Продукцию дегустировали сотрудники государственных контролирующих органов и представители деловой общественности.

— Акцию по мясным консервам мы проводим впервые, — рассказала Ольга Лиштаева, начальник управления потребительского рынка областного минэкономразвития и внешних связей. — Для дегустации приобрели в торговой сети Благовещенска семь образцов тушеной говядины и пять — свинины. В каждой категории представлены два местных производителя — Благовещенский консервный завод (БКЗ) и ОАО «Мясокомбинат» (торговая марка «Мяско»).

В мероприятии участвовали не только эксперты по сертификации, работники контролирующих органов, но и представители органов местного самоуправления Благовещенска и Тынды, розничной торговли и сами производители.

— Цель данного мероприятия не только в создании рекламы (или антирекламы) производителям консервов, — считает Евгения Шершнева, начальник управления потребительского рынка администрации Благовещенска. — Прежде такие смотры-конкурсы мы проводили ежеквартально. Ведь человека нужно своевременно и честно информировать о том, какой продукт он приобретает в магазине. Так что дело тут не в пресловутом квасном патриотизме: мол, надо всячески поддержать местного производителя. Сегодня сравнительная оценка местной и ввозимой в область продукции показала, что наша тушенка заметно качественней. В этом смысле нам есть чем гордиться. Но ситуацию надо отслеживать постоянно. Поэтому уже в апреле будем проводить смотр качества колбасных изделий.

— Нам интересна прежде всего продукция, производимая местными предприятиями. Для нас это и опыт, и возможность посмотреть, как работают люди, — поделилась соображениями Ольга Здункевич, начальник отдела торговли и защиты прав потребителей администрации Тынды.  — Район наш не назовешь сельскохозяйственным, однако переработчики есть и у нас. В нашем городе с успехом производят колбасные изделия, хлеб, хлебобулочные и кондитерские изделия, закрывая собственными силами не менее половины рынка потребления продуктов. Причем продукция наша успешно выдерживает конкуренцию на местном рынке. При этом сырье тындинские производители везут аж из Сибири, а за опытом ездят в Москву и Благовещенск. Нам было интересно узнать, как решают производственные вопросы крупнейшие благовещенские предприятия.

— Мы постоянно стремимся расширять ассортимент, — заявил Виктор Морозов, коммерческий директор Благовещенского консервного завода. — Появилась еще одна фишка — сухой паек «Стратегический запас». Это компактный набор консервированных продуктов для охотника, рыбака, садовода и туриста. Будут и еще новинки. В остальном у Благовещенского консервного все, как у многих: трудности с реализацией продукции, с невозвратом денег за взятый под реализацию товар. Имеются проблемы с оборотом средств. Зато радует, что амурчане в массе своей поняли: наша продукция на местном рынке — лучшая! Стали плотнее работать с нами оптовики из Хабаровского края, Еврейской автономной области. Их спрос в полном объеме мы не можем пока удовлетворить, однако намерены выйти на объем производства в 100 тысяч банок мясных консервов в месяц. Такая у нас задача на вырост!

— На дегустацию мы представили более 30 видов мясных консервов и мясорастительных каш. Производим и такие продукты, которые никто, кроме нас, больше не делает, — с достоинством рассказывает Евгений Неведин, начальник отдела маркетинга ОАО «Мясокомбинат». — Это консервы из конины, мяса лося и медведя, пользующиеся повышенным спросом не только в Приамурье, но и далеко за его пределами. Даже в Китае! Сырье берем в Хабаровском крае, постоянно в этом плане работаем и с местным населением...

Теперь, собственно, о дегустации. С одной стороны, нельзя не порадоваться за местных производителей. На сегодняшний день они производят лучшую тушенку из той массы, что поставляется российскими предпринимателями на амурский рынок. Это отмечали все участники дегустации. С другой стороны, удручает то, насколько же низкокачественный товар везут к нам из всех пределов России. По пятибалльной системе такой, с позволения сказать, товар (или продукт) едва-едва дотягивал до тройки, а зачастую и того не заслуживал. Причем критерии оценок вполне конкретны, подробно прописаны в циркулярах федеральных министерств. Наконец, никто не отменял требований ГОСТа. Впрочем, лучше предоставить слово специалистам.

— Привезенная в область тушенка не чета местной. Это слишком уж очевидно, — рассказывает Елена Дудникова, ведущий специалист отдела по защите прав потребителей управления Роспотребнадзора по Амурской области. — Но сравнительный анализ продукции местных производителей тоже дает неодинаковую картину.

Так, если сравнивать свиную тушенку ОАО «Мясокомбинат» и БКЗ, такое сравнение по некоторым показателям получается не в пользу ОАО. Вид содержимого банки мясокомбинатовских консервов выдает наличие импортного блочного мяса, а БКЗ, очевидно, использует свежую свинину. Да и цена продукции местных производителей разная. А ведь население всегда «реагирует» в пользу кошелька и чаще всего берет продукцию под маркой... «Главпродукта», который к тому же ведет экспансивную рекламную кампанию. Тушенка этого холдинга несколько дешевле местной, но сам продукт не идет ни в какое сравнение с произведенным в Благовещенске. А порой вообще не выдерживает никакой критики.

Тушеная говядина под маркой БКЗ заслужила самые высокие баллы экспертов. Она стерилизована, соответствует требованиям по наличию кусочков мяса, по аромату, жиру, наконец по маркировке, понятной потребителю. Очевидно и полное соответствие требованиям мясного бульона. Не соответствовала требованиям ГОСТа тушенка «Главпродукта» и завода поселка Кировский Приморского края. Продукт приморцев был далек от заявленного в «легенде» на банке.

Помимо того, что в большинстве случаев очевидно использование импортного сырья, в этих консервах отсутствует мышечная ткань, которая по ГОСТу должна быть в каждом кусочке. Словом, это не тушеное мясо, а фарш! Требование ГОСТа таково: при извлечении из банки мясо должно аккуратно распадаться на отдельные кусочки. В данном случае по вкусовым качествам, цвету, внешнему виду и по структуре (кусочки должны быть навеской по 70-75 или 30-35 граммов, в зависимости от вместительности банки) видно, что использовалось импортное сырье низкого качества. То есть в консервах блочное мясо с добавлением фарша.

— Нельзя не заметить, что нередко производители затаривают продукты в откровенно вредоносную для здоровья потребителя банку, — итожит Елена Дудникова. — То есть используется не соответствующая требованиям ГОСТа жесть. Внутри такой банки отсутствует специальное лакокрасочное покрытие. Поэтому в содержимом банки идет окисление, продукт портится. Единственно, в чем у экспертов ни к кому из производителей не было претензий, так это к маркировке и оформлению банки.

* * *

Наша справка

По данным мониторинга розничной сети, основное место на полках магазинов в Приамурье занимает продукция консервных заводов из Санкт-Петербурга, Приморского края, Калининграда, Орла, торговых марок «Главпродукт» и «Мясной союз». Местная продукция отнюдь не доминирует, хотя на протяжении многих лет благовещенская тушенка (и только ли тушенка?) была не только вполне конкурентоспособной, но и заметно более качественной. Затем позиции были утрачены. И только сейчас наметились точки роста, в том числе и по качеству.