
Общество глухих – место, где могут выслушать
Издали кажется, что массивные двери Амурского отделения Всероссийского общества глухих и сами наглухо закрыты, но стоит переступить порог – понимаешь: гости здесь чувствуют себя как дома. Сюда постоянно кто-то идет. Вот пенсионерка, которая никак не могла выбить установку сигнализатора дверного замка, пришла поблагодарить Светлану Карасенко за то, что та лично прошлась с бабушкой по врачам и всем инстанциям и доказала, что необходимость в таком гаджете уже катастрофическая. Вот мужчина забежал с просьбой: нужен переводчик русского жестового языка — на занятие по вождению.
Светлана Карасенко праздновала юбилей несколько дней: бесконечно шли с поздравлениями люди, которым она помогла. Фото: личный архив
А эта молодая мама с малышом просто поздороваться заглянула: именно здесь пару лет назад ей помогли найти нужного доктора – и она наконец смогла ощутить счастье материнства. Хорошо, что в просторном офисе есть и детский уголок с игрушками, и чай с конфетами тут всегда предложат.
— Амурское региональное отделение — единственное на Дальнем Востоке имеет в собственности три помещения, — с гордостью говорит именинница Светлана Филипповна. — Считаю, это наше достижение. Глухим не везде дорога, нас не везде понимают и принимают. Поэтому важно, чтобы было место, куда можно прийти, расслабиться, быть собой, иметь возможность попросить бесплатной помощи.
Светлана Филипповна усаживает гостей с блокнотом и диктофоном за стол. Она приготовила стопку старых фотоальбомов, дипломов, грамот, начала рассказывать о себе, и если бы не вывеска на двери организации, говорящая сама за себя, и подумать было бы невозможно, что перед нами человек, который в последний раз полноценно слышал только в детстве: речь чистая, без запинок, и невозможно искренняя.
«Мне капали в уши борный спирт, а я на стены лезла от боли»
Светлана Филипповна родилась в бурятском селе Нижний Убукун в многодетной семье колхозников. В 7 лет девочка переболела корью и получила осложнение, частично лишившись слуха.
— Я считаю, что в большей степени роль сыграло неправильное лечение, — рассказывает Светлана Карасенко. — После кори меня мучили гнойные отиты, постоянно была дырочка в барабанной перепонке. Лечили таких детей борным спиртом — он убивает нервные окончания, просто выжигает всё внутри уха. Я помню, мне часто капали этот раствор — и я на стенку от боли лезла. О том, что такое лечение очень рискованно, узнала только в 20 лет, когда отиты начались у моего сына и педиатр запретила мне использовать борный спирт как лекарство.
Несмотря на потерю слуха, Светлана Карасенко училась в обычной сельской школе. Но в пятом классе, когда начались разные предметы, а слух стремительно падал, не давая полноценно воспринимать материал, ей стали ставить двойки. О слуховых аппаратах тогда даже не слышали.
— Я помучилась, а потом сказала, что не буду учиться в обычной школе. Мы с мамой обратились в Улан-Удэнскую республиканскую школу-интернат для слабослышащих детей, — вспоминает Светлана Филипповна. — Эксперты комиссии сказали, что у меня хороший уровень знаний (потому что тяга к обучению была с детства и в начальной школе я училась на отлично), отказали в зачислении. Посчитали, что я и в обычной школе справлюсь. А я уперлась и заявила, что никуда не пойду, буду учиться здесь! Решение было за директором. Он посомневался, но, видя мою настойчивость, согласился.
В школе девочку приняли в Бурятское общество глухих, которое позже сыграет важную роль в ее жизни: устроит учеником повара в ресторан «Селенга», чтобы девочка из многодетной семьи имела свой заработок.
— Работая на кухне, я стала набирать вес. Чтобы скинуть лишние килограммы и занять себя, записалась в детско-юношескую спортивную школу Улан-Удэ, стала ходить на тренировки по легкой атлетике, брать первые места с командой в эстафетах, — рассказывает Светлана Карасенко. — Кстати, в эстафете на призы «Амурской правды» тоже бегала, наша команда тогда стала лучшей, — добавила героиня, кивая на черно-белые фотографии стройной девушки в спортивной форме и с медалями на шее.
Как единственная глухая студентка-спортсменка стала ведущим игроком слышащей баскетбольной команды
Светлана Карасенко решила поступать в Благовещенский техникум физической культуры. Так вышло, что ни в группе, ни на курсе, ни во всём техникуме, кроме нее, глухих не было. Но запомнили ее с первых дней отнюдь не поэтому.
— Когда сдавали экзамены, я все физические нормативы выполнила на отлично. Но самое интересное, что гранату метнула аж на 45 метров! Все были в шоке. Парни бросали снаряд максимум на метров 15. Сейчас смешно, конечно, вспоминать, — делится Светлана Карасенко. — Я была физически развита, в селе было много работы, нас восемь детей, из дочерей я — старшая.
Светлана Филипповна хорошо училась, подрабатывала в областной больнице санитаркой и выступала в сборных по любимой легкой атлетике и по баскетболу.
— Как вам удавалось в команде играть, если у вас не было тогда еще слухового аппарата? — интересуюсь у героини.
— А на что головной мозг? Я всегда была ведущей, меня даже капитаном назначали, я всё время отказывалась. Все высоченные, а я маленькая, юркая, — эмоционально вспоминает Светлана Филипповна, а глаза горят. — Везде успевала: туда-обратно. Благодаря легкой атлетике, конечно, у меня была выносливость огромная. Я могла несколько игр отыграть подряд. Кричу: «Лариса! Люда! В центр! Лови мяч!» Я их в ответ не слышу, я слежу: зрение хорошее, внимание, интуиция. Я просто догадываюсь, где они и откуда полетит мяч. Хоть и не слышу броски и крики на площадке. А если тренер всех отчитывал, я сижу, я не понимаю, что он говорит, сижу — на него смотрю, — смеется Светлана Карасенко. — Мне муж теперь всегда шутя говорит: «Хорошо, что ты многих вещей не слышишь».
Светлана Карасенко вошла в сборную области по легкой атлетике и сборную СССР по спорту глухих. Едва окончив техникум, поступила в Благовещенский государственный педагогический институт на заочное отделение факультета физической культуры и спорта. Стала кандидатом в мастера спорта. Ее рекорд по метанию копья, установленный в Туапсе во время всесоюзных соревнований по легкой атлетике, не могли побить 29 лет. Копье улетело почти на 35 метров.
Жест доброй воли
После окончания техникума Светлана Филипповна начала работать в Доме культуры глухих в Благовещенске (находился там, где сейчас располагается ДРСК), затем – инструктором производственной гимнастики на заводе «Амурсельмаш» в Белогорске. Вспоминает: на зарядку у нее, как миленькие, выходили все — от рядового сотрудника до директора. Позже она перешла на службу в воинскую часть.
«Судьба меня свела с замечательным человеком, у нас полное понимание во всех направлениях, помогаем друг другу, поддерживаем, имеем сына и внучку», рассказывает Светлана Филипповна. На фото она с мужем Сергеем и сыном Алексеем, оба слышат.
За это время появился любимый человек, который стал мужем, родился сын – оба с прекрасным слухом. Семья жила уже в своей квартире в селе Томском Белогорского района, когда неожиданно в 1985 году Светлане Филипповне пришел срочный вызов лететь на всесоюзные соревнования по легкой атлетике в Хакасию. Она, конечно, собралась и помчалась в областной центр. Где узнала: оказывается, ее намеренно ввели в заблуждение, чтобы заманить из села в город — на важные переговоры.
— Я приехала в Благовещенск в спортивной форме, с огромной сумкой. А вместо билетов в Хакасию получила, так сказать, билет в другую жизнь — жизнь руководителя регионального отделения Всероссийского общества глухих, — вспоминает Светлана Карасенко. — Здесь была такая ситуация нехорошая, что требовалась смена руководства. Меня неделю уговаривали, чтобы я согласилась работать на этой должности. Хотя бы на год. Убеждали представители центрального аппарата, веря в силу моего характера, наши глухие уговаривали. Сказали: «Надо, Света!» Я только этому поддалась. Верх взяло моё спортивное «надо»: раз у нас сложная ситуация — значит, надо выручить.
Светлана Филипповна на свой страх и риск дала согласие, даже не поговорив с мужем — ведь телефонов не было. И стала самым молодым председателем регионального отделения – ей было только 24 года.
Студентке-заочнице, которая до этого училась только метать гранаты на стадионе и бегать длинные дистанции, пришлось осваивать самые простые вещи: оформлять документы, печатать приказы. Пока муж с сыном собирали вещи и переезжали из Томского в Благовещенск, Светлана Филипповна с головой погрузилась в обучение, стала завсегдатаем книжных магазинов.
— Бывший председатель регионального отделения, на место которого я пришла, обвинял меня во всех грехах, писал жалобы постоянно, — сокрушается Светлана Филипповна. — Первый и самый интересный урок я получила такой: еще месяц не отработала, как проверка пришла — и вручила первый штраф. Что-то с подписями моими было не так. То есть первую зарплату удержали — 100 рублей за финансовые нарушения. Я в шоке была. Я поняла, что надо всё досконально изучать. Учусь постоянно и нашим глухим говорю: в первую очередь знакомьтесь с документами, вникайте, читайте. Не понимаете — пригласите переводчика или придите ко мне. Помогу!
«Возьмите магнитик»: что вручили журналисту «Амурской правды» перед уходом
Светлана Карасенко имеет диплом переводчика русского жестового языка. Это помогает и в личной жизни, и в жизни глухих: в суде, например. Но как было бы хорошо, мечтает Светлана Филипповна, если бы азы РЖЯ знал каждый человек на Земле. Для этого в обществе пытаются проводить курсы для всех желающих, выпустили брошюры и серию магнитов со значением самых распространенных жестов.
— Чтобы люди знали, как обратиться к глухому, как с ним работать, как общаться, как подойти к нему, — объясняет Светлана Филипповна.
Она мечтает, чтобы жизнь людей с нарушениями слуха так разительно не отличалась от здоровых. Поэтому силами регионального отделения постоянно проводятся курсы по финансовой и правовой грамотности, курсы по вождению для глухих водителей и так далее. Люди приходят в общество глухих не только чтобы учиться, но и побыть с теми, кто их точно понимает.
— Жажда слышать — она была, есть и будет. Я с 7 до 16 лет жила в почти в полной тишине. Уже будучи молодой девушкой, надела первый слуховой аппарат — и тут же выкинула его. Так было громко с ним и страшно, непривычно. Ведь в таких случаях врач должен объяснить, как носить аппарат, — делится Светлана Филипповна. — Сейчас, когда ухо воспаляется, болит, я снимаю слуховой аппарат и абсолютно ничего не слышу. И если некоторые врачи, например, не снимают медицинскую маску, я в панике! Говорю: «Пожалуйста, снимите маску!» А зачем, спрашивают? Чтобы читать по губам. Для глухих и слабослышащих это важно.
Фото: Анна Шантыка
Дело двигается с мертвой точки, Светлана Филипповна проводит много встреч с врачами, с другими специалистами, важными в жизни глухих амурчан. Сейчас одним из главных своих достижений именинница считает то, что глухие спортсмены не бросили спорт, в обществе добились бесплатных помещений для тренировок.
— А вообще любое решение проблемы любого инвалида — это уже достижение, это успех. И борьба продолжается, добиваемся того, чтобы улучшалось качество жизни, чтобы человек получил достойное образование, социализацию, работу и взаимоотношения, чтобы люди понимали, что перед ними глухой человек, к нему нужен особый подход – вот над этим мы сейчас работаем.
Мнение
Анна Боброва, главный специалист Амурского регионального отделения Всероссийского общества глухих, переводчик русского жестового языка:
— Светлана Филипповна работает с душой, она может себя ограничить в чем-то, может просидеть все выходные в кабинете, но для глухих она расшибется и сделает всё. Это человек, который отдается работе без остатка. Светлана Филипповна поучаствовала в судьбе каждого глухого из Амурской области – без преувеличения. На второй и третий день после юбилея в наш офис люди шли и поздравляли, просто бесконечно, представляете, заходили и чествовали от души, потому что многим она помогла и жизнь изменила кардинально. В чем бы то ни было: семья, работа, здоровье – всё что угодно. Люди ей настолько благодарны! Человек на своем месте всю жизнь работает, для людей работает, эффективно. А показатель этой эффективности — глухие люди, которые, в принципе, счастливы.
***
Уже после интервью Светлана Карасенко поделилась: обожает свою работу, хотя и устает. Говорит, может, и ушла бы со своего поста, но не отпускают ни глухие амурчане, ни руководители центрального аппарата организации. Буквально накануне Всемирного дня глухих, который празднуется в этом году 28 сентября, ей прислали нагрудный знак Всероссийского общества глухих «За особые заслуги» I степени.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии