
14
детей-инвалидов воспитала приемная мама Елизаветы — Ирина Затышняк: она сама имеет инвалидность и понимает все трудности такой жизни.
Мама Ира дала новую жизнь
Лизе было всего два года, когда ее приемная мама Ирина Затышняк взяла ее из дома малютки — родные родители от малышки с диагнозом отказались. Врачи отговаривали Ирину: говорили, что девочка будет инвалидом, прикованным к постели. Но сила духа Елизаветы и ее матери, которая стала родной для нее и еще 14 детей с инвалидностью, преодолела все трудности.
— Наша мама всегда мечтала о большой семье. И у нас большая, приемная семья! — говорит Лиза.
Мама Ира сделала всё, чтобы дочка научилась ходить, каждый маленький шаг был для них обеих большой победой.
«У меня не будет возможности наколдовать себе новую жизнь и пойти ее заново проживать. И я решила — надо жить!»
— Я училась дома, но ходила в музыкальную школу. Я 13 лет занималась вокалом, когда мне было 11 лет, я стала участницей благотворительного проекта «Белый пароход» для детей с ОВЗ. Мы выступали на многих площадках страны, — говорит девушка. — В 10-м классе я начала учиться в школе, я долго шла к этому решению. В музыкальной школе я коммуницировала, но понимала, что всё равно нужно выйти в реальную жизнь. У нас был очень хороший класс, все одноклассники — очень открытые. И учителя меня прекрасно знали, они ведь несколько лет ходили заниматься ко мне домой. И многие давно говорили: «Ты когда в школу пойдешь?!»
«Чем чёрт не шутит! Надо жить»
В одиннадцатом классе, когда пришло время задуматься о будущем, Елизавета даже не планировала поступать в вуз. Ведь для этого пришлось бы уехать из родной Тамбовки в город и оставить маму, которая всегда поможет и поддержит.
— Как мне было страшно! Я думала, что я вообще не пойду учиться, Я думала: что делать, как жить? — вспоминает она и признается, что решающую роль в принятии решения сыграла мама Ира. — Она сказала: «А смысл сидеть дома? Жизнь-то идет!» И я к этому пришла поняла: ну, закроюсь я в четырех стенах. И что буду делать? У меня не будет возможности наколдовать себе новую жизнь и пойти ее заново проживать. И я решила — надо жить! Мне стало всё равно на то, что скажут другие, наверное. А теперь я вижу большие успехи в своем обучении, и мне самой это нравится, — признается студентка АмГУ.
«Хочу понять, почему люди приходят к такому»
Свою специальность девушка выбрала осознанно.
— Я решила стать психологом, потому что мне очень нравится помогать людям. Мне кажется, что я правда могу им помочь, что у меня есть на это силы, возможности и время, — уверена Лиза. — Но, когда я пришла подавать документы, мне посоветовали клиническую психологию: я решила, а почему бы не попробовать? Это более углубленная история, мне стало очень интересно.
Уже сейчас она не ограничивается теорией: летняя практика в реабилитационном центре для людей с зависимостями стала для нее открытием.
— Я очень категорично отношусь к любого рода зависимостям, так как понимаю, что вредные привычки моих биологических родителей привели к моей болезни. Поэтому я думала, что это не моя история. Но решила попробовать — и мне понравилось. Хочу понять, почему люди приходят к такому, — делится размышлениями Лиза.
Девушка активно занимается научной работой. Еще одно ее исследование связано с личным опытом — оно посвящено психологическому благополучию студентов с инвалидностью и сравнению его со здоровыми учащимися.
— Предварительные данные показывают, что картины мира у студентов с инвалидностью и без нее действительно различаются. У студентов с инвалидностью ниже самооценка, они сложнее воспринимают мир. Но меня радует, что они вообще поступают в университет. Я знаю, какой это серьезный шаг, — говорит Лиза.
О своих карьерных планах она говорит взвешенно: «На данный момент мне наука более интересна. Есть страх начать практику: я же людям должна помочь, а не сделать хуже». После выпуска она планирует поступать в аспирантуру в Красноярске.
«Я живу в общежитии, у меня всё прекрасно!»
Как говорит Лиза, с первых дней учебы в вузе ее страхи прошли: преподаватели предлагали помощь. Девушка вспоминает: сначала некоторые переживали, что парты для необычной студентки слишком высокие, и даже предлагали найти подушку.
— Но, слава богу, не понадобилась, — улыбается Лиза. — Я очень люблю нашу группу, прекрасные ребята, которые всегда готовы помочь. Я сама не прошу о помощи, но они иногда даже не спрашивают, например помогают сумку донести. Но я не приемлю жалости, сразу это пресекаю.
Девушка живет в общежитии и прекрасно справляется со всеми проблемами.
— Я одна в комнате, у меня всё прекрасно! Когда переезжала в Благовещенск, было страшно даже идти в магазин: надо же, чтобы кто-то продукты донес. А потом подумала: есть же доставка из магазинов! Четыре года я ей пользуюсь, охранники всех курьеров уже знают и пропускают, — объясняет Лиза Затышняк.
А для бытовых мелочей — от включения света до открытия окна — у нее есть собственная мини-стремянка.
«Я стараюсь ставить себя в центр всего. Не мнения других людей обо мне, а себя. Я постоянно себе говорю: «Ты молодец!»
От избегания зеркала к модным «лукам»
Всю жизнь девушка переживала из-за косых взглядов прохожих и неприятных вопросов детей. Сегодня сильная и уверенная Лиза признается: главные страхи были в ее голове. Поэтому путь к принятию себя был, пожалуй, главным внутренним испытанием.
— В детстве я боялась выйти на улицу, думала: там какие-то люди, они что-то про меня подумают. Когда я шла в музыкалку, встречала детей, взрослых, все на меня смотрели. Дети могли показать пальцем или громко что-то спросить у взрослых. Я прям очень злилась, — признается Елизавета. — Перелом наступил во время учебы. Принять себя получилось на втором курсе. Я все эти психологические штучки на себя примеряла и потихоньку себя лечила.
Так девушке удалось перейти от режима «выживания» к полной жизни. Сейчас Елизавета с удовольствием работает со своим стилем, предпочитая элегантные пиджаки и брючные костюмы, которые заказывает из-за границы — найти подходящую по размеру и фасону «взрослую» одежду на рост около метра в обычных магазинах почти невозможно. Она красит волосы в любимый блонд и наращивает яркие ногти.
— Я стараюсь ставить себя в центр всего. Не мнения других людей обо мне, а себя. Я постоянно себе говорю: «Ты молодец!» Это отличная практика для поднятия самооценки. Раньше я даже в зеркало смотреть не могла и пробегала мимо него, чтобы не успеть заметить себя. А теперь работаю над своей самооценкой и ценю себя, — делится секретом повышения самоуважения будущий клинический психолог. — Если я выполнила успешно небольшую работу, я просто хвалю себя. А если я проделала большую работу, то обязательно буду себя за это награждать. Например, закажу украшение, о котором давно мечтала.
Рост измеряется не сантиметрами, а силой духа
На вопрос о совете для тех, кто боится выйти из дома из-за особенностей или комплексов, Елизавета отвечает просто:
— Люди с особенностью приходят в этот мир не просто так. Они невероятно сильные внутри. Если дана возможность жить, пусть даже так, — нужно принимать ее. А потом наступит старость, а ты так ничего и не сделал. И уже не будет возможности отмотать время назад.
Елизавета очень любит небо и мечтает стать стюардессой. Но уверенно стоит на земле —хочет обрести себя и помочь в этом другим. И эту историю она пишет сама, доказывая, что настоящий рост измеряется не сантиметрами, а силой духа.
— Главное — это внутренняя сила. Я просто беру и делаю. Особенно сейчас, когда у меня в голове тысяча исследований и планов, — считает студентка. — Важно для каждого взять себя в руки. Никто не придет и не сделает за тебя. Ты можешь быть абсолютно здоровым, с руками и ногами, но при этом ты просто не будешь нравиться людям и не будешь развиваться. Здорово излучать любовь и позитив. И люди не будут обращать внимание на то, какой ты, они будут обращать внимание на то, как ты себя подаешь и как они себя рядом с тобой чувствуют.
«Отказалась от общения с биологическими родителями»
«Какое-то время назад на меня выходили родители биологические. Я посмотрела на них, подумала: «Господи, какие ужасные люди бывают в жизни», — признается девушка. — Сознательно отказалась от поддержания связи с ними, когда мама предложила мне их контакты после совершеннолетия: «Оставь контакты себе. Мне не надо», — вспоминает девушка. Так заведено в их семье: никто из приемных детей не знает о своем происхождении, до совершеннолетия они считают себя родными детьми Ирины. А уже после она раскрывает им секрет и предлагает связаться с биологическими родителями.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии