Как розничные, так и оптовые цены заморожены с 19 сентября. Пойти на такой шаг топливных трейдеров заставила сложившаяся критическая ситуация на бензиновом рынке. По данным социологов, только за одну неделю, с 10 по 16 сентября, отпускные цены нефтеперерабатывающих заводов на горючее выросли на один процент по сравнению с предыдущей неделей. Такая тенденция прослеживалась в течение месяца. В результате цены на заправках менялись на глазах - разумеется, в сторону увеличения - что вызвало закономерное недовольство среди населения. Основными причинами роста внутренних цен на нефтепродукты эксперты считают зависимость внутренних цен на нефть от мировых и усиление налоговой нагрузки. Многие склонны считать, что топливный кризис в Америке (следствие обрушившихся на страну ураганов) сыграл на руку российским экспортерам нефти. Но это, так сказать, форс-мажорные обстоятельства. По заверениям все тех же экспертов, динамика цен прогнозируема и зависит от многих факторов. Среди них и упомянутое налоговое бремя - экспортная пошлина на сырую нефть и нефтепродукты - постоянно растет. Таким образом, государство сдерживает отток сырья из страны и пытается оградить российскую экономику от перенасыщения нефтедолларами. Кроме того, как это ни парадоксально, спрос на бензин у нас превышает предложение. И еще: около 65 процентов АЗС в России не входят в состав вертикально интегрированных компаний. То есть одна часть из большинства заправок принадлежат мелким региональным компаниям, которые вольны устанавливать ту цену, которую диктует рынок. Другая часть находится во франчайзинге - те же мелкие компании выкупают лишь бренд какой-либо крупной топливной корпорации и, опять же, устанавливают свои цены, не взирая на политику «сверху». Вышеописанная ситуация напрямую касается Приамурья. Так что по логике вещей амурчанам на неизменность ценников на заправках надеяться не приходится. Хотя если посмотреть на «ценовую блокаду» с другой стороны, то огорчаться раньше времени нам тоже не стоит. За комментариями по поводу стабилизации цен мы обратились к одному из представителей местных нефтяных компаний. Начальник отдела сбыта ОАО «Амурнефтепродукт» Николай Ворона считает такую «заморозку» популизмом: - Получается, что сначала цены «задрали» дальше некуда, а потом якобы заморозили. Если бы государство действительно так радело за благосостояние своих граждан, то стоимость ГСМ надо было «притормаживать» в самом начале. Не вижу смысла в этих действиях сейчас. Рост цен и так бы прекратился, а к зиме стоимость и вовсе понижается - это обычное сезонное явление. Московская НК «Альянс», кому, собственно, принадлежит «Амурнефтепродукт», в списке «благодетелей» не значится, поэтому никаких гарантий по поводу изменения-неизменения стоимости топлива региональные представители дать не могут. Все зависит от решений центра. Но, как сказал Николай Леонтьевич, это вовсе не означает, что цены непременно будут повышены. Нужно отметить, что данное решение нефтяных топ-корпораций в альянсе с госмужами вызвало неоднозначную оценку. В том числе и в Государственной думе. Напомним, инициаторами «заморозки» еще в начале сентября выступили депутаты-«единороссы», которые, собственно, и подготовили обращение к правительству. Думское меньшинство, в противовес партии власти, считает, что стабилизация цен проблемы не решает. Опасения среди представителей нижней палаты парламента вызывает ближайшее будущее, а именно - начало 2006 года. По мнению некоторых думцев, искусственно сдерживаемые цены могут с начала года резко взлететь вверх, чем неизбежно спровоцируют кризис. Пока кипят страсти, в высших эшелонах власти готовят новое обращение. Правительству предлагается решить вопрос о компенсации убытков сельхозпроизводителей (являющихся основными потребителями ГСМ в данное время года). «Единая Россия», например, советует использовать положительный опыт Франции и Австрии, где сельским товаропроизводителям при налогообложении компенсируют акциз на топливо, тем самым помогая уменьшить себестоимость продукции. По мнению депутатов «ЕдРа», это позволит обеспечить снижение цен на дизельное топливо и низкооктановый бензин соответственно на 10% и 20%, что будет хорошей поддержкой для нашего сельского хозяйства.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии