Поэтому крестьяне содержали такое количество скота, которое им было нужно. Они держали коней, быков, свиней, овец, коров, но местной породы. Лошади были малорослыми, но выносливыми и привычными к труду. Крупный рогатый скот не отличался ни мясной, ни молочной продуктивностью. По данным, приведенным военным губернатором в 1897 году, в Амурской области числилось 111014 голов КРС, в том числе 49685 лошадей, 5781 овца, 42268 коров и быков, 12912 свиней, 76 коз. Были у нас даже верблюды (259), ослы и мулы (33).

Расслоение крестьян сказывалось и на животноводстве. В 1912 году хозяйства района распределялись следующим образом: безлошадные — 8 процентов, с одной лошадью — 12,6, с двумя лошадьми — 25,2, с тремя-четырьмя — 26, с пятью-шестью — 17,4, более шести — 20,8 процента.

Такое же соотношение складывалось и по количеству крупного рогатого скота: не имел ни одной коровы каждый пятый, по три и более коров — 38 процентов. Крестьяне, ведя хозяйство экстенсивным путем, почти не уделяли внимания и времени племенной работе. Поэтому разведение скота происходило стихийно, в результате скрещивания забайкальской и маньчжурской пород. В итоге часто образовывалась амурская порода красной масти с белыми отметинами. Рога имели общий наклон назад или несколько вперед, большинство коров были горбоносы. Их убойный вес — 7-8 пудов (около 100 кг), редко доходил до 13 пудов.

На полевых работах крестьяне использовали лошадь томской породы, которая была крупнее забайкальской и сильнее. Ее рост достигал 2 аршин 5 вершков (примерно 164 см). Она была работоспособна, правда требовала к себе большого ухода и лучшего корма, чем забайкальская. В области не было специальных животноводческих заводов, способных создать новые улучшенные породы сельхозживотных.

Немалую роль в отставании животноводства, даже от забайкальского, играли корма. На содержание коней, быков, коров нужно было много косить сена. Удобных же лугов с разнотравьем было мало, поэтому крестьяне косили болотные травы, малокалорийные для скота. Покос обычно длился с конца июня до конца августа. Косили сено косами (горбушами, литовками), но некоторые хозяева уже в начале XX века имели конные сенокосилки и грабли.

Сенокосилка с граблями стоила от 200 до 250 рублей. Поэтому крестьяне кооперировались, устраивая складчину. Большинство крестьян заготавливали сено для нужд своего хозяйства. Но были селения, где сено заготавливали для продажи на золотые прииски, а это являлось дополнительным источником дохода для крестьян.

Кроме скашивания естественных лугов и залежей, крестьяне прибегали к травосеянию. С этой целью они сеяли смеси овса и ржи на зеленку, которую постепенно скашивали в течение лета, подкармливая лошадей и коров. Зеленку также заготавливали на зиму. Сеяли тимофеевку и лисохвост. Что же касалось клевера и люцерны, то эти травы часто погибали из-за малоснежных зим. К 1914 году, несмотря на большие наделы земли, во многих селениях своих покосов уже не хватало, и крестьяне начали арендовывать луга на казенных землях. Выгонами для скота служили луга вокруг сел, которые обносились изгородью-«поскотиной».

Возрастная категория материалов: 18+