Как сказал губернатор Леонид Коротков, в этом году нам с ящуром в определенном смысле повезло. Болезнь вспыхнула в маленьком отдаленном селе Буссе: потери составили всего 239 голов скота против тысячи животных, уничтоженных в Садовом в 2004-м. Не сравнимы сегодняшние беды амурчан и с ситуацией в соседних регионах. Например, в Приморье ящур убил почти две тысячи коров и свиней.

— Мы еще отделались легким испугом, — совсем не шутя заявил губернатор. По словам главы области, вспышка ящура в Буссе стала едва ли не спасительной соломинкой для амурского животноводства: ветеринары успели дважды привить поголовье от вируса. Однако никто из чиновников не берется сказать, долго ли Приамурье будет держать оборону.

По данным областного управления ветеринарии с госветинспекцией, в год в область завозится более 17 тонн животноводческой продукции, в том числе около 15 тонн — из-за границы. По словам главного амурского ветинспектора Александра Решетникова, амурчанам бояться нечего. На рынках и в торговых точках появляется только проверенные мясо и молочные продукты. И все же чиновник признает: контрабандная продукция — около двух тонн в год — попадает на нашу территорию.

По мнению Михаила Кузьменко, заместителя руководителя управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, надо не бороться с последствиями, а предотвращать их причину. В доказательство своих слов он привел несколько цифр. Так, на противоэпизоотические мероприятия в 2005 году из областного бюджета выделено чуть более трех миллионов рублей, на 2006 год на эти цели предусмотрено примерно столько же. Между тем ущерб области от двух вспышек ящура превысил более 38 миллионов рублей. Со слов Михаила Кузьменко, дешевле увеличить финансирование ветеринарных служб, чем потом тратиться на ликвидацию последствий.

Еще одна проблема — отсутствие в области мест для утилизации биологических отходов. На территории Приамурья располагаются 275 скотомогильников, около 200 из которых не отвечают санитарным нормам. «Кладбищ» для животных нет в 232 населенных пунктах, в том числе в Архаре, Белогорске, Благовещенске, Райчихинске, Зее. Сегодня амурские ветеринары не могут избавиться от шести тонн арестованной контрабандной продукции. Некачественное мясо негде «хоронить». Отсутствие мест для утилизации отходов — не меньшая головная боль для Роспотребнадзора. По нынешним ценам построить скотомогильник обойдется ни много ни мало в 300 тысяч рублей. По правилам это должна быть десятиметровая бетонированная яма с ограждением.

Областные чиновники заявляют, что раскошелиться должны местные власти. Те, в свою очередь, уверяют, что 131-й федеральный закон об этом молчит. Споры и критика в адрес участников заседания вчера звучали не раз. Как сказал Леонид Коротков, причина многих нерешенных вопросов и в том, что единства в действиях ветеринарных областных и федеральных структур пока нет.

Возрастная категория материалов: 18+