Как стало известно «АП», ОАО «Российские железные дороги» намерены продать свою часть акций в компании «Эльгауголь», занимающейся реализацией программы развития месторождения. Уже известны потенциальные покупатели ценных бумаг, среди которых крупные российские и зарубежные компании, готовые реализовать проект. Инвестор должен определиться в течение месяца. В 2000 году по инициативе Николая Аксененко, тогдашнего министра путей сообщения, было решено начать строительство подъездных путей к крупнейшим в мире Эльгинским залежам угля. Главный аргумент - загрузка Байкало-Амурской магистрали. МПС решило за четыре года построить 360 километров железной дороги к месторождению и соответствующую инфраструктуру: станции, депо, жилые дома, школы, детские сады. Финансирование строительства предполагалось вести за счет собственных средств железнодорожного ведомства. После подписания соответствующего распоряжения о начале сооружения подъездных путей в Зейском районе высадился десант проектировщиков и строителей железной дороги Улак - Эльга. Базовым поселком для них стал Горный. За несколько месяцев изыскатели выполнили съемку первых ста километров будущей трассы, Мосгипротранс изготовил проектно-сметную документацию, и подразделения Балтийской строительной компании «Восток» начали отсыпку полотна для будущей дороги. Строительство стремительно разворачивалось: каждый день в Верхнезейск и Горный, где дислоцировалась БСК, приезжали сотни строителей со всей России, поступала самая сов-ременная техника. В июне 2001 года в торжественной обстановке было уложено «серебряное звено» - первое на пути к Эльге. К этому времени БСК реконструировала взлетно-посадочную полосу в аэропорту Горного, начала сооружение часовни в Верхнезейске, заканчивала возведение собора Святой Троицы в Тынде. В стадии проектирования находились десятки социальных объектов на территории Зейского и Тындинского районов: спортивные центры, гостиницы, больницы. БСК перечисляла сотни миллионов рублей в качестве налогов в бюджеты северных районов и областной. В территориях была ликвидирована безработица, рабочие получали солидные заработные платы. Но такая идиллия просуществовала недол-го: в январе 2002-го распоряжением нового министра путей сообщения Геннадия Фадеева строительство подъездных путей было приостановлено, а потом и вовсе законсервировано. К тому времени БСК удалось построить 60 километров железной дороги и 127 притрассовой автомобильной, базовые поселки, гаражи, отсыпать площадки под различные объекты инфраструктуры. Всего было выполнено работ на 11 миллиардов рублей. Сейчас, спустя четыре года, компания «Российские железные дороги», правопреемник МПС, решила вернуть средства, затраченные на инвестиционный проект, и продать свою долю (30%) акций в компании «Эльгауголь», занимающейся реализацией программы развития Эльгинского месторождения угля. Часть акций компании также принадлежит Министерству имущественных отношений Республики Саха (Якутия), ЗАО «Восточная строительная контрактная корпорация», ОАО ХК «Якутуголь». Как отметил президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин, компания осознает свою ответственность при продаже крупной доли в одном из стратегических месторождений страны. Железнодорожники намерены выбрать наиболее привлекательное предложение. В нем, в частности, будет учитываться тот факт, что будущий инвестор также выкупит объекты незавершенного строительства железной дороги к месторождению, а также проектно-сметную документацию к ней. Интерес к покупке у Российских железных дорог 30% акций «Эльгаугля» уже проявили восемь российских и японских компаний - они уже подали заявки на участие в аукционе. Он состоится в Москве в течение месяца, дата его проведения постоянно переносится и пока неизвестна. Среди претендентов известные в мире компании «Ренова», АК «АЛРОСА», группа «Мечел», «Sumisho Coal Far East», «Sumiomo», «Sojitz Corporation». В «Эльгаугле» заявляют, что участие иностранного капитала в уставном фонде компании ожидается и приветствуется. Даже в том случае, если ОАО «РЖД» отдаст предпочтение предложению отечественного холдинга, иностранные игроки, такие, как «Sumitomo», «Sojitz», а также корейские и бразильские компании, могут стать соучредителями посредством покупки акций «Эльгаугля» у других акционеров. По словам генерального директора ОАО «Эльгауголь» Мухамеда Циканова, ни о каком отторжении иностранных компаний от участия в проекте и речи идти не может. Как считают наблюдатели, наибольшие шансы в споре инвесторов имеют японцы. Они уже вложили 80 миллионов долларов в Нерюнгринское месторождение угля. - Я был в Токио и своими глазами видел неподдельный интерес японцев к нашему углю, - рассказывал «АП» первый заместитель директора ОАО ХК «Якутуголь» (Нерюнгри) Роман Худолий. - Они готовы вкладывать деньги в развитие Эльгинского месторождения уже сегодня. Потребность в коксующемся угле у Японии колоссальная. Другое дело, что они хотят развивать само угольное месторождение, а вот построить железную дорогу, по их мнению, должно государство. - Если они получат и права на разработку Эльгинского месторождения, то в обмен на вложение средств японцы могут потребовать от России уступок в отношении Курильских островов, - признался «АП» Владимир Климов, директор порта «Ванино», через который уголь пойдет на экспорт. Заинтересовался судьбой Эльгинского месторождения и Владимир Путин на встрече, которая проходила в январе в Якутске. Ему предложили план строительства железной дороги, по которому предполагается частичное финансирование за счет государства. - Если мы вложим два из 2,7 миллиардa долларов предполагаемых инвестиций, то возникает вопрос: а где другие акционеры? - задал резонный вопрос российский президент. - И зачем тогда нужны другие акционеры? Государству достаются только расходы, а частным фирмам только доходы, если мы сначала за пять копеек распродаем запасы, а потом за счет государства строим инфраструктуру. Ажиотаж вокруг Эльгинских залежей угля понятен: это месторождение располагает разведанными и утвержденными запасами высококачественного угля в количестве двух миллиардов тонн, обеспечивающими его добычу на срок более 100 лет. Оно является стратегически важным для промышленного развития всего Дальневосточного региона и экспортного потенциала России. - Как только будет определен новый владелец 30% акций компании, а это, вероятно, произойдет в течение месяца, - делает прогнозы один из учредителей «Эльгаугля», - должны начаться работы по расконсервации строительных объектов на линии Улак - Эльга, расположенных на территории Амурской области. Ведь с точки зрения бизнеса необходимо будет окупить вложенные 11 миллиардов рублей. Единственный путь в этом случае - это достроить дорогу до Эльги и начать добычу угля. Возобновление сооружения этой железной дороги даст мощный толчок развитию экономики Амурской области. Снова будут задействованы строительные организации, появятся новые рабочие места. А когда начнется добыча угля, получит загрузку восточный участок Байкало-Амурской магистрали, проходящий по территории Тындинского, Зейского и Селемджинского районов. Все вместе это позволит коренным образом изменить жизнь северных районов области, прежде всего развить инфраструктуру по самым разным направлениям, начиная с транспортного и заканчивая социальным.
На Эльгинское месторождение претендуют японцы
ЭкономикаВ этом году предполагается возобновить строительство подъездных путей к Эльгинскому месторождению угля, расположенному в Якутии. Для нашей области этот проект интересен тем, что треть протяженности железной дороги от разъезда Улак в Зейском районе до границы с Республикой Саха (Якутия) проходит по территории Амурской области.
Фото: Архив
Амурская правда
от 23.03.2006
Комментариев пока не было, оставите первый?
Комментариев пока не было
Комментариев пока не было
Добавить комментарий
Комментарии