В шесть вечера, ровно через полчаса после трагедии, «скорая» доставила пострадавшего в микрохирургический центр, у операционного стола собрались директор центра Михаил Хотченков, старший ординатор Сергей Дудариков, Евгений Цыганчук, Сергей Прокофьев (хирург травматологического отделения), студент шестого курса Амурской государственной медицинской академии Петр Родионов и анестезиолог Георгий Кондратов. Был праздник, Рождество, народ шумно и весело отмечал и его, и свалившиеся неожиданно разгульные каникулы. А здесь, в операционной, минута за минутой, час за часом шла тихая, но очень кропотливая и тяжелая работа. И когда в шесть утра из динамика грянул Гимн России, доктора встретили его, как и полагается, стоя. На своем боевом посту. Потому что это действительно была битва за здоровье человека. Вот только увидеть ее можно было лишь под микроскопом — ведь вели ее микрохирурги. Ровно через пятнадцать часов после окончания уникальной операции специальный аппарат показал, что идет стопроцентное наполнение всей кисти кислородом. Этот показатель самый важный для хирургов: кровоток восстановлен полностью. Значит, не зря потрачено столько сил и времени, и первая в области операция по реплантации кисти прошла успешно. И остается только восхищаться мужеством и высоким профессионализмом наших амурских докторов.

Центр микрохирургии открылся на базе Амурской детской областной клинической больницы в августе прошлого года. На счету небольшого его коллектива в общей сложности около полторы сотни различных операций, большинство из которых раньше в области не делались вообще. Сегодня это стало возможным во многом благодаря уникальному оборудованию центра. Имеющийся здесь триплоскоп — единственный на Дальнем Востоке. На нем одновременно могут работать три микрохирурга. Директор центра Михаил Хотченков утверждает, что микрохирургия — это Эверест хирургии. Воздвигнуть на нем флаг амурской медицины — первоочередная задача их молодого и пока еще небольшого коллектива, собранного из специалистов ожогового отделения, сосудистой хирургии, травматологии. По большому счету, микрохирургия — не отдельная область медицины, это — высший пилотаж хирургии вообще. И здесь, в центре, собрались именно те, кто на площади тела человека размером менее трех миллиметров (!) может оказать высокоспециализированную помощь.

Михаил Хотченков, поступив в АГМА, знал наверняка, что будет хирургом: его отец — травматолог, и студент хорошо представлял себе будущую работу. Но что конкретно сосудистым — это решение пришло позже. Когда понял, что большая хирургия заключается не в обрезании внутренних органов или конечностей, а в реконструктивной — восстанавливающей деятельности. Сосудистый хирург даст сто очков вперед любому хирургу. Потому что на операционном столе иногда такие экстремальные ситуации возникают... И надо уметь не поддаться панике, не растеряться, а быстро проанализировать ситуацию и принять единственно верное решение. Еще студентом Михаил чуть ли не жил в больнице, набираясь практических знаний и опыта. В 1997 году его приняли в штат отделения сосудистой хирургии областной больницы. Он благодарен судьбе за то, что она послала ему замечательных учителей, что пришлось испытать немало трудностей — лишь с их преодоления возможно начать путь к успеху.

—  Когда мне предложили возглавить центр микрохирургии, я отчетливо сознавал, какая это большая ответственность, — говорит Михаил Вячеславович. — Быть первым вообще трудно — мы все постигаем сами. Наши пациенты — и дети, и взрослые. К сожалению, сегодня немало малышей имеют врожденные патологии — им наша помощь крайне необходима. Практически все операции делаем под микроскопом. Да и как можно увидеть лимфатический сосудик диаметром в 0,5 миллиметра обычным глазом? А еще и что-то делать с ним. Для нас удача, когда работать приходится с сосудами диаметром около двух миллиметров! Операции в центре выполняют различные. Кто-то засунул руку в электрорубанок, не там чиркнул бензопилой — и вот несчастный уже на операционном столе.

На сегодняшний день в микрохирургическом центре только операций по пришиванию одного-двух пальцев прошло уже более десяти. И не будь в области данного лечебного заведения, пополнили бы эти несчастные экстремалы армию инвалидов. А так несколько часов поколдуют микрохирурги над кровавым месивом — и вот они, родимые, снова на месте, сгибаются и разгибаются, сгибаются и разгибаются... Ну согласитесь, это ли не чудо?! Сюда обращаются и те, у кого проблемы с застарелыми повреждениями сухожилий рук, ног, из-за которых невозможно шевелить пальцами, двигаться. Здесь это все решаемо. Наши доктора-виртуозы могут даже сами сформировать в ранее поврежденном сухожилии искусственный канал —  чтобы двигалась конечность. Работа эта просто суперювелирная. Специальные сухожильные нитки, которые используют микрохирурги, обычным глазом и не увидеть — только под микроскопом. Кстати, стоит одна такая ниточка 12 долларов.

В центре сегодня выполняют и новую операцию — при лучевой косорукости (то есть когда нет лучевой кости, и рука не работает, не развивается). Эта врожденная аномалия хотя и не так часто встречается, но люди от нее очень страдают и обречены на инвалидность. С таким диагнозом сюда недавно поступил четырнадцатилетний подросток. Микрохирурги придумали следующее: пересадили часть косточки со стопы на руку. И она прижилась! Сейчас парень проходит реабилитационный период, работает над тем, чтобы пальцы сгибались — до этого они вообще не шевелились. Микрохирурги подготовили документы на получение патента на изобретение — аналогов подобной операции в стране нет.

— В нашем центре, впервые на Дальнем Востоке, — поделился гордостью Хотченков, — начали делать стентирование. Это когда внутрь артерии в место ее сужения вводится эдакая сетчатая трубочка, которая не дает артерии сужаться, что часто происходит при атеросклерозе и заставляет страдать от невыносимых болей многих людей. После операции пациенты вообще забывают о муках. Это очень перспективное направление. Возможно, в скором времени в нашем центре будут работать и на коронарных артериях, а также очень серьезно займутся сердцем.

Планов — громадье, и, конечно же, нужны кадры. В этом большие надежды возлагают на кафедру госпитальной хирургии АГМА. Таких центров, как наш, на Дальнем Востоке больше нет. Есть микрохирурги, в том же Хабаровске например, работающие в каком-то узком направлении. А ближайший к нам полномасштабный центр находится в Новосибирске. Первые отзывы коллег о работе Амурского центра хорошие, они считают, что наши микрохирурги правильно поступили, что не зациклились на чем-то одном, а делают разноплановые операции. Это, конечно, приятно и придает амурчанам уверенности в своих силах.

Места в центре никогда не пустуют. Лежит там и малыш, который родился со сросшимися пальцами рук и ног. Ему сделали операции по рассечению кистей, сейчас уже обозначились коротенькие пальчики. Они все в шрамах. Микрохирурги проведут еще не одну операцию, чтобы мальчик к пяти-шести годам мог свободно держать в руке карандаш, ручку, чтобы мог писать, рисовать. И чтобы даже не догадывался о том, что не будь у нас Амурского центра микрохирургии, вряд ли вместе со своими сверстниками он вообще пошел бы в школу...

Из досье «АП»

Идея создания микрохирургического центра в Благовещенске появилась в 1996 году, когда заместитель главврача областной детской больницы по хирургии А. Малаев вернулся с международного симпозиума реконструктивной хирургии. Главный врач П. Косицын поддержал своего зама. То, что процесс этот длительный и очень дорогостоящий, понимали оба, но не отступились. Обратились за помощью к банкам, предприятиям, организациям. Л. Демьяненко, Е. Гнездилова, В. Урюпин, Л. Дутченко, Е. Дорофеева, А. Бельский, «Зеягэсстрой», Зейская ГЭС, Бурейская ГЭС — эти люди и предприятия первыми откликнулись на их призыв и выделили средства для приобретения оборудования для будущего центра.

Активно помогали в воплощении этой благородной идеи куратор АОДКБ от департамента здравоохранения обладминистрации Н. Лесик, финансового — А. Орел, И. Войтенко, Т. Головлева. Поддерживали инициаторов словом и делом депутаты облсовета Н. Пугачева, О. Турков, С. Горянский, от департамента здравоохранения — А. Платонов, О. Кокорина и все, кто понимал важность и необходимость создания данного лечебного учреждения. Заступив на должность губернатора, Л. Коротков также внес весомый вклад в создание центра, а более всего —  в приобретение уникального оборудования — триплоскопа. С помощью которого наши микрохирурги, первые на всем дальневосточном пространстве, сегодня творят чудеса.

Возрастная категория материалов: 18+