Людмила Иванова встретила поклонников и в Китае
Бесспорно, одной из самых узнаваемых знаменитостей на фестивале «Амурская осень» была народная артистка России Людмила Иванова. Незабываемая Шурочка из «Служебного романа» в Благовещенске побывала впервые. Сегодня она передвигается с помощью костылей или палочки, поэтому ее повсюду замечали первой.
Пару лет назад актриса перенесла две операции на ногах, последняя из которых оказалась неудачной. Реабилитация после нее еще не окончена, но Людмила Ивановна не унывает: «Во время поездки мне пришлось преодолевать на костылях множество лестниц, большие расстояния. Но я уверена, что испытывать себя на прочность всегда полезно. Я очень горжусь тем, что не пасую перед жизнью. Мне никаких курьезов не надо — я сама курьез!»
— Как вы решились отправиться в путешествие в таком состоянии?
— С моей стороны это весьма легкомысленно. Но что поделать, коли я такая и есть? Если воля железная, можно многое преодолеть и выйти победителем. Без воли незачем идти в артисты. Кстати, рассчитываю я всегда только на себя, поэтому так часто наотрез отказываюсь от помощи. Президент фестиваля Сергей Новожилов знает мою выносливость еще по «Киношоку» в Анапе. Я доказала, что работать люблю и не боюсь. Правда, организаторы опасались за впечатление, которое я произведу на публику со своей палочкой.
— Восприняли вас блестяще и узнали сразу.
— Мне понравились здешние гостеприимные добрые люди и уютный Благовещенск. Особенно приятно было, что публика неравнодушно восприняла бардовские песни, которые время от времени появляются из-под моего пера. Вот послушайте (запела без аккомпанемента): Самолеты, самолетики улетают в небеса, Корабли мои, кораблики поднимают паруса. Улетела б в самолетике, уплыла б на корабле, Но, наверное, поймете вы, звезд так много на земле. Где-то плачут дети малые — колыбельную спою. Позабыли сказки старые? Я вам сказки расскажу! А мой муж все, что поломано, сразу хочет починить. Отыскать б такое слово нам, всех сердитых помирить. И убийства, войны страшные — все на свете прекратить, Вот дела какие важные нужно делать, чтобы жить.
— Наверное, многие мысли телевизор навевает. Что смотрите?
— В первую очередь интересуюсь образовательными передачами. Люблю слушать умных людей и учиться. Важно, чтобы я не отстала от жизни, чтобы моим воспитанникам из детского музыкального театра «Экспромт» всегда было о чем со мной поговорить. А еще люблю хорошие детективы. Например, никогда не пропускаю «Улицы разбитых фонарей». К сожалению, на фестивале немногие фильмы посмотрела из-за обширной программы для самих участников.
— Сегодня вы руководите собственным детищем — театром для детей, сочиняете пьесы, выпустили книгу стихов, в театре «Современник» играете практически со дня его основания, не отказываетесь от съемок на телевидении... Как все успеваете?
— Дело в том, что я очень жадная до работы, не могу ни от чего отказаться! Люблю воспитывать, преподавать и занимаюсь этим с 22 лет. Но и дом не запускаю. Готовлю отменные борщи, устраиваю чаепития для своих артистов. Они частенько заходят ко мне, ведь живу я на первом этаже в том же здании, где находится мой театр. Мой дом всегда полон гостей — весь пол стерли! В этом году снова лаком его покрывала.
— Насколько я знаю, в Китае вы побывали впервые. Впечатления, наверное, переполняют?
— В Харбине меня многое удивило — буддийский храм, красивые ворота, Китайская стена, статуя золотого Будды, замечательный Солнечный остров, на котором есть галерея русской живописи. Но самое щемящее впечатление оставило кладбище, где похоронены строители железной дороги и эмигранты из России. Его заброшенность, закрытая церковь оставили на душе тяжесть.
— А вы не чувствовали себя там чужой?
— Нет, абсолютно. Я просто не ожидала такой всенародной любви на Востоке. Китайские студенты вообще все были мои! Представьте, они все смотрели «Самая обаятельная и привлекательная» и «Служебный роман», вспоминали из них разные реплики и эпизоды, просили автограф, называли меня только Шурой. (Смеется.) Наверное, никто из нашей делегации не получил такой роскошный кусок славы, какой мне достался.
— Китайская кухня вас покорила?
— Мне показалось, что сами китайцы очень любят поесть. Сколько у них разнообразия в кулинарии. Но я не в том возрасте, чтобы экспериментировать. Особенно боюсь есть острое. Выбирала те блюда, где больше овощей, рыбы, креветок. Всякие пельмени тоже понравились. Только вкуснее нашей кухни нет! Люблю нашу картошку, селедку, борщ. И ничего с этим не сравню.
— На родину тянуло?
— Причем сильно! Я большая патриотка. Четырех дней в Харбине, чтобы посмотреть чужую страну, мне вполне хватило.
— Китайских поклонников, наверное, удивили ваши костыли?
— Да, многие предлагали свою помощь. Особенно туго мне пришлось в походе по магазинам. Здания, как дворцы — с колоссальными пространствами и скользким, как каток, полом. Когда наша делегация только зашла в один из них и разбрелась по отделам, я села и расплакалась, оттого что не могу передвигаться по этому зеркалу! Муж ходил по всем отделам, делал покупки. Любой женщине, конечно, хочется самой все выбирать. Я такое удовольствие получила лишь в одном маленьком магазинчике, где были прекрасные национальные фигуры из нефрита, браслеты, брелки... Там я и отвела свою женскую душу. Правда, так и не нашла то, что искала — фигурку «Дорогу осилит идущий». Мне просто необходимо иметь ее в доме, ведь это помогает психологически. С моими большими размерами никаких шуб или костюмов я не приобрела, только туфли. Муж специально носил мне для примерки множество пар. Так трудно со мной... Зато у меня характер золотой, мне все нравится, от всего получаю удовольствие. Просто я довольно терпеливая, умею стойко принимать все, что предлагает жизнь.