До наступления холодов надо успеть сделать на сухогрузе ремонт корпуса, а механику «подлечим» уже по весне, — ввел в курс дела заместитель генерального директора завода Владимир Громов.

В прошлом году судостроительный получил первый за последнее время серьезный госзаказ, выиграл конкурс Минобороны. В октябре был заложен большой гидрографический катер. Сегодня корпус судна сформирован практически на сто процентов и готов к испытанию. Идет монтаж механизмов, трубопроводов. В ноябре предстоит заизолировать все помещения, а с декабря на военном катере планируют начать электромонтажные работы.

— По контракту спустить на воду судно мы должны в 2009 году. Но, взвесив свои силы, поставили задачу сдать гидрографический катер на год раньше, — отметил руководитель предприятия Вячеслав Попов. — Вкладываем в строительство свои оборотные средства.

«Есть у нас и своя «Бастилия», — с иронией говорят корабелы. Это рыбоохранное судно, которое наполовину готово, но превратилось в долгострой. Оно изготавливается по заказу Госкомрыболовства и уже семь лет не финансируется. Наконец появилась надежда достроить судно. Правда, для этого его необходимо переделать в научно-исследовательское. В сентябре по приглашению амурского губернатора судостроительный завод посетил глава Федерального агентства по рыболовству Андрей Крайний. Была достигнута предварительная договоренность о финансировании «замороженного» плавобъекта. А буквально недавно Госкомрыболовства объявил конкурс на достройку научно-исследовательского судна. Однако Благовещенский судостроительный в нем участвовать, по всей видимости, не будет. Условия данного конкурса, уверяют на заводе, выполнить просто нереально. А попасть в «черный список» неблагонадежных исполнителей коллектив не хочет.

— Конкурсная документация подготовлена слабо. По сути, не сделано никакой проектной проработки. Получается, все судно надо перерезать, трюм переместить в другое место, изготовить новую надстройку, но сумма такова, что мы в нее никогда не уложимся, — считает руководство завода. — А если откажемся, то нас сразу же внесут в реестр неблагонадежных поставщиков. С одной стороны, это заставляет исполнителей реально оценивать свои возможности. Но реальная оценка должна быть обоюдной — и у того, кто объявляет конкурс, и у того, кто собирается в нем участвовать, будет его исполнять. А пока, как говорится, игра идет в одни ворота.

Свои веские аргументы руководство завода направило губернатору, в конкурсную комиссию и Федеральное агентство по рыболовству. Есть два возможных варианта. Первый — судно могут забрать и разместить на другом заводе. Второй, более предпочтительный, — надо подойти к вопросу с экономической точки зрения и доработать конкурсную документацию.

Легче новое судно построить, чем выполнить предлагаемый вариант, и дешевле будет, говорят на заводе. А здесь научились считать каждую копейку. Иначе бы не выжили. В Благовещенске нет больше хлопкопрядильной и спичечной фабрик, других крупных производственных предприятий, а судостроительный действует и уверенно смотрит в будущее. Мы заглянули в механический цех. Чтобы увеличить ассортимент «точонки» (так заводчане называют детали машиностроения), на судостроительном запустили современные станки с числовым программным управлением. Однако сегодня они простаивают — нет массовой продукции.

— Эти станки экономичны только для большой партии деталей, а изготавливать на них по 30 — 40 штук нам невыгодно, — пояснили рабочие, — поэтому работаем на универсальных токарных.

Рядом с одним из станков с ЧПУ в ожидании своего часа простаивает и «непрофильное» изделие заводчан, на которое начальник механического обратил наше внимание. Это дымосос. Когда-то судостроительный поставлял их для котельных области. На заводе говорят, что с успехом могли бы делать это и сегодня.

— Когда наше основное производство, по судостроению, пошло на убыль, мы не ждали манны небесной. Стали больше внимания уделять попутной продукции. Наши конструкторы усовершенствовали и дымососы. Опробовали их сначала у себя на котельной — работают успешно, и намного надежней тех, что мы получали раньше с других заводов. Один из пробной партии отдали военным: в екатеринославской части на котельной возникла аварийная ситуация. Потом узнавали — оборудование работает нормально, никаких претензий к заводу нет, — говорит начальник механического цеха Сергей Димура. — Но ЖКХ Амурской области до сего времени почему-то закупает дымососы для котельных в других регионах. Наше руководство несколько раз выходило на областной уровень с предложением рассмотреть этот вопрос — ответа так и не получили.

Еще одно перспективное направление попутного производства амурских корабелов — горячая оцинковка деталей. Несколько лет назад здесь усовершенствовали технологию, которая позволяет цинковать детали длиной до 13 метров. К примеру, защитное покрытие позволяет продлить срок службы опор линии электропередачи с 20 до 80 лет. Пошли на определенные затраты и попали в точку. Производство оказалось востребованным. В результате заняли рынок на Дальнем Востоке, и сегодня завод принимает заказы из Хабаровского края, Сахалина, Иркутской области, Приморья.

Нам показали уникальный трубогибочный станок — единственный в области. Его приобрели, когда начали осваивать группу судов для Военно-морского флота — танкеры, водолеи. Он позволяет гнуть трубы большого диаметра и за короткое время изготовить всевозможные коленья, отводы под любым углом, рассказал зам. генерального и подчеркнул, что в этом вопросе судостроители готовы также более плотно сотрудничать с жилищно-коммунальным сектором.

— В прошлом году закупили линию плазменной резки с программным управлением, — продолжил Владимир Громов. — Это позволяет, во-первых, экономить металл — раскрой делается оптимальный, нет таких отходов, как при ручной резке. И самое главное — после такой резки качество сварки намного выше.

Однако на производстве попутных изделий в виде различных емкостей, деталей машиностроения и металлоконструкций судостроительный завод способен удержаться на плаву, но не более того. Главные надежды на расцвет предприятия коллектив связывает с загрузкой мощностей под изготовление «родной» продукции — сейнеров, танкеров. Уже подписан контракт на изготовление двух плашкоутов для Сахалина. В ноябре начнется закладка. Прибрежное рыболовство будет всегда востребовано, считают судостроители. Именно с этим сегментом рыболовецкой отрасли связывают перспективы развития завода. Со следующего года запланировано проведение ревизии парка судов всего российского судоходства, поэтому потребность в новых, современных рыболовецких сейнерах резко возрастет, так как более половины арсенала рыболовецких судов из 3,7 тысячи устарело морально и физически.

Агентство по рыболовству России рассматривает базу Благовещенского судостроительного завода как оптимальный вариант для выпуска судов, предназначенных для нужд Дальневосточного флота. А значит, у предприятия появилась реальная перспектива реализовать свой потенциал на полную мощность, что придаст его развитию «второе дыхание».

* * *

Поздравляем!

Министерство промышленности, топливно-энергетического комплекса и связи Амурской области горячо и сердечно поздравляет рабочих, инженерно-технических работников, руководство и ветеранов ОАО «Судостроительный завод им. Октябрьской революции» с юбилеем. Много славных страниц в 120-летней летописи завода. Трудом поколений рабочих и инженеров выросло крупное машиностроительное производство, создана материальная база для обновления и совершенствования выпускаемой продукции. Коллектив завода бережно хранит и приумножает трудовые традиции старших поколений, внедряются в производство новые инженерные решения, осваивается современное оборудование. Руководство завода проявляет заботу о здоровье и отдыхе своих работников, принимает активное участие в развитии социальной сферы города Благовещенска. В этот памятный день примите нашу искреннюю благодарность за напряженный и добросовестный труд. Желаем коллективу доброго здоровья, счастья и благополучия, успехов в решении производственных задач!

Министр промышленности, топливно-энергетического комплекса и связи Амурской области А. И. Гришин.

Возрастная категория материалов: 18+