тик-Токе». Это были новогодние каникулы, мы с супругой сняли несколько коротких роликов с решением задач — и они буквально взорвали развлекательную сеть.
За автографом математического блогера выстроилась целая очередь
— Вы сравниваете интернет со складом, а многие называют его помойкой…
— Рассуждать, что в интернете одни глупости, и называть это заботой о подрастающем поколении — своего рода лукавство. Вот представьте, что вы пришли на набережную или на площадь и увидели, что 90 % лавочек сломаны или испачканы грязью. Можно покачать головой, посетовать, что детям и присесть негде. А можно взять молоток, краску и привести всё в порядок. Так и с интернет-контентом: если мы хотим, чтобы от него было больше пользы, чем вреда, нужно позаботиться о познавательном наполнении. Если я в элегантном костюме встану у доски и покажу несколько способов решения задачи, тем самым увеличу вероятность, что при случайной выкладке ребенку прилетит полезное видео, а не очередная бессмыслица, это будет означать, что я не на словах, а на деле ратую за молодежь.
— То есть борьба взрослых с увлечением детей гаджетами бессмысленна?
— По сути, это борьба с ветряными мельницами. Я руководствуюсь известным изречением «Не можешь победить — возглавь!» Еще будучи студентом, я летом работал вожатым в пионерлагере. И вот однажды кто-то из другого отряда пожаловался директору: мол, у вожатых Пети с Колей дети во время сон-часа плавают, а в шесть утра ходят за территорию лагеря на рыбалку. На что директор спросил: «А Петя с Колей где в это время?» — «С ними!» Да, мы именно так и работали: видели каждый шаг детей, и никто не делал тайных шагов. Как-то раз медработник запретил купаться, поскольку вода в реке не соответствовала температурному режиму. Дети начали возмущаться, требовать водных процедур, и мы им сказали: «Так и быть, одевайтесь!» Пришли к берегу, потрогали воду, удостоверились, что она холодная — и желание окунаться у ребят пропало. Чем закончился этот несанкционированный поход? Тем, что искупались только мы с Колей! Я не из тех, кто говорил «нельзя», я говорю: «Пожалуйста! Но сделаем это вместе!»
В классе только мальчики
— Петр Александрович, когда стало понятно, что ваш канал популярен, как к этому отнеслись в семье и в коллективе?
— Начнем с того, что канал — наше общее детище с супругой Екатериной. На ней техническое обеспечение процесса. Она снимает, монтирует, выкладывает в Сеть. Наши дети поддерживают наше дело, они давно говорили, что нужно этим заняться. В коллективе тоже противников нет. Руководство лицея, где я работаю, идет навстречу, позволяет нам снимать видео на выходных. В конце концов это же положительно сказывается на имидже учебного заведения.
— Популярность лицея возросла? Наверняка выстроилась очередь из тех, кто хочет попасть в класс к такому учителю математики?
— Должен сказать, что наш лицей и без меня пользуется большим спросом в Челябинске. Причем особенно сильны гуманитарные и естественно-научные направления: биология, химия, география, история. По этим предметам ученики выигрывают больше олимпиад.
С женой и бессменным оператором канала Екатериной
— Лицей ваш не совсем обычный, в нем учатся одни мальчишки. Гендерное образование, на ваш взгляд, более эффективное?
— То, что у нас учатся одни парни, обосновано в первую очередь тем, что наше учебное заведение интернатного типа. То есть ученики живут не дома, а в спальном корпусе. Наши ребята нацелены на учебу, чтобы попасть в лицей, необходимо сдать вступительный экзамен, в дальнейшем многие становятся победителями олимпиад, конкурсов и научных конференций. Судить об эффективности раздельного обучения мне сложно. Но одно могу сказать точно: в таких классах мальчишки растут более самостоятельными и ответственными. В обычных школах как происходит? Староста класса — девочка, за питание отвечает — девочка, за дежурством следит — девочка. Учителя выбирают более ответственных, а мальчишки таковыми редко считаются. У нас же парни сами отвечают за всё: организацию мероприятий, дежурство и так далее. Поэтому, когда они выйдут во взрослую жизнь, смогут сами принимать решения: на работе и в семье, а не ждать, что скажет мама.
— Вам, как математику, с мальчишками работать легче? Ведь у девчонок, как правильно, гуманитарный склад ума…
— Не очень верю в теорию деления на гуманитариев и технарей, точнее, не согласен с тем, что неуспеваемость по математике многие объясняют гуманитарным складом ума. Не важно, кто ты — девочка или мальчик. Школьная программа составлена таким образом, что ее способен освоить любой ребенок, если у него нет проблем с ментальным здоровьем. Гуманитарий — это тот, кто обладает глубокими знаниями в истории, литературе, искусстве, а не тот, кто ленится напрячь мозги на уроках физики и математики. Среди девчонок тоже немало тех, кто любит точные дисциплины и с успехом развенчивает озвученный стереотип.
— Проблема многих педагогов — плохая дисциплина в классе. У вас, я так понимаю, такой беды нет. Вы строгий учитель?
— Да, на моих уроках дети редко отвлекаются, но не потому, что я держу их в ежовых рукавицах, просто я достаточно долго работаю в школе и умею владеть вниманием аудитории. Объясняю урок так, чтобы каждый ученик ощущал, что я говорю именно с ним. Если кто-то из детей попробует отвлечься, отвернуться, я взглядом поймаю его и приведу на место. Любой опытный педагог знает, если в классе начинают шуметь, нужно немедленно прекратить рассказ и возобновить его только после наступления тишины. Конечно, если ты не работаешь по принципу «прокукарекал, а там хоть не рассветай». Что касается строгости, то в спорных ситуациях, когда выбор стоит между четверкой и пятеркой, я поставлю оценку в пользу ученика.
— Вы знаете много новых слов, модных среди молодежи. Используете их, чтобы быть ближе к ученикам?
— Отрицательно отношусь к использованию сленга на уроках. С молодежью нужно говорить на одном языке смыслов, а не жаргоне. Не приветствую панибратства и не считаю, что использование новых словечек поможет внедриться в среду подростков — авторитета это точно не добавит. Уверен, что педагог должен вести урок на хорошем литературном языке. Это не означает, что я держу учеников на длинной дистанции. Ребята нередко подходят ко мне с вопросами, не касающимися школьной программы, например по продвижению роликов. Я делюсь тем, что знаю, секретов не таю, но вовсе не потому, что хочу прикинуться своим, просто понимаю, что современным детям это интересно.
На сцене фестиваля Петр Земсков решал задачи и показывал фокусы
— Число роликов, которые вы сняли, скоро приблизится к тысяче. Где вы берете столько интересных задач?
— Из разных источников: подкидывают ученики, коллеги, на олимпиадах обычно встречаются любопытные примеры, что-то присылают подписчики. Многое беру из книг (личную библиотеку начал собирать еще в студенчестве), ну и немало задач из обычного школьного учебника. Не стоит их недооценивать. В моей новой книге «Математика и фокусы» есть глава «Легко ли быть пятиклассником?» В ней разбираю задачи, которые учителя напрасно оставляют без внимания — но на самом деле они представляют собой огромный интерес. Так, ролик с задачей про усохший арбуз вызвал шквал откликов на моем канале. Нередко после таких видео мне пишут: «Решали всем офисом, чуть не переругались!» Значит, я достиг своей цели — разбудил математический азарт не только у детей, но и их родителей.
Дочь тоже учит детей математике
— Расскажите немного о своей семье. Сколько у вас детей, как они учатся в школе и пошел ли кто-то из них по вашим стопам?
— Отвечу на первую часть вопроса задачкой: у меня трое детей и у моей жены трое, а вместе у нас их семеро! Догадаетесь, как это может быть? Большинство из них уже окончили и школу, и вузы. Все учились хорошо — на четверки и пятерки, один сын окончил политехнический, второй учится в строительном. По моим стопам пошла дочь Даша: сейчас она оканчивает педучилище, подрабатывает репетитором по математике. Самому младшему сыну четыре года. Моя жена, Екатерина, по образованию инженер-теплотехник. Мы начали развивать канал, когда она была в декретном отпуске, и теперь у нее, можно сказать, есть еще одна специальность, она очень много знает о работе соцсетей.
— Какой бы вы совет дали начинающим учителям?
— Если честно, не думаю, что они нуждаются в моих советах, так как во много раз превосходят меня по многим показателям. Они ближе к чаяниям учеников, знают, чем живут, в какие компьютерные игры играют, а мне этот пласт культуры совсем недоступен. Они отлично разбираются в гаджетах, я же использую электронную доску как обычную меловую, просто пишу на ней. Думаю, молодые специалисты сами найдут контакт, тем более учителя математики склонны анализировать, а значит, быстро поймут, что к чему. Главное — поддерживать начинающих педагогов, создавать им комфортные условия. А так они сами все знают.
***
Фестиваль «Берег» проходит при поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ, Российского фонда культуры, Российского книжного союза, проекта «Читающая Россия», правительства Амурской области, администрации города Благовещенска. Проект реализуется с использованием гранта, предоставленного ООГО «Российский фонд культуры» в рамках федерального проекта «Творческие люди» национального проекта «Культура».
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии