Фото: архив «Амурской правды»Фото: архив «Амурской правды»

«Китайская грамота» для бизнес-аудитории

Влиятельное деловое издание в ноябрьском номере подготовило спецпроект о КНР — «Китайская грамота». В нем чрезвычайный и полномочный посол Китая в России Чжан Ханьхуэй рассказал о современном уровне российско-китайского сотрудничества (соседняя с Приамурьем провинция Хэйлунцзян фигурирует в качестве привлекателньой для российских туристов территории. — Прим. авт.)  и даже посоветовал, какие блюда попробовать в Китае российским туристам (в списке — любимая амурчанами пекинская утка). Профессор бизнес-практики школы «Сколково» объяснил, как выстраивать отношения с партией и бизнесом в Поднебесной.

Спецпредставитель президента России по связям с международными организациями для достижения целей устойчивого развития, председатель российской части Российско-китайского комитета дружбы Борис Титов поделился, как власти КНР при жестком политическом управлении дают людям разбогатеть и почему миллиардеры Поднебесной всегда помнят, кому и чему обязаны богатством. Большой аналитический материал «Дракон расправил крылья» рассказывает, как Китаю удалось вскочить на «цифровые рельсы» и стать мировым технологическим центром силы. 

Журнал также опубликовал топ-10 самых богатых китайцев (в новичках — 38-летний Ван Нин, основатель компании Pop Mart, создавшей игрушку Labubu, по которой сходят с ума дети во всем мире. — Прим. авт.) и поделился секретами первого российского реалити-шоу, снятого в Китае.

Торговля: от челноков до международных проектов

Как на берегу Амура происходит взаимопроникновение экономики и культур двух стран — чтобы ответить на этот вопрос, журналист Forbes Алексей Боярский несколько дней работал в Благовещенске и Хэйхэ.

Герои его репортажа: от губернатора Амурской области Василия Орлова до китайца Вани, принимающего российских туристов в Хэйхэ.  

«Свободная торговля в районе Благовещенска и Хэйхэ была еще в царские времена. После установления границы между Россией и Китаем в 1858 году были подписаны соглашения о зоне беспошлинной торговли на расстоянии 50 верст с каждой стороны границы, — напоминает историю вопроса Forbes. — Предпринимательство вернулось сюда в начале 90-х годов прошлого столетия».

Именно благодаря соседнему Китаю жители Амурской области сравнительно легко пережили развал экономики в 1990-х, а самые предприимчивые — челноки — заработали себе состояние. «Чтобы собрать ребенка в школу, ехали в Хэйхэ. А сам Благовещенск какое-то время называли Адидасовск — из-за подделок, которые шли через нас в Россию», — рассказал директор Института Конфуция при БГПУ Николай Кухаренко.

«Житель Благовещенска может попасть в Китай быстрее, чем москвич на другой конец города», — этот факт из репортажа однозначно удивит аудиторию журнала.

В Благовещенск в 90-х пришел китайский бизнес: открылись кафе и торговые центры. Однако сейчас в области другая — большая экономика. Через Приамурье в Китай проходит газопровод «Сила Сибири», благодаря которому в регионе создается газохимический кластер (Амурский газоперерабатывающий завод «Газпрома» и Амурский газохимический комплекс (совместный проект «Сибура» и китайской Sinорес).

Фото: Алексей Сухушин

Важный объект в развитии экономик двух городов и стран — автомобильный мост через Амур.

— Построенный с нашей стороны пункт пропуска на мосту пока обеспечивает трафик до 300 машин в сутки. До конца года планируем выйти на проектную мощность 800 транспортных средств. Всего за три года по мосту проехало уже порядка 200 000 грузовиков. А с конца прошлого года пошли еще пассажирские автобусы, — рассказал губернатор Василий Орлов.

Сейчас к мосту подводится железнодорожная ветка от Транссиба, а рядом с ним создана территория опережающего развития, с потенциальными резидентами подписаны инвестиционные соглашения примерно на 13 миллиардов рублей.

«В Китай из Благовещенска идет сельхозпродукция, в первую очередь — соя. Амурская область — лидер по ее производству в России: в 2024 году в регионе собрали 1,4 миллиона тонн соевых бобов, это почти 20% общероссийского производства. За год Китай потребляет около 130 миллионов тонн сои, так что перспективы у российских экспортеров этой культуры огромные, — пишет журнал. — Пока основные ее поставщики в КНР — Бразилия и США, но, по мнению китайцев, российская соя самая качественная, без ГМО. Даже официант, подававший блюда с тофу в ресторане Хэйхэ, поясняет в обязательном порядке, что приготовлены они именно из «благовещенской сои».

Одна из героинь репортажа — основательница группы компаний «Зеленый коридор» Валентина Синельник. Как она рассказала Forbes, свой бизнес предприниматель начинала в начале 2000-х с услуг таможенного декларанта, потом создала транспортную компанию, занялась экспортом и импортом. Общий оборот всех направлений бизнеса, по ее словам, уже достиг 4 миллиардов рублей в год.

«Мы одни из крупнейших амурских экспортеров сельхозпродукции в Китай, поставляем сою, ячмень, пшеницу, рапс, кукурузу — в этом году немного просели, а так ежегодно порядка 120 тысяч тонн зерновых и бобовых отправляем», — рассказала Валентина Синельник.

Хэйхэ живет торговлей и туризмом

Если Благовещенск — самодостаточная столица огромной области, то Хэйхэ живет исключительно торговлей с Россией и туризмом, констатировал журналист. В предпандемийный 2019 год город принял 509 тысяч гостей из России. После отмены 15 сентября виз для въезда россиян в КНР турпоток из России мгновенно вырос: в первую неделю из Благовещенска в Хэйхэ въехало 5135 российских туристов — в два раза больше, чем за аналогичный период прошлого года, приводит данные министерство внешних связей и туризма Приамурья.

Фото: Forbes

Журналист рассказал о турах выходного дня, которые популярны у российских туристов, и на своем примере посчитал реальную цену поездки в приграничный город.

«Даже официант, подававший блюда с тофу в ресторане Хэйхэ, поясняет в обязательном порядке, что приготовлены они именно из «благовещенской сои».

Благовещенск тоже готовится к туристическому буму. «На центральной набережной, недалеко от терминала будущей канатной дороги в октябре 2025 года открыли новое культурное пространство — Дом российско-китайской дружбы, строятся музей динозавров, пятизвездочные гостиницы, аллея фонтанов, Экспоцентр и прочие объекты, являющиеся частью прибрежной «Золотой мили», — пишет Forbes.

«По поручению президента России в Благовещенске создается центр компетенций по связям с Китаем, а сам город становится официальным центром российско-китайского делового сотрудничества», — говорит губернатор Василий Орлов.

«Взаимопроникновение ощущается и на бытовом уровне. Китайский WeChat в Благовещенске установлен у каждого второго. Есть люди, живущие буквально на два города — периодически курсируют туда-обратно. В супермаркете Хэйхэ корреспондент Forbes встретил русского парня, который покупал соевые сосиски по просьбе живущих в благовещенской общаге китайских приятелей», — пишет журналист.

Фото: Мария Мурашко

В финале репортажа — предложение одного из пионеров российско-китайской торговли Сюй Цзимина объединить Благовещенск и Хэйхэ в территорию свободного совместного сотрудничества: предпринимателей, инженеров, производственников. «Коллаборация даст возможность развивать совместные инновационные производства, произведет беспрецедентный подъем во всех сферах. А потом к нам в эту свободную зону подтянутся и другие страны», — уверен китайский бизнесмен.

О создании агломерации Благовещенска и Хэйхэ уже не первый год говорят руководители приграничных регионов и городов. Впрочем, судя по реализации маштабных российско-китайских проектов в самых разных отраслях — не только говорят. 

Возрастная категория материалов: 18+