В Михайловской волости они были чуть ли не в каждом селе. Но краснояровская группа зарекомендовала себя наиболее надежной и боеспособной. Поэтому в Красном Яре Михайловской волости был проведен Краснояровский подпольный съезд представителей боевых групп первого и второго партизанских районов.
«Гнездо большевиков — сжечь!»
В середине февраля 1919 года краснояровская рота приняла бои у Камышенки, Иннокентьевки, Кутилова, которые в зимнем вооруженном восстании стали первыми на счету повстанческой армии Безродных-Дрогошевского. Под командованием И. Н. Черемисина первая краснояровская рота в составе повстанческой армии воевала под Виноградовскими заимками, Чудиновкой, Юхтой, Черновским разъездом, Павловкой, Болдыревкой, Екатеринославкой, а после роспуска армии Дрогошевского в апреле 1919 года краснояровским повстанцам пришлось принять бой с белоказаками Поярковского станичного округа у околицы своего родного села. Именно после краснояровского боя от командующего японскими вооруженными силами в Амурской области генерал-майора Ямады поступил приказ: «Красный Яр — гнездо большевиков — немедленно сжечь!»
Села Красный Яр и Нижняя Завитинка были сожжены. Но местные повстанцы совершили подвиг: они эвакуировали население из обреченных сел, и трагедии расправы с мирными жителями не случилось. Это хорошо помнят жители Михайловского района и чтут память И. Н. Черемисина, Г. Е. Воронова, С. Т. Пашкевича и других организаторов и участников Мухинского вооруженного восстания.
Активный участник Гражданской войны на Дальнем Востоке нижнезавитинец И. Т. Воронцов рассказывал: «Шел сильный снег, а в это время с четырех сторон на Красный Яр двигались карательные отряды. Из Коршуновки и хутора Кавказского — белоказаки, из Михайловки и Ильиновки — японцы. Во второй половине дня деревню обстреляли из орудий. Пользуясь густым снегопадом, наш отряд спустился к речке Завитой и, прикрываясь зарослями кустарника, незаметно для японских цепей поднялся вверх по реке. Над Красным Яром и Нижней Завитинкой взметнулись клубы дыма. Это белоказаки жгли и грабили деревни. На душе у каждого из нас было тошно. Сняв шапки, мы стояли молча».
Это злодеяние было совершено 21 апреля 1919 года. Партизанский «капремонт Амурки» Краснояровские и нижнезавитинские повстанцы ушли в тайгу. Здесь в деревне Ясная Поляна была сформирована партизанская группа из организаторов первой краснояровской роты Савелия Пашкевича, Гавриила Воронова, Александра Киселева, Дмитрия Кузьмина, Ивана Черемисина и других. Затем стали подходить вооруженные повстанцы из соседних сел. В июле 1919 года был сформирован отряд из 25 человек и избран Совет. Его председателем стал Савелий Тимофеевич Пашкевич. Командиром отряда — Иван Николаевич Черемисин. Партизанский отряд назвали «Красный орел».
По воспоминаниям И. Т. Воронцова, первая боевая операция отряда «Красный орел» 1919 года на хуторе Кавказском закончилась успешно. Партизаны разоружили казаков, овладели их конями и оружием. С десяток жителей села Кавказ вступили в партизанский отряд. Состав конного партизанского отряда с гордым названием «Красный орел» в конце июля увеличился до 70 человек.
Военно-полевым коллективом, силами нескольких партизанских отрядов и групп подрывников была проведена совместная операция «Капитальный ремонт Амурки», в результате которой от ст. Бира до ст. Ерофей Павлович было сожжено около 150 мостов, на десятках километров разрушено железнодорожное полотно, повреждена телефонная линия. Между Завитой и Екатеринославкой подрывные действия на железной дороге совершали отряды «Черный ворон», «Красный орел», а также Юшкевича, Бондаренко.
Сохранились воспоминания Савелия Тимофеевича Пашкевича об участии «Красного орла» в диверсионных операциях на Амурской железной дороге: «Однажды наши разведчики доложили, что на станции в Екатеринославке стоит вагон, в котором находится расфасованный в емкостях керосин. Командование отрядом приказало его захватить. Японский гарнизон, заметив наше движение, в панике отступил, побросав все, в том числе опломбированный вагон с керосином. Бежавшие японцы бросили даже стоявший под полными парами паровоз. Командиры взводов получили по банке керосина, которым партизаны обильно полили деревянные железнодорожные мосты. Они сгорели полностью и быстро».
Мужество командиров и рядовых партизан «Красного орла» обеспечивало успех многих боевых операций. Бесстрашные налеты отряда в Завитинской волости на кулацкую верхушку хуторов Кавказский и Чесноковский, деревень Белый Яр, Успеновки, Вознесеновки, Иннокентьевки давали почувствовать всем, кто сотрудничал с японскими интервентами, силу сурового партизанского движения.
Партизаны навязывали противнику бои в лесисто-болотистой местности, окружали японскую пехоту и подвергали ее обстрелу. Именно такими были бои в Аврамовке, Харьковке, Семеновке, Ерковцах, под Винниково, Тарбогатаем и Никольском. Вместо ваты — мох Отряд отличался боевым упорством, дисциплиной и организованностью. Именно поэтому «Красному орлу» Амурский военно-полевой коллектив поручил охранять подпольную типографию «Красный клич», распространять партизанскую газету, охранять таежный лазарет и заботиться о материальном снабжении раненых и больных.
Из воспоминаний краснояровца Александра Андреевича Горемыкина — военфельдшера в партизанском отряде «Красный орел»: «Наш подвижный госпиталь состоял из повозок, саней и телег. И так как мы не имели своих лечебных баз, больных приходилось возить за собой. Партизаны — медики и сестры милосердия, не щадя своих сил, работали день и ночь».
По решению командования таежный лазарет размещался в с. Белоярове на берегу горной речки Горбыль в деревянных бараках с топчанами. Постельными принадлежностями были разноцветные крестьянские одеяла и подушки, набитые соломой. В качестве хирургического инструмента использовались ножи и ножницы, вместо ваты — овечья шерсть, кудели льна, конопли, даже мох. Марлевые бинты заменялись тонким полотном, ситцем разных цветов. Не было медикаментов, йода, дезинфицирующих средств. Раны обрабатывали спиртом, водкой, самогоном. Фельдшера наскоро обучали санитаров и сестер оказывать помощь раненым, выносить их с поля боя, обрабатывать и перевязывать раны, ухаживать за больными.
Заботу о раненых и больных проявляли и партизаны отряда «Красный орел». С помощью подпольщиков Благовещенска, Екатеринославки и Завитой стали поступать необходимые медицинские инструменты, перевязочный материал. После освобождения Благовещенска лазарет был расформирован, больные эвакуированы в областной центр.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии