- С одной стороны, все упрощается, - говорит генеральный директор одной из страховых компаний Александр Никандров, - с другой - это создает почву для различного рода мошенников. Недавно милиция возбудила три уголовных дела в отношении группы, которая подставляла битые машины. В результате только наша компания сделала пять выплат на общую сумму более 700 рублей. ГИБДД - пока единственный заслон для мошенников. - Будет масса подставок, - добавляет руководитель другой страховой фирмы Анатолий Подручный. - Хотя с милицией тоже не совсем удобно работать. Необходимо, чтобы на месте происшествия присутствовал представитель страховщика. Сегодня наших сотрудников даже близко к месту ДТП не пускают. Кому незнакома картина: старенькая отечественная малолитражка, понурый дед, а рядом разбитое элитное авто и куча парней, на пальцах объясняющих, кто на самом деле виноват в столкновении. Хуже всего то, что даже присутствие инспекторов ГИБДД на месте происшествия далеко не всегда гарантирует справедливое решение о выплате компенсации по автогражданке. Валерий Иволгин -один из многих, кто столкнулся с многогранностью действующего законодательства и беспределом, который творится на благовещенских улицах. Восемнадцатого ноября он на своей «Тойоте-Королле» попал в аварию. - Ехал по улице Театральной, - говорит Валерий Иванович, - меня догнала «Хонда-Цивик». Сначала она врезалась в мою машину, а потом на встречной полосе столкнулась с «Тойотой-Кариб». Понаехала толпа крутых, один даже процедил сквозь зубы: «Ну че, дед! Влип?!» Я несильно испугался, тем более что моей машине задние бампер и крыло помяли. Не я врезался, а в меня. Даже инспектора были уверены, что закон на моей стороне. Каково же было удивление старика, когда он получил копию уведомления начальника городской ГИБДД о невиновности водителя «Хонды». Теперь на основании документа фирма-страховщик отказывается выплачивать Иволгину компенсацию. Где искать правды, Валерий Иванович не знает. Да, выяснять, кто на самом деле виновен, должны правоохранительные органы. Однако любителей покрутить баранку давно волнует отсутствие службы, способной зафиксировать ДТП и повреждения машин параллельно Госавтоинспекции. Так называемые страховые, или аварийные, комиссары прижились во многих крупных городах России. Как правило, они входят в организацию, работающую по договорам со страховыми компаниями. Страховой комиссар приезжает на место ДТП одним из первых, фотографирует, опрашивает свидетелей, собирает полный пакет документов, на основании которого страховщик выносит решение о выплате компенсаций тому или иному участнику страхового случая. В Благовещенске уже есть страховые организации, пытающиеся наладить работу страховых комиссаров. Пока это единичные случаи, и о их эффективности судить рано. Большинство же страховщиков поставлены перед фактом и принимают решения о выплатах на основании милицейских документов. В итоге все выливается в многочисленные судебные тяжбы. Далеко не все участники ДТП подкованы юридически и знают тонкости правильного оформления документов и поведения на месте аварии. Несмотря на множество государственных инициатив, система страхования автогражданской ответственности продолжает напоминать ярмо, причем не только для водителей, но и для страховщиков. С 2003 года базовый тариф по ОСАГО остается неизменным, хотя инфляция выросла примерно на 25 процентов. Водители и так считают его чрезмерно завышенным (около 2000 рублей), а страховые компании всерьез подумывают об отказе от предоставления подобного вида услуг. - Сегодня размеры выплат едва не дотягивают до размеров страховых взносов, - отмечает Александр Никандров. - Нам просто невыгодно будет заниматься автогражданкой. С первого января вступят в силу новые тарифы по автогражданке. Для легковых автомобилей базовая ставка по ОСАГО составит 2375 рублей. Как сообщают информагентства, соответствующее постановление подписал премьер Михаил Фрадков. Таким образом автогражданке дали очередной шанс выжить. Тем временем водители продолжают ломать голову над проблемой, как выбить причитающиеся деньги за разбитую машину. Во время ДТП мелочей не бывает Правила дорожного движения четко определяют конкретные действия водителя после ДТП. Автомобиль должен быть остановлен, его нельзя передвигать с места. Необходимо включить аварийную световую сигнализацию и выставить знак аварийной остановки (мигающий красный фонарь) на расстоянии 15 метров от автомобиля в населенных пунктах и 30 метров - за городом. Сразу на месте происшествия водитель обязан записать фамилии и адреса, телефоны очевидцев, а также свидетелей, которые могут быть и в других автомобилях, номера которых следует фиксировать. Если в вашем автомобиле есть пассажиры, попросите их оказать вам такую помощь. К сожалению, очень часто (и не всегда успешно) свою правоту приходится доказывать водителю, который в дорожно-тран-спортном происшествии совершенно не виноват. Так бывает, когда плохо составлены первичные документы по факту ДТП, не зафиксирована обстановка на месте происшествия, поверхностно описаны механические повреждения транспортных средств, следы и т. п. Чтобы сберечь свои силы, нервы, время и деньги, водителю поможет еще одна «аптечка», в которой должны быть: фотоаппарат с пленкой, рулетка, диктофон, блокнот и авторучка, электрофонарь, линейка. На месте происшествия снимайте, выявляйте, измеряйте и записывайте все, что имеет или только может иметь хоть какое-то к нему отношение. Как говорится, спасение утопающих - дело рук самих утопающих, поэтому водитель сам должен быть заинтересован в сборе фактов, которые помогут доказать правоту в суде.

Возрастная категория материалов: 18+