
Вступаем в последний опасный период
Более чем хорошую порцию ливней регион получил в конце прошлой недели, когда один циклон смещался к нам из Забайкалья, другой — из Якутии, в связи с чем в Амурской области было объявлено штормовое предупреждение. Но июльские осадки, скажем так, непредсказуемы: за один дождь может выпасть месячная норма.
Конечно, такие дожди повышают уровень рек (преимущественно малых) здесь и сейчас, учитывая, что большинство из них — горные. Например, на гидропосте у п. Перевоз на реке Гилюй дожди спровоцировали подъем уровня сразу на 236 см. Река Тында поднялась на 105 см. Такой же подъем — на реке Невер в районе Сковородино.
Что ожидается во второй половине недели? Сохраняется неустойчивая погода, планируется пересечение как минимум двух циклонов: в четверг ливни (местами — сильные) и грозы. Затем перерыв — и к выходным вновь дожди: главным образом в бассейне Зейского водохранилища, на северо-востоке и востоке региона.
17 июля 1958 года Благовещенску исполнилось 100 лет. Но праздник испортило наводнение: из-за продолжительных ливней вода на Амуре и Зее поднялась на 7-8 метров, рассказали в Госинспекции по охране объектов культурного наследия области. Самоотверженным трудом горожан была построена 18-километровая дамба. А 100-летие города отметили в начале августа.
Летние паводки у амурчан уже вызывают стойкую тревогу, тем более что вступаем в последний опасный в этом плане период: вторая половина июля — первая половина августа. Именно на этот отрезок, как правило, выходят достаточно глубокие циклоны, которые могут привести к подъему уровня рек — главным образом малых, но иногда и основных.
— В целом паводковую обстановку первой половины нынешнего лета можно оценить как стабильную, хотя именно покой в этом вопросе нам только снится, — комментирует заместитель директора по оперативной работе амурского Гидрометцентра Елена Печкина. — К примеру, совсем недавно Амур у нас принимал волну паводков с Забайкалья. Затем начался подъем Олёкмы — соответственно ее уровень поднялся и у нас в районе Усть-Нюкжи, причем даже до неблагоприятной отметки. Но за счет высокой поймы затоплений удалось избежать.
Много снега зимой не приведет к паводку летом
Многие жители верят в народные приметы в отношении погоды и до сих пор уверены: если зимой много снега, то летом обязательно затопит. При этом, подчеркивает Елена Печкина, никто в ее практике не привел конкретных примеров.
— Потому что количество снега зимой никак не влияет на летние паводки, — поясняет специалист. — Весеннее половодье — да, возможно. Мы помним рекордное количество снега прошедшей зимой, и, конечно, были опасения за весну, но всё в итоге прошло абсолютно спокойно. Наш климат в принципе не предполагает высокого половодья, потому что, напомню еще раз, реки в Амурской области — в основном дождевого питания. Поэтому у нас достаточно затяжная весна, и снег тает постепенно. Вот и в этот раз реки в зиму ушли с пониженной водностью: осенью осадков почти не было, поэтому почва была сухой и снег постепенно таял и впитывался.
«В целом паводковую обстановку первой половины нынешнего лета можно оценить как стабильную, хотя именно покой в этом вопросе нам только снится», — говорит замдиректора амурского Гидрометцентра Елена Печкина.
Да, бывают исключения, поэтому они и считаются опасными. К примеру, в 2013 году имела место природная аномалия, то есть целый комплекс неблагоприятных условий, который привел к полномасштабному наводнению. Во-первых и в главных: реки в зиму ушли уже с высокой водностью, а в этом случае весной даже норма осадков уже лишняя, потому что реки замерзли полными. Плюс весной из-за низких температур почва оттаивала очень медленно (в зиму она ушла мокрой и быстро и глубоко промерзла). Поэтому к моменту вскрытия рек влаге было просто некуда впитываться. В итоге уже в апреле все поля были в воде. Май и июнь оказались довольно дождливыми, а в середине июля на территорию области один за другим вышла череда циклонов: в бассейне Зейского водохранилища за 1,5 месяца выпала годовая норма осадков. Это был, скажем так, последний гвоздь в сложившуюся ситуацию: вода растекалась всюду, где могла.
— Вот весной 2024 года у нас было аномальное половодье, но это не совсем было связано с большим количеством снега, — продолжает Елена Александровна. — Тогда, во-первых, резко повысился температурный фон. Во-вторых, начались осадки, причем смешанные: и дождь, и мокрый снег. А, как известно, жидкие осадки разрушают снежно-ледовый покров быстрее любого солнца. И прошли они в основном на севере, северо-востоке области, и именно там первыми начали вскрываться реки. Причем истоки северных рек вскрылись в середине апреля, раньше на две недели, чем их устье, и самое главное — раньше, чем водоприемник этих рек. Вышло так, что стоку идти некуда, поэтому вода растекалась по селемджинским марям. Так что — да, аномалии случаются, но это совсем не значит, что подобное теперь должно происходить постоянно.
Заливало нас по-разному
С летними дождями, оказывается, тоже не всё так просто: не каждый сильный ливень обязательно вызовет паводок.
— Возьмем, к примеру, июнь 2020 года: 251 мм осадков тогда выпало — вдвое больше нормы. При этом мы никаких затоплений не помним, — приводит пример Елена Печкина. — А вот в июне 2021 года у нас за месяц выпало всего 50 мм — половина нормы, но что у нас тогда произошло? Наводнение на Амуре. И мы тогда, так сказать, пропускали чужую воду: в тот момент циклон стоял над Забайкальем, и всё, что там было, пришло к нам. В уже упомянутом 2013 году везде писали: «страшное наводнение на Амуре», но на Амуре оно было в Хабаровском крае, а нас топила как раз Зея. В 2019-м нас топили и Зея, и Селемджа, Амур в этом не участвовал. А в 2021-м Приамурье топили все три реки.
В 2013 году целый комплекс неблагоприятных погодных условий привел к полномасштабному наводнению в регионе.
Так что, заключает специалист, климат — это очень живое и сложное явление. И прямые связи между массами снегов с дождями и паводками выстраиваются, если так можно выразиться, с натяжкой. Во всяком случае, последние амурские наводнения шли совершенно по-разному, и их нельзя оценивать даже с одной точки зрения. Тем не менее, метеослужба каждый такой паводок тщательно анализирует.
Амурская область — один из самых грозовых регионов в стране
— Из-за гроз у нас большое количество ливней, которые нередко достигают опасных значений, — поясняет Елена Александровна. — А грозы у нас рождаются за счет нашего сложного рельефа: в регионе есть большая горная часть, а самое главное — очень большое количество водной поверхности (общая длина рек — больше 10 км, плюс два водохранилища), отсюда и испарения очень большие. За счет рельефа и высокой температуры очень много именно внутримассовых грозовых очагов, то есть зарождающихся здесь и сейчас при активном прогреве подстилающей поверхности.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии