Для нашей области с маленьким населением и слаборазвитой промышленностью это высокий показатель. Более подробно о ситуации с травматизмом на наших предприятиях корреспонденту «АП» рассказал главный государственный инспектор Государственной инспекции труда по Амурской области Игорь Селянин. - Игорь Николаевич, о чем говорит тот факт, что за минувшие 12 лет общее количество несчастных случаев уменьшилось в четыре раза, а травм со смертельным исходом - всего вдвое? - У нас имеются очень большие сомнения в том, что в действительности произошло четырехкратное снижение несчастных случаев. В 1995 году в области по большому счету мало что работало. В последнее время мы наблюдаем подъем в амурской экономике. А, по статистике, количество несчастных случаев на производстве стремительно сокращается. Такое возможно при создании идеальных условий труда, а они, наоборот, ухудшаются. - Тогда в чем же дело? - На наш взгляд, имеющаяся статистика не в полной мере отражает реальное положение дел в этой сфере. Она не совсем прозрачна. Многие работодатели просто не предоставляют отчеты по травматизму. Другие в силу различных причин скрывают произошедшие у них несчастные случаи. Даже с тяжелыми повреждениями здоровья людей. Между тем работодатель обязан в течение 24 часов известить нас о полученной его работником травме. К сожалению, зачастую пострадавшие из-за незнания или нежелания портить отношения с начальством помогают ему в сокрытии производственного травматизма. В 2006 году нами было установлено 11 скрытых несчастных случаев с тяжелыми трудовыми увечьями, один - со смертельным исходом. Выявлены и проведены расследования по скрытому травматизму в детском оздоровительном лагере «Колосок», ООО «Речной порт - терминал», «Стар Тимблер», «Амурсельхозтехника», КФХ «Ярош» и «Назаренко» и в других организациях и предприятиях. - Какая картина вырисовывается в нынешнем году? - Тоже не очень радостная. Так, за первое полугодие пытались скрыть одних только тяжелых увечий семь. 10 июля к нам пришел молодой человек с заявлением о тяжелой травме, полученной им еще шестого апреля. Это рабочий ООО «Мясной дом» в Свободном. Ему во время работы отсекло на левой руке несколько пальцев. Однако работодатель эту тяжелую травму скрыл и расследования несчастного случая совместно с Гострудинспекцией не проводил. По-видимому, парню проставляли в табели «восьмерки», а он в это время проходил лечение. Ему два раза делали операцию. Кто-то посоветовал свободненцу обратиться к нам. Теперь после нашего расследования будет составлен акт по форме Н-1 о несчастном случае на производстве, если это подтвердится разбором его заявления. После прохождения медико-социальной экспертизы, в зависимости от степени утраты трудоспособности, пострадавший получит единовременное пособие в размере не менее 60 минимальных размеров оплаты труда. Мы будем заниматься расследованием этого несчастного случая. Работодателя ждет штраф за сокрытие травмы на производстве. - Как сурово наказание? - Законодательством предусмотрен штраф - от 5 до 50 минимальных размеров оплаты труда. Мы, скорее всего, накажем руководителя по максимуму, но это все равно очень маленькое наказание за столь серьезное нарушение. Дело в том, что в соответствии с федеральным законодательством МРОТ при назначении штрафов берется равным ста рублям. Поэтому работодателям выгоднее заплатить пять тысяч рублей, чем создавать нормальные безопасные условия труда для своих работников. Ради получения более высокой прибыли приносится в жертву здоровье людей. Возьмем строительство гостиничного комплекса в Благовещенске на пересечении улиц 50 лет Октября и Горького. При нашей проверке обнаружено, что настил строительных лесов выполнен с недопустимо большими щелями. Рабочие работают на высоте без страховочных поясов и касок. - Какие еще факторы ведут к травмам на производстве? - С работниками не проводится инструктаж по технике безопасности или это делается халатно. Люди, прежде чем приступить к работе, также должны пройти стажировку - от двух до 14 смен - в зависимости от образования, квалификации и сложности производственного процесса. Это требование работодатели часто нарушают, особенно частные предприниматели. К росту несчастных случаев ведет большой объем сверхурочных работ. Это прежде всего относится к водителям транспортных средств. В прошлом году на железнодорожном переезде на станции Возжаевка произошло столкновение поезда с автобусом. При расследовании этого несчастного случая с гибелью людей было выявлено, что водитель (он также погиб) очень много работал и соответственно мало отдыхал. Согласно приказу Минтранса от 20 августа 2004 года N 15, отдых между сменами должен составлять не менее двойной продолжительности смены. Трудовой кодекс запрещает работать сверхурочно более 120 часов в год. Однако эта статья сплошь и рядом нарушается по вине работодателей, а работники идут на сверхурочные, чтобы побольше заработать. - Игорь Николаевич, какие еще имеются проблемы в части соблюдения порядка расследования и учета несчастных случаев? - Проверки показывают, что не соблюдаются установленные сроки расследования. Часто причины полученных травм не соответствуют фактическим обстоятельствам происшествия, в результате нередко вина возлагается на пострадавшего. Как следствие, от ответственности уходят должностные лица - истинные нарушители требований охраны труда. Комиссия, созданная работодателем, при участии Гострудинспекции, имея соответствующие материалы расследования тяжелых и смертельных несчастных случаев, квалифицирует их, как связанные с производством, и отправляет документы в Фонд социального страхования для назначения работнику социальных выплат. Однако страховщики в отдельных случаях, ссылаясь на свою экспертизу, отказывают человеку в назначении пособия, предусмотренного действующим законодательством. Работникам при этом приходится обращаться в суд, а данная категория гражданских дел рассматривается в судебном производстве не один год. - Способствует ли эффективной работе на ниве охраны труда существующее федеральное законодательство? - Вы затронули больное место. Отрицательно сказалось на расследовании и учете несчастных случаев упразднение практически во всех федеральных органах исполнительной власти структурных подразделений, занимавшихся охраной труда. Органы местного самоуправления, в связи с разделением функций, не получили четких полномочий для решения вопросов охраны труда. За послед-ние годы утратил силу ряд ранее действовавших нормативных актов, а новые до сих пор не появились. Негативно сказался на нашей работе и 134-й Федеральный закон. Согласно ему, органы государственного контроля и надзора могут проводить свои плановые проверки юридических лиц не чаще одного раза в два года. Документ принят в угоду работодателям и не способствует улучшению условий труда на производстве. Если в этом направлении ситуация не изменится, то возможен социальный конфликт вместо постоянно декларируемого социального партнерства.