Мост, который построил Джесс
Гоняясь за престижными премиями, востребованными актерами и рекордными бюджетами, создатели кино чересчур увязли в мире взрослых проблем и мировой несправедливости. Сказать по правде, современный зритель уже успел основательно подзабыть, что же такое детское кино.
Юных актеров все больше норовят приглашать на роли злобных призраков или, как вариант, их потенциальных жертв. В России, где когда-то сняли самые лучшие фильмы для детей всех времен, этот жанр вообще вычеркнут из списка, в котором уверенно лидируют темы войны, бандитских разборок и романтической чуши. Голливуд, в свою очередь, тоже особо не радует - стремительно взрослеющий дежурный по классу Гарри Поттер и «Хроники Нарнии» - этого, мягко говоря, маловато. Время недетского кино На унылом фоне сложившейся ситуации (и мы еще смеем удивленно разводить руками, мол, дети играют либо в Человека-паука, либо в Сашу Белого) фильм Габора Чупо «Мост в Терабитию» служит этаким напоминанием, что кино можно делать не только для взрослых, желающих впасть в детство или, наоборот, задуматься о чем-то несвойственном обыденной жизни. Как бы ни менялся мир, в нем все еще существуют дети, которым, должно быть, грустно оттого, что о них забывают. Вышеупомянутая советская киноиндустрия съела всех мыслимых и немыслимых собак в отношении детского кино, выдала внушительную обойму настоящих шедевров и огромное количество средних фильмов, после чего канула в Лету вместе с нерушимым Союзом. Новый свет не может похвастаться таким же солидным опытом - львиная доля детского кино в США была произведена компанией Уолта Диснея, и «Мост», кстати, не исключение. Именно диснеевским фильмам удавалось удержаться в рамках жанра. Другие попытки в результате выливались во что-нибудь вроде «Моей ужасной няни» или «Затуры» - красивые, но достаточно истеричные истории с сомнительной моралью. Тот же «Гарри Поттер» при всех своих несомненных достоинствах слишком уж эффектная сказка. Расчет на то, что на фильм придут не только семьи, но и просто любопытные дяди и тети, очевиден. «Мост в Терабитию» при всей своей кажущейся «взрослости» - это в первую очередь фильм про и для детей. За невеликой сказочностью сюжета скрываются очень и очень важные проблемы, и в первую очередь проблема одиночества, когда реальный мир чересчур занят либо собственными делами, либо собственным превосходством. Пытаться привлечь его внимание не только затруднительно, но и чревато шишками и синяками. Лучше придумать себе свой собственный мир. В предваряющей премьеру рекламе фильма упор опрометчиво был сделан именно на фэнтезийную сторону сюжета, которая занимает в картине далеко не первое место. Фильм пиарился, как очередные «Хроники Нарнии» - тем сильнее было удивление зрителей, пришедших на сеанс. Удивление, а не разочарование - потому что там, где должны были быть захватывающие приключения подростков в параллельном мире, оказалась необычайно правдивая и грустная история, которая вряд ли оставит равнодушным зрителя любого возраста. Куда бежать от реального мира Джесс - пятиклассник, у которого нет друзей. Единственными приятелями он может назвать принадлежности для рисования, которое является еще одним поводом для насмешек одноклассников. Есть еще младшая сестренка, которая слишком уж часто становится досадной обузой, и не очень внимательные родители, увлеченные оплатой каких-то сверхважных счетов и скучным садоводством. Попытка повысить свой статус в классе победой в забеге оборачивается провалом - только что пришедшая в школу девчонка по имени Лесли играючи лишает Джесса долго-жданного первого места. Впрочем, сама Лесли тоже не пользуется особой любовью у школьников. Юные американцы поднимают ее на смех, стоит ей наивно признаться, что у нее дома нет телевизора. По всей видимости, это гораздо хуже, чем носить очки в российской школе: Лесли прочно занимает одно из лидирующих мест в списке изгоев, что в конечном итоге и заставит Джесса присмотреться к ней получше. Подружившись, подростки понимают, что бороться со сложившейся в классе системой - пустая трата времени и сил. Постепенно они выстраивают свой собственный мир, где одну из главных ролей играет свобода воображения, а тролли, Черные властелины и цивилизованные стрекозы прилагаются заслуженным бонусом. Теперь каждый их день начинается с окончанием учебного. Предоставленные самим себе, дети втягиваются в собственную игру настолько, что реальный мир постепенно начинает сдавать позиции, теряя былую значимость в их жизни. Дом на дереве в лесу, о котором даже не подозревают родители Джесса и Лесли, заменяет им родительские дома, выгодно отличаясь от них как местоположением, так и удивительными событиями, которые творятся вокруг. Жаль только, что у этой сказки очень грустный конец, продиктованный вмешательством повседневной жизни с ее ловушками и опасностями, которые и не снились выдуманным злым персонажам. «Мост в Терабитию» - это, пожалуй, один из самых сильных по воздействию на зрителя американских фильмов последних лет. Отзывы в Интернете практически копируют друг друга - взрослые, которым пришло в голову сводить на сказку собственных детей, честно признаются, что не смогли сдержать слез. Эффект неожиданности в России набрал еще большую силу - повесть Кэтрин Паттерсон была опубликована на русском языке в 2003 году под изуродованным названием и не дошла до большинства своих читателей в нашей стране. Спасибо режиссеру - он вполне мог взять за основу именно воображаемую часть этой истории и слепить очередную красивую сказку в духе какого-нибудь «Эрагона». Выбрав другой путь, Чупо создал беспрецедентный фильм о дружбе, свободном полете мысли и счастье, за которое часто приходится платить чувством утраты и необратимости поступков. Джесс справится с горечью и чувством вины, доказав, что жизнь продолжается, значит, у этого тихого парня есть чему поучиться и сверстникам, и их родителям. Стань творцом после уроков Исполнители главных ролей Джош Хатчерсон и Анна-София Робб в кино уже не новички. Джош успел отметиться в ряде фильмов, в число которых входит и «Затура» - нечто вроде вариации на тему «Джуманджи» с космической подоплекой. В «Мосте в Терабитию» его персонаж гармонично балансирует между чуть ли не аутизмом и потрясающей открытостью. Джесс готов подпустить человека близко - но далеко не всякого человека. Родной отец вызывает у него смешанное чувство раздражения с удивлением: мол, чего хочет от меня этот непонятный мужчина, по какой-то причине живущий в моем доме? С родителями мальчик не делит решительно ничего - ни горе, ни радость. В основном потому, что прекрасно знает, что получит взамен. Нельзя сказать, что родители абсолютно равнодушны к мальчику. Время покажет, что они, как и любые другие нормальные мать и отец, способны переживать, плакать и пытаться поддержать ребенка. Проблема в том, что рутина повседневной жизни с ее проблемами и неудачами затянула их настолько, что понять сына с его красочками и альбомчиками они просто не в состоянии. Заметить в нем серьезнейшие перемены - тоже. Сам Джесс видит это слишком ясно, чтобы подавать какие-то сигналы. У Лесли (помните зазнавшуюся чемпионку по жеванию жевательной резинке из «Чарли и шоколадной фабрики»? Это была Анна-София Робб) немного другая история. Ее родители смахивают то ли на слегка чокнутых обывателей, то ли на притворившихся людьми инопланетян. Отсутствие в доме телевизора они мотивируют тем, что «проклятый ящик» развращает тех, кто его смотрит. Ремонт превращают в безудержное веселье в духе Карлсона или Мэри Поппинс. Но при этом они тоже основательно удалены от дочери - в противоположном от родителей Джесса направлении, уделяя слишком много внимания самим себе. Предоставленные собственным фантазиям дети - отличная пара. Здесь нет ни лидера, ни пассивного последователя. Научившись понимать друг друга с полуслова, а то и жеста, Джесс и Лесли становятся обладателями удивительного дара - самостоятельно творить мир вокруг себя. Деревья вдруг становятся великанами-троллями, безобидные белки - опасными и агрессивными тварями, а там, где был привычный пустой горизонт, вдруг вырастает огромный замок. Терабития, родившись в воображении главных героев, быстро начинает подкидывать им невиданные сюрпризы. Это сочетание реальности с выдумкой чертовски интересная штука. Зритель сам не замечает, как вместе с Джессом и Лесли начинает ерзать в кресле, мучаясь от нетерпения и любопытства. Многим уже после просмотра видится необычное в обычном. В целом картина, несмотря на изрядную порцию печали, оставляет самые благоприятные впечатления, и большинству явно захочется пересмотреть его в будущем. Итак, мы увидели, каким может быть детское кино сегодняшнего дня. Неглупым и захватывающим, полным оптимизма и забавных моментов. Правда, многие взрослые, разревевшись на второй половине картины, решили, что детям так печалиться нельзя. Не знаю, может, и нельзя. Но печали, говорит нам фильм, подстерегают не только в кино и на книжных страницах. Гораздо больше их в жизни. И если «Мост в Терабитию» наряду с развлекательной функцией станет для детей помощником в затянувшейся ежедневной битве с отрицательными сторонами бытия, неужели кто-то выскажется против?