В понедельник в Благовещенске, в ДК профсоюзов прошел юбилейный творческий вечер Зинаиды Кириенко, где актриса рассказывала о себе и своем творчестве, читала стихи и пела. Народную артистку России Зинаиду Кириенко зрители знают прежде всего по фильмам «Тихий Дон», «Судьба человека», «Любовь земная» и «Судьба», где она создала удивительные образы настоящих русских женщин — сильных, страстных и умеющих быть сильнее обстоятельств. Зинаида Кириенко родилась в Махачкале, а выросла в Ставрополье, куда ее родителей направили восстанавливать сельское хозяйство. После десятилетки Зинаида поехала учиться на актрису в Москву. Ученица известного режиссера Сергея Герасимова, Зинаида Кириенко сыграла роль Натальи в «Тихом Доне», когда была студенткой второго курса. К окончанию ВГИКа на ее счету было пять главных ролей в кино.
Увезла казака из Грозного
В кинематографе Зинаида Михайловна воплощала трудные, трагически изломанные женские судьбы, а в личной жизни актриса была счастлива. В браке с Валерием Тарасевским они прожили более 30 лет, вырастили двоих сыновей. «Грех жаловаться, дети хорошие», — скупо отметила Зинаида Кириенко, рассказывая о своей семье.
— Я однажды увидела Зину с высоким представительным красавцем, — рассказала на творческом вечере актриса Наталья Селезнева. — Они стояли, взявшись за руки, и влюбленными глазами смотрели друг на друга. И у меня было ощущение, что у Зины роман. Этот красавец держал в своих руках Зинины руки, они выглядели как влюбленная пара. Я стояла и откровенно любовалась. Потом спрашиваю у общей знакомой: а что, у Зины новый муж или новый роман? Она сделала круглые глаза: да что ты, Наташа, это Зинин муж, у них уже двое взрослых сыновей, они уже бабушка и дедушка, более 30 лет вместе.
Сама Зинаида Кириенко о своей женской доле и верности семейному очагу рассказывает откровенно.
— Я мужа привезла из Грозного, снимали там фильм «Казаки». Увидела его — просто встретились глазами, и с этого все началось, а через два месяца свадьбу сыграли. Говорили потом: приехала артистка и увезла самого красивого казака. К юбилею мужа нужна была песня. И я написала стихи — вспомнила, как я из Грозного первый раз уезжала, какой была первая наша разлука. Наш друг положил стихи на музыку. Я назвала песню «Судьба моя». Там есть такие строки:
Впервые расставалась я с тобой.
Вокзал, свет фонаря и мелкий дождь.
Бездонные глаза предо мной,
В которых счастье солнцем разлилось...
Сейчас Зинаида Михайловна поет эту песню в память о муже Валерии Тарасевском — его не стало не так давно.
После «Тихого Дона» плясать трудно
Мнение о новой версии «Тихого Дона», которую начал снимать Сергей Бондарчук, а закончил его сын Федор.
— Думаю, Сергей Бондарчук, когда снимал этот фильм, был уже не в той творческой форме, что прежде. Режиссер наиболее деятелен, когда он вооружен не только знаниями, но и эмоциями, великой способностью творить. Каждому свое время: сначала цветок расцветает, радует всех, потом подходит время — он увядает. Так и человек, и его талант. Я не хочу ничего плохого сказать о Сергее Федоровиче, я его очень уважаю, но, видимо, тут было что-то в этом роде.
Но что «Тихий Дон» отца и сына Бондарчуков показали по телевидению — это положительное явление, считает Зинаида Михайловна.
— Самое приятное, что фильм всколыхнул интерес к роману Шолохова и после этого один из каналов показал наш «Тихий Дон», снятый Сергеем Герасимовым, — продолжает Зинаида Кириенко. — И зрители сразу ощутили разницу. Все же новая донская киноэпопея была о чем-то — не знаю о чем, но не о Доне. Речь, пластика, манеры — то, что есть у казачества, и то, что Сергей Аполлинарьевич Герасимов и собранный им коллектив профессионалов сумели донести, я в новой версии не увидела. И поняла, что в нашем фильме есть то, что не забывается и не умирает. Это не просто экранизация классического романа, а именно кинематографическая классика. В этом его сила.
Несмотря на то что личная жизнь Зинаиды Кириенко складывалась удачно, женское счастье в кино ей сыграть не довелось.
— Сыграв Наталью в «Тихом Доне», очень трудно начать плясать, кокетничать и что-то другое изображать, — говорит Зинаида Михайловна. — Конечно, устаешь от того, что зрители тебя знают в каком-то одном образе. Классический пример — мы были с актером и режиссером Малого театра Борисом Бабочкиным, который играл Чапаева, в Западном Берлине. Там шли два фильма — «Судьба человека» Бондарчука, где я играла, и его «Чапаев». И что вы думали? Немецким зрителям, которые не видели Бабочкина ни в театре, ни его других работ — он ни слова о Чапаеве не говорил, а только о театре — о классических постановках, о своих ролях. Настолько он устал от Чапаева. Конечно, если бы у меня был муж режиссер или сценарист, нашли бы возможность показать меня в другом амплуа. Но я сама пробивалась, своим путем, своим честным трудом всего добивалась. Поэтому были и годы простоя — все было.
— Если бы снова все начать, вы прошли бы тот же самый путь, стали бы актрисой?
— Да, актрисой я бы стала, какой бы тернистый ни был этот путь. Своим детям я такой судьбы не желала, а сама я без этого не могла. Считаю: если человек не может жить иначе, его никто не переубедит, и пусть он идет на эту Голгофу.
«Руки не натянешь»
На творческом вечере Зинаида Кириенко была в прекрасной творческой форме — много пела, читала «Плач Ярославны» из «Слова о полку Игореве», стихи о России. Все поздравляли актрису с юбилейным днем рождения, не называя ее возраста. Зрительницы перешептывались, как ей удается сохранить молодость.
— Да, внешность можно улучшить, но вот — посмотрите на мои руки — руки не натянешь, — призналась Зинаида Кириенко журналистам. — Была как-то у Лолиты в программе, она вывела меня на подиум, схватила за руки и говорит: «Да какие же у вас красивые руки!» Я видела руки моих сверстниц в домах престарелых. Объяснение только одно: Богу было угодно создать такой экземпляр... Когда я смотрю на 17-летних девочек, начинающих «карьеру» с пожилыми продюсерами, которые этого совершенно не стесняются, я думаю, какими они придут к юбилею. Вот им точно придется делать пластику. Все дело в восприятии мира — один всему ужасается, другой, наоборот, все принимает с добрым сердцем. Женщину неразборчивость в отношениях с мужчинами разрушает, она загрязняет и душу, и тело. И мысли у такой женщины уже другие рождаются, низменные, они не тянутся вверх.
— Вы верующий человек?
— Когда мы переехали на Таганку, там на Гончарной улице стоит православная церковь. Я подумала, как хорошо, буду туда ходить. Сходила два или три раза. Заметила, только поставлю свечку, женщина, которая следит за порядком, тут же ее гасит и убирает. Я ей говорю: «Зачем вы, я же только что поставила!» Она мне в ответ такое сказала... Наткнувшись на хамство в храме, я решила, что Бог у человека внутри. Я верующая, но в душе. Хотя у меня дома много икон, в том числе старых. И здесь мне на юбилейном вечере подарили икону — правда на тарелочке (изображение Албазинской иконы Богородицы. — Ред.). Она найдет в моем доме достойное место.
Как верующий человек, я боюсь греха, боюсь сделать подлость или зло другому. Не понимаю, как в человеке может таиться зло. Мне страшно такое видеть не только в жизни, но и на экране. Когда я была молодая, мне однажды сказали: Зина, на тебя в Союз кинематографистов пришел компромат. Я долго голову ломала: что там такого плохого про меня могли написать? Живу добропорядочно, муж, дети. Актриса Лидия Смирнова, большой знаток в этом деле, мне говорит: «Зависть, Зиночка, зависть!» На всю жизнь ее слова запомнила.
Зинаида Кириенко признается, что никогда за свою жизнь никому не завидовала. Но есть нечто, что всегда хотелось ей иметь.
— Если чему и завидовала — что у меня нет большого певческого голоса мирового значения. Всегда хотела петь! В детстве, когда мы жили в Ставрополье, выходила в поле, где никто не слышал, и пела во все горло. Я в станичной и районной самодеятельности участвовала. Когда поступала во ВГИК, меня попросили спеть, и я исполнила «Не брани меня, родная». А однажды мы выступали на сцене Дома кино, был какой-то съезд комсомольских передовиков, я пела народную песню «Как служил солдат службу ратную». Там чабаны сидели какие-то, механизаторы, они рты раскрыли. Там был и мой учитель Сергей Герасимов, я видела, что он смахивал слезы. Потом признался: «Зиночка, какие же для тебя надо роли писать!» Но не писали. На творческом вечере я сказала об этом зрителю — что не умею петь и что мечтала всю жизнь о голосе. А они в ответ: у вас прекрасный голос, и главное — у вас душа поет. Слава Богу, что дано, то дано, этим и пользуюсь. Сейчас чтецов не очень любят, а раньше исполнители много читали классику, и все с наслаждением слушали мастеров художественного слова. Сейчас — нет, если бы не мой голос, сидела бы я без дела. А так мои литературно-художественные композиции доходят до зрителя.
Пела на творческом вечере «Мертвое поле» Прокофьева — замечательно слушали. Зрителям это нужно. Так что мои возможности еще пригодятся. Актерская байка Президент кинофорума Сергей Новожилов признался, что Зинаида Кириенко — одна из его любимых актрис, и рассказал такую байку. Когда Зинаида Михайловна первый раз приезжала в Благовещенск, она забыла название отеля, где остановились артисты (это была гостиница «Зея». — Ред.). Но Кириенко не растерялась и заявила таксисту: «Отвезите меня в гостиницу на три буквы!» Новожилов подытожил: «С тех пор мы так и живем в гостинице на три буквы, ведь «Азию» не завершили».
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии