• Фото: «Амурская правда»
  • Фото: «Амурская правда»

Улучшать будем комплексно

«Безопасные качественные дороги» претворялись в жизнь по поручению президента РФ. Нацпроект стал самым узнаваемым среди жителей и получил множество откликов и предложений.

— Стартовали мы с довольно скромными показателями: лишь треть амурских дорог соответствовала нормативному состоянию. Это был самый низкий показатель в стране на 2018 год, когда в области впервые провели инструментальную диагностику нашего дорожного хозяйства, — отметил Иван Олегович. — По итогам же 2024 года всем стандартам отвечал 41% дорог. Знаковым событием шестилетки стал ввод в эксплуатацию нового моста через реку Зею на въезде в Благовещенск.

Знаковым событием шестилетки нацпроекта «Безопасные качественные дороги» в Амурской области стал ввод в эксплуатацию нового моста через реку Зею на въезде в Благовещенск. 

За исполнение нацпроекта в Приамурье отвечала команда профессионалов — специалисты регионального минтранса, сотрудники «Амурупрадора», команды муниципалитетов и подрядчики.

— Дорожная отрасль начала развиваться, и это способствовало, например, внедрению новых элементов управления: каждый объект оцифрован, и мы видим, что на нем происходит. Предъявляются строгие требования к качеству выполнения работ и практикуется ранняя их контрактация. То есть заблаговременно, еще в предыдущем дорожном сезоне, мы заключаем контракты на нынешний период, чтобы подрядчики подготовились, выстроили график, обучили персонал, — продолжает Иван Курицын.

Всё это позволяет начать работу раньше, а закончить не только своевременно, но даже с опережением графика. Так, строительство того же Зейского моста завершилось на год раньше плана.

— Новая концепция — «Инфраструктура для жизни» — призвана создать максимально комфортные условия для жителей. В структуре нацпроекта не только обустройство дорог, но и развитие транспортной сети, жилищно-коммунальной и социальной инфраструктуры, благоустройство территорий. В этом направлении у нас в приоритете — поддержка муниципалитетов. Амурчанам, по большому счету, не важен статус дороги. Они хотят с максимальным комфортом добираться от дома до работы, школы или детского сада. «Инфраструктура для жизни» — это и современные автобусные павильоны, и удобные автобусы, и качественные дороги и тротуары. Такой комплексный подход сейчас применяем, например, в Благовещенске, — поясняет спикер минтранса.

Перспектива использования новых технологий позволяет увеличивать межремонтный срок. Цель: 24 года использования дороги до следующего ремонта.

С 2025 года в «Инфраструктуру» включены так называемые малые агломерации — в Приамурье это Белогорск, Свободный и Тында. В столице БАМа за последние два года работы было много, по итогам в нормативное состояние приведено более 10 километров дорог — практически все центральные улицы. И эта работа продолжится в дальнейшем.

— Стандарты, внедренные в рамках прежнего нацпроекта, мы сохраняем и транслируем в муниципалитетах: долгосрочная контрактация и строгий контроль за качеством выполнения работ, — подчеркнул Иван Курицын.

Пристальное внимание уделят также развитию опорной дорожной сети. Это почти 800 километров региональных и федеральных трасс, которые пользуются у амурчан большим спросом. Среди них Благовещенск — Свободный, Благовещенск — Гомелевка, Благовещенск — Бибиково, Екатеринославка — Тамбовка — Константиновка, Зея — Тыгда, Завитинск — Поярково. За последние шесть лет в нормативное состояние приведено более 200 километров этих дорог. Задача на ближайшую шестилетку — еще 300.

Кроме того, среди масштабных работ регионального минтранса — строительство путепроводов. В 2021 году в эксплуатацию введен мост в Свободном, в этом году достраиваются сооружения в Серышево и Новобурейском, одновременно работы стартуют в Белогорске. В ближайших планах значатся путепроводы в Возжаевке и Завитинске.

Кто выбирает участки?

До конца 2026 год планируется завершить обустройство уличного освещения на дорогах, проходящих через села. Фото: Алексей Сухушин

— Ключевой наш проект — аэропортовская трасса. Впервые в области появится 4-полосная региональная дорога с разделением потоков. Продолжим масштабную дорожную кампанию и в Благовещенске: уже формируется план ремонта на 2026–2028 годы. В график войдет большинство улиц, о которых заявляли граждане. Начинаются работы по Белогорску, Свободному и Тынде, а также на загородных трассах Благовещенск — Свободный, Благовещенск — Гомелевка и Завитинск — Поярково, — перечисляет Иван Курицын.

До конца 2026 год планируется завершить обустройство уличного освещения на дорогах, проходящих через села.

По словам специалиста, в планировании ремонта на том или ином участке дороги эксперты руководствуются научным методом. Ежегодно в ведомстве проводят инструментальную диагностику дорог, после чего делают вывод, какой участок взять в работу. Обязательно учитывается автомобильный трафик и аварийность.

— При этом принимаются во внимание и пожелания амурчан, как, например, это было сделано в рамках программы «Ремонт региональных дорог, проходящих через населенные пункты». Около 40 участков уже приведено в надлежащее состояние. На очереди — Знаменка Ромненского округа, поселок Новобурейский (главная улица — Лесная), села Ключи и Крестовоздвиженка Константиновского района, село Новинка Благовещенского округа.

Продолжается обустройство уличного освещения дорог, проходящих через села: на 70% фонари уже горят. Там, где необходимо, устанавливаются леерные ограждения и дорожные знаки, наносится разметка. До конца 2026 года эту работу планируют завершить.

Технологии и весовой контроль в помощь

Ну а как сохранить отремонтированные дороги? Во-первых, использовать современные технологии; во-вторых, применять весовой контроль большегрузов. К инновациям можно, например, отнести применение в регионе в 2024 году резиноасфальтобетона для упрочнения дорожного покрытия.

— Наша ключевая цель — увеличить межремонтный период наших дорог. Срок должен составлять 24 года, но для нас эти цифры пока недостижимы. Поэтому мы и стремимся к внедрению новых технологий. И если посмотреть на участки дорог, отремонтированные в 2019–2020 годах, то их состояние практически не меняется, — подчеркнул Иван Олегович.

ИИ помогает минтрансу области вычислять владельцев фур, которые превышают норму провоза грузов по амурским дорогам.

Также для сохранности автодорог на особо загруженных участках вводится весогабаритный контроль. Один пункт уже установлен на трассе Благовещенск — Свободный, второй появится на въезде в Благовещенск, третий — в районе села Волково.Кстати, амурский минтранс начал использовать технологии искусственного интеллекта для перехвата тех машин, которые превышают норму провоза грузов. Проезжая пункт весового контроля, владельцы авто скрывают их номера, а ИИ позволяет их распознать.

Возрастная категория материалов: 18+