На нее с восторгом смотрят героини картины — провинциальные девчонки, не верящие своему счастью: перед ними сама (!) Татьяна Конюхова.
Героиня Ирины Муравьевой с восторгом восклицает: «Конюхова! Обожаю!» Режиссеру фильма Владимиру Меньшову нужно было показать кинозвезду шестидесятых годов, и он выбрал Татьяну Конюхову.
Сегодня трудно представить размах той славы, которая ее окружала. Огромный портрет с ее изображением находился в самом центре Москвы, на площади Свердлова, у Большого театра. Впервые появившись на экране в 1952 году в фильме «Майская ночь», она стала интенсивно сниматься и быстро стала настоящей звездой. Судьба актрисы в кинематографе сложилась в соответствии с эпохой, в которой она была востребована, и новым временем, участвовать в отображении которого на экране Татьяна Конюхова не пожелала. Звание народной артистки России она получила в 1990 году. В фильмографии Конюховой 60 ролей в кино. В 90-е годы она уже почти не снималась, игнорируя сценарии, которые ей присылали. Она не находила в них ничего достойного, комментируя время «чернухи» в отечественном кино в своих интервью достаточно откровенно. В эти годы Конюхова хоть и не снималась, но все же не сидела без работы — преподавала в театральной студии, детской академии народного творчества. Ей удалось сохранить свой внутренний мир в неприкосновенности. Она играла в антрепризных спектаклях, выступала с концертными программами по поэзии Цветаевой и Ахматовой.
Впервые я увидел актрису шесть лет назад на кинофестивале в Анапе. Она выступала в концерте. В зале был ощутим мгновенный подъем при появлении этой красивой, стройной, жизнерадостной, неподдельно искренней женщины. После концерта мне посчастливилось высказать ей свой восторг. Впрочем, не мне одному: ее окружили плотным кольцом, меня оттеснили, и она исчезла в этой волне цветов, поклонов и протянутых за автографами рук. Прошел год, и я снова встретился с Конюховой, но уже здесь, на фестивале «Амурская осень». Татьяна Георгиевна стала неизменной участницей нашего кинофорума, в Благовещенск она приезжала четырежды.
Конюхова — моя любимая актриса, и я хожу на все ее выступления в рамках фестиваля. «Талант — единственная новость, которая всегда нова», — сказал Пастернак. И действительно, сколько ни обращаешь свой взор на Татьяну Конюхову, она не перестает быть интересной, притягательной, неповторимой. Она по-особому выстраивает себя, несет по жизни. Все сказанное ею — весомо, значительно. Она лишена банальности. Бесподобно читает стихи Цветаевой, Бунина. Кстати, Бунина у нас в стране, кроме Татьяны Георгиевны, со сцены не читает никто.
Каждое ее выступление, даже самое короткое, несет мысль, образ, остается в памяти. Это свойственно далеко не каждому творческому человеку. В свои нескрываемые 75 лет она зажигательно танцует на фестивальных вечеринках, отбивает чечетку, всегда в отличной форме. Она очень добрая, сердечная, всегда улыбчивая женщина. Татьяна Георгиевна сделала мне поистине царский подарок: подарила несколько вечеров долгих откровенных разговоров, рассказов о жизни, о невидимых миру особенностях актерской профессии, о победах и разочарованиях.
— Я родилась в Ташкенте. Отец был кадровым военным, занимавшим пост в ЦК компартии республики. По характеру отец был замкнутым и суровым, мама — настоящая украинка — темпераментная, шумная, — рассказывает о себе Татьяна Георгиевна. — Из этого сплава я и родилась. Жили очень скромно. С раннего детства я была очень независимой, самостоятельной. Первая моя фраза — «я сама». Уже в детстве я мечтала стать актрисой. Лет в пять я усаживала бабушку на стул и устраивала для нее представления. Когда мне было 12 лет, наша семья переехала в Прибалтику. И там я впервые в жизни увидела настоящих артистов. В Лиепаю из Москвы приехал Театр Армии и привез «Учителя танцев» с замечательным, дивным Владимиром Зельдиным. Меня потряс этот спектакль. Мне так понравилось это, что я решила поступать во ВГИК. Узнала, что есть такой институт, где «делают артистов». В тот год на актерский факультет поступало 800 человек, а брали только 16. Меня приняли.
Уже на втором курсе Татьяну утвердили на главную роль в фильме «Майская ночь». Учась в институте, она снялась в картинах «Судьба Марины», «Запасной игрок», «Вольница», «Доброе утро». Эти фильмы вмиг облетели экраны страны. Единственное, что ее тогда расстраивало, это однообразность ролей. Режиссеры видели в Конюховой замечательную красивую девушку — комсомолку с сильным характером, крепкой волей. Но молодая актриса всей душой и талантом стремилась к другим персонажам.
Фильм Леонида Лукова «Разные судьбы» прожил большую, долгую, очень счастливую жизнь на экране, его часто показывают и теперь. Ее героиня Соня Орлова — любящая, жертвенная, не позволяющая обременять своей болью других. Роль принесла Татьяне Конюховой невероятную популярность на многие годы. Она до сих пор с нежностью вспоминает своих партнеров по фильму: Георгия Юматова, Сергея Филиппова, Всеволода Санаева, Ольгу Жизневу. Приглашений сниматься ей поступало очень много.
— Счастлива, что именно меня пригласил в свой фильм «Звезды и солдаты» режиссер с мировым именем Миклош Янчо, — продолжает рассказ Татьяна Георгиевна. — Рада, что удалось сломать сложившийся стереотип, сыграв в «Женитьбе Бальзаминова» роль чумазой дворовой девки Химки. Эта работа не пересекается с другими моими ролями в кино, там новые краски, юмор, гротеск и меткие бытовые наблюдения. Особое место в моей жизни занимает комедия «Карьера Димы Горина». Этот фильм дал мне ощутить радость создания яркого характера, я развернула все свои возможности. Ведь у каждой заметной актрисы есть такие работы. Во время съемок этого фильма я ждала ребенка. снималась, как я это определяю, вместе с будущим сыном. И там я прыгаю с двухметровой высоты кузова. И моя героиня идет навстречу герою Александра Демьяненко по высоковольтным проводам. Подобные съемки совершенно эксклюзивны в нашем кино. Одну из ролей в этой картине играл Володя Высоцкий. Он был тогда такой юный, все время с гитарой в руках. Однажды он сказал мне: «Танечка, а почему вы к нам никогда не заходите?» — «А вы знаете, Володечка, я не люблю блатные песни». И вдруг подумала: «Боже мой, ну зачем я человека обидела?» Он так застенчиво взглянул на меня, гитару отложил.
Одной из самых больших трагедий в ее актерской жизни, по признанию Конюховой, стал фильм «Хождение по мукам». Режиссер Рошаль, после того как Татьяна Георгиевна прошла кинопробы на роль Даши, сказал в одном интервью, что две героини у него уже есть — это Нифонтова и Конюхова. Татьяна Георгиевна, услышав такое заявление, тут же отказалась от других, весьма интересных предложений. Скрепя сердце, она сказала «нет» Михаилу Калатозову, ставящему «Летят журавли». Ассистентам Эльдара Рязанова она рассказала про потрясающую девочку с аккордеоном Люсю Гурченко.
— И вдруг узнаю, что на мою роль в «Хождение по мукам» пригласили даже не актрису — еще студентку Нину Веселовскую! — до сих пор не может смириться с коварством актерской профессии Татьяна Георгиевна. — И она будет сниматься. Меня спас режиссер Леонид Луков, который в готовый сценарий «Олеко Дундича» добавил роль для меня, причем назвав героиню именно Дашкой.
Потом она стала сниматься реже. Потому что не было у нее мужа-режиссера или сценариста, которые бы о ней заботились. Татьяна Конюхова шла к своим героиням всегда по конкурсу, на общих основаниях, и получала роли, пройдя очень длинный коридор. Татьяна Георгиевна призналась, что была очень счастлива в личной жизни. Муж Владимир Кузнецов был уникальным человеком, это один из сильнейших копьеметателей мира, профессор педагогики, основоположник науки о резервных возможностях человека — антропомаксимологии. Они прожили вместе 27 лет. Кузнецов ушел из жизни рано, в 55. У Татьяны Конюховой замечательный сын Сергей, сотрудник МИДа, и любимая внучка Ольга, студентка РГГУ.
— Я не сижу без работы и сегодня, — завершает рассказ о себе актриса. — Преподаю актерское мастерство в университете культуры, в этом году выпускаю свой курс. Вновь приглашают в кино. Только за последний год я снялась в сериалах «Экстренный вызов», «Сенатор», «Даша Васильева» и фильмах «Последний приказ генерала», «Ностальгия о будущем». Свое жизненное кредо определяю стихами Пастернака: Во всем мне хочется дойти до самой сути — в работе, в поисках пути, в сердечной смуте.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии