Фото: Алексей СухушинФото: Алексей Сухушин

Как пояснил Шейкин, сейчас власти региона для строительства ряда объектов объявляют конкурс для подрядчиков и поставщиков. Если желающих участвовать в нем нет или есть только один претендент, конкурс на госконтракт приходится объявлять заново. Сенатор сослался на опыт Благовещенска, чтобы подтвердить свою позицию, написала 20 ноября «Парламентская газета».

— Действующие жесткие ограничения на применение закупок у единственного поставщика приводят к необоснованному увеличению сроков реализации, сужают круг потенциальных исполнителей, повышают риски срыва ввода объектов и снижают эффективность бюджетных расходов, — отметил сенатор.

Шейкин предложил расширить возможности заключения контрактов с единственным поставщиком. Это изменение будет использоваться для больших, технологически сложных и социально значимых инфраструктурных проектов. Чтобы объявить такой конкурс, должно быть выполнено несколько условий:

  • ФАС должна дать заключение, что конкуренция на этом рынке объективно отсутствует, или что есть только один исполнитель с необходимыми ресурсами;
  • у заказчика должно быть утвержденное комплексного экономико-технического обоснование. В него входит описание объекта и его специфических требований, подтверждение квалификации предполагаемого исполнителя, оценка потенциальных рисков контракта и план их минимизации;
  • максимальная цена контракта превышает порог,  установленный Правительством РФ.

В таких контрактах должны быть детально прописаны этапы работ, установлены показатели результативности и качества. За нарушение сроков, объемов и качества работ к подрядчику применят повышенные штрафы и пени

— Инициатива необходима для обеспечения своевременности и предсказуемости реализации социально значимых объектов, снижения количества несостоявшихся торгов и связанных с ними задержек, минимизации рисков срыва проектов и повышения качества выполнения работ, — сказал Артем Шейкин.

Сейчас закупки у единственного поставщика возможны в следующих случаях:

  • контракт заключают на работы или услуги в сфере естественных монополий;
  • контракт заключают с органом исполнительной власти или госучреждением;
  • речь идет об оказании коммунальных услуг (водоснабжение, газоснабжение и др.);
  • закупка стоимостью до двух миллионов рублей, либо до 10 процентов всех годовых закупок, но не больше 50 миллионов рублей.
  • контракт касается сохранения и популяризации объектов культурного наследия;
  • речь идет о закупках для медицинских организаций, если лекарство или оборудование производит единственный поставщик в России и дружественных странах.

Единственного поставщика также может назначать Президент РФ  или Правительство России.

Из-за санкций в 2022 году Правительство РФ пересмотрело нормы закона о закупках (ФЗ-44). Федеральным ведомствам и регионам разрешили самостоятельно определять случаи закупок у единственного поставщика. Спустя время Минфин заметил, что регионы злоупотребляют этим правом, а предприниматели не могли получить доступ к закупкам.

В 2024 году Правительство РФ расширило перечень оснований, по которым регионы могут производить закупки у единственного поставщика: для целей гражданской обороны, восстановления поврежденных объектов, обеспечения потребностей беженцев и вынужденных переселенцев.

Возрастная категория материалов: 18+