Я в одном убежден: без чтения книг литератора быть не может. Когда читаешь — зажигаешься какой-то мыслью, интонацией, какой-то чувственной струной. Вот зазвучала она в тебе, и ты бросаешься к письменному столу, берешься за перо. Пример из мировой поэзии — стихи с эпиграфами. Иногда переклички неуловимой мысли видны и без эпиграфов.
— Вы давно и много занимаетесь с юными поэтами, активно участвуете в областном литературном семинаре школьников. Почему?
— Заниматься с молодыми я начал очень давно — и начал с себя. Читал, анализировал, запоминал. Когда после пединститута и службы в армии пришел на наше областное радио, с которым связана большая часть моей журналистской и творческой судьбы, там на меня обрушился поток писем — я как раз работал в молодежной редакции. Оттуда все мои связи и мое знание сегодняшней литературной братии области. У нас была передача «Говорит амурская комсомолия», потом программа «Юность Амура». Довольно многие сегодняшние творцы через них пришли в литературу и журналистику. Это Виктор Алюшин, Николай Землянский, Александр Крючков, Виктор Рыльский и многие другие. С тех пор выросло новое поколение, и даже не одно. С молодежью мне интересно: многие их строчки меня согревают, всегда приятно поговорить с человеком, у которого живая душа. Нет, я не хожу, надувая щеки: мол, я дал кому-то путевку в литературу. В то же время я понимаю свою литературную силу, не чураюсь и не комплексую. Мы, дальневосточные писатели, поднимаем свой литературный пласт, пишем о здешней жизни, нашем бытовании — материальном и духовном.
— «У поэтов есть такой обычай: в круг сойдясь, оплевывать друг друга», писал когда-то Дмитрий Кедрин. «Оплевывать» мы никого не будем, тем не менее интересно, как вы оцениваете амурскую литературную среду?
— Каждый пишущий по-своему интересен. Запоминаю многие стихи, немало знаю наизусть из Олега Маслова, Игоря Еремина, Олега Головко, Тамары Шульга. Когда в поезде еду, всегда читаю попутчикам дивное, прозрачное и красивое стихотворение Николая Левченко «Четыре станции любви». Можно выстроить какие-то ранжиры, как в спорте: мол, этот чемпион области, а этот годится лишь на соревнования городского уровня. Но есть ли смысл? Да, уровни разные, но критиковать за это как-то неприлично. Мне интересно смотреть, когда люди творчески растут — от этого и самому тепло.
— Наблюдая за ростом молодых поэтов, наверняка вы оцениваете свой творческий путь. Если оглянуться назад, то все было правильно или хотелось бы что-то изменить?
— Мы жили в другое время. Глядя с высоты сегодняшнего дня, может, надо было меньше писать «датских» стихотворений, которыми иногда мы грешили. Потому что очень хотелось напечататься в газете, а предпочтение отдавалось ура-патриотическим вещам. Конечно, эта ходульность сушила мозги, но я много читал хороших поэтов и смею думать, что чувство художественного и просто вкуса сам в себе воспитал.
— Раньше поэты писали пером, потом авторучкой, а сегодня овладели компьютером. Для вас есть разница, на чем и чем писать?
— Если бы я жил в то время, когда писали на стенах пещеры или на камнях, я бы так и делал. Разве что банальности тут уже не напишешь — пожалел бы своих трудов! Нет, компьютер меня не тормозит. У меня даже в книжке избранного есть стихотворение «Компьютер». «Компьютер помнит все, чем он людьми напичкан. Иное дело я, живу и не тужу, меняю облик, стать, одежду и привычки, копейку берегу, рублем не дорожу». И там есть такое строчки: «Машина, человек, а между ними — третье, но имени его я не могу назвать». Так вот, я постоянно ощущаю, что есть некая субстанция, которая вмешивается в наши отношения с машиной. Когда я раздражен, компьютер сразу отзывается — начинает зависать, в нем что-то пропадает. Мне кажется, что сама мысль куда-то уходит. Конечно, компьютер мне облегчил работу. За два года я написал книгу очерков о Покровке, ее людях (она еще не издана). Если бы не компьютер, я работал бы над ней лет пять. Для меня главное, что на экране компьютера видишь страницу целиком. Для поэта это важно — сразу чувствуешь архитектонику текста. Почти все современные поэты предпочитают клавиатуру авторучке. Никакое гусиное перо не нужно современному человеку -только забрызгает манишку. Есть программы, которые сами пишут стихи, но мне они неинтересны.
— Игорь Данилович, дети и внуки пошли по вашей стезе?
— Стихи пишет моя младшая внучка Яна. Недавно прочла мне по телефону свое новое стихотворение. А вообще, такой задачи перед детьми и внуками я не ставлю. Я убежден, что быть поэтом — это судьба.
* * *
Игорь Игнатенко
КРУГ ДРУЗЕЙ
Все yже год от года круг друзей.
Хрустит кадык, петлею перехлестнут.
Давно промчались шебутные весны,
Октябрь срывает листья с тополей.
Редеет, тает круг друзей...
Был Композитор, песенный отец...
О, как мои стихи он круто правил!
Давно сей мир веселый друг оставил,
Вселив созвучья в тысячи сердец,
Мелодий молодых отец...
С ним рядом лег Maestro, наш певец.
Он ноту брал, и сердце воспаряло.
Себя беречь он не хотел нимало,
И вот романс закончил наконец Maestro, тенор, наш певец.
Потом Писатель вслед за ними в путь
Отправился, откуда нет возврата.
«Я буду с вами, верные ребята», —
Шутил он, прозревая смерти суть,
В последний собираясь путь.
Куда ни кинь, повсюду острый клин.
Иных уж нет, а те уже далече...
Пытаюсь бодро петь: «Еще не вечер...»
Вот я и дожил вроде до седин,
Пытаясь выбить клин.
Но, слава Богу, жив еще Поэт,
Однако тоже грустная картина:
Его прельстила ветка Палестины,
И он покинул край наш, нет, не свет.
Он и в Израиле Поэт.
Накрою стол и горькое вино
Поставлю в центре, словно символ жизни,
И выпью молча, будто бы на тризне.
Испить до дна от века суждено
Творцам лишь горькое вино.
И только радость, что неведом срок,
Согреет сердце пусть хоть на мгновенье.
Я жив, покуда живо вдохновенье,
И выдумать я лучшего не мог,
Поскольку всем неведом срок.
* * *
МЕЖДОУСОБИЦА
Была междоусобица князей
Жесточе всех нашествий и набегов
Варягов, половцев и печенегов,
Страшился русич родовы своей.
Когда на брата брат сбирает рать,
А сын отца с престола свергнуть тщится,
Не торопись на белый свет родиться,
Чтоб от руки родной не погибать.
Казни своих, чтоб устрашился враг,
А жены народят еще младенцев.
Велик Христос, не бойся иноверцев,
Ты сам себе грабитель и чужак.
На поле, что усеяно костьми,
Оратай плуг не смеет долго ставить.
Как медленно мы обретаем память,
Мучительно становимся людьми!
Я тоже Игорь, Ингвар, скандинав,
Я тыщу лет на сече был кровавой,
И я на смерть давно имею право,
От вероломства всех князей устав.
Перековать орала на мечи
Не торопись, земля моя святая.
Восходит солнце, медленно светает.
На пашню опускаются грачи.
Всему мерило — черный хлеб и труд,
А не гордыня, вправленная в злато.
Да будет мир! Да будет детям Завтра!
И распрям всем — да будет Божий суд!
* * *
ПРОГУЛКА В ПАРКЕ
Даниилу Кристьеву
Рассветный день неприхотлив и зыбок,
Он, как ребенок, не набрался сил.
Поговорим на языке улыбок,
Мой младший внук, веселый Даниил.
В тебе смешалось столько разных генов:
Осанист по-болгарски, прямонос;
Лучистый взгляд взял украинских дедов
, И, как Есенин, золотоволос.
Ты мудрых слов совсем еще не знаешь,
А я, признаться, многие забыл.
Тебе уже полгода, ты взлетаешь
Туда, где я в минувшем веке был.
Смотри, какое небо голубое!
В нем облака-медведики плывут.
Нам в парке хорошо гулять с тобою,
Прогулок вешних здесь пролег маршрут.
Вот дятел дробь рассыпал по округе,
Он на сосне исследует дупло.
Бельчонок поспешил к своей подруге,
Поскольку время брачных игр пришло.
Синичка скачет с веточки на ветку,
Ведь ей порхать ничуточки не лень.
Она звенит ликующе приветно:
— Хороший день!
Не прячьтесь в тень.
Тень-тень!
Пусть свежий воздух крепкий сон навеет,
В коляске спать уютно и тепло.
Никто тебя тревожить не посмеет,
Расти, мой внук, с улыбкою светло.
С тобою мы равны не беспричинно,
И я тебя быть сильным научу.
Мы оба полноценные мужчины,
И вместе все нам будет по плечу.
Моих надежд, я верю, не обманешь,
Вступая в этот Мир и в этот Век.
Гадать не буду, кем ты в жизни станешь,
Но ты уже по званью — Человек.
Сорочий гомон, громкий грай вороний
Нам не помеха спать и размышлять.
И облака в небесном перегоне
Не устают друг друга догонять.
* * *
Досье АП
Игорь Игнатенко. Родился 4 мая 1943 года в селе Ромны. Окончил Благовещенский пединститут, историко-филологический факультет. Работал на Амурском радио и телевидении, корреспондентом радиостанции «Маяк» на БАМе, в газетах «За педкадры», «Амурская правда», «Авангард», «Кадры — селу». Член Союза писателей России с 1991 года, поэт, прозаик. Автор шестнадцати книг стихотворений и прозы. Лауреат Амурской премии в области литературы и искусства за книгу стихотворений «Прощай...» С 1996 года — председатель правления Амурской областной писательской организации, секретарь правления Союза писателей России.
Добавить комментарий
Комментарии