На днях по инициативе Торгово-промышленной палаты Приамурья состоялось совещание амурских и китайских предпринимателей, а также представителей Хэйхэ, которые занимаются оказанием содействия в международной торговле. Равнение на баржи Как считает президент Амурской торгово-промышленной палаты Лев Танаков, торговый оборот с КНР в последнее время снижается, хотя у области есть возможность увеличить его в 2 - 3 раза. По словам Льва Николаевича, об этом говорят и на федеральном уровне. Почему так происходит и есть ли административные, коррупционные нарушения на таможне, которые мешают развитию приграничного бизнеса, - это пытались выяснить на совещании. Много возмущений среди участников внешнеэкономической деятельности вызвал тот факт, что кругооборот одной баржи составляет порядка десяти дней, хотя, по их мнению, даже сутки - это уже много. - Проблема в том, что отдел оформления на Благовещенской таможне постоянно «перегрет», потому что количество грузовых таможенных деклараций очень велико и их сложно обработать в короткое время, - пояснил заместитель директора ЗАО «Торговый порт «Благовещенск» Павел Числов. - Людей не хватает, особенно сложно приходится во время зимней ледовой переправы и летней навигации. Но когда наша таможня выступает инициатором по увеличению штатной численности, то Дальневосточное таможенное управление в этом отказывает. Этот вопрос надо решать с помощью областных властей, потому что если мы сможем увеличить штат, то соответственно увеличится и товарооборот, и, как следствие, поступления в казну. Еще одна причина, которая влияет на задержку барж, связана с тем, что все суда оформляются на приход и отход в пункте пропуска, а не на рейдовых стоянках, как это происходит во всех портах. У нас же оформление происходит у причальной стены, а чтобы судно туда встало, требуется немало времени. Осложняет ситуацию и то, что в пункте пропуска всего два причала, которые создавались для паромной переправы, а вся остальная техника и товары из Китая не должны оформляться там, поэтому задерживаются не только баржи, но и паромы. Кроме того, баржи простаивают еще и потому, что на складах временного хранения не хватает мест, поэтому нет возможности разгрузить товар. Всего 8 складов общей площадью порядка 20 тысяч квадратных метров, но их на сегодняшний день недостаточно. Конструктив от соседей Есть претензии к работе нашей таможни и у соседей из Поднебесной. - Самая главная проблема связана с тем, что очень много времени уходит на оформление товара на российской стороне, - отмечает председатель комитета по содействию международной торговле города Хэйхэ господин Жан. - В результате бизнесмены часто несут убытки, потому что, например, фрукты и овощи имеют ограниченный срок хранения и из-за долгого оформления портятся. Объем завозимого товара в год в последнее время сократился более чем на 20 процентов, поэтому, чтобы увеличить товарооборот между нашими странами, необходимо сократить время на оформление документов. Помимо этого, часто в процессе прохождения таможни возникают вопросы, связанные с потерей товара. И еще одна проблема, которая мешает развитию бизнеса, связана с пошлинами. Например, таможенные отчисления на некоторый товар больше, чем его себестоимость, поэтому что-то ввозить невыгодно. И снова о мосте Участники совещания затронули также вопрос, связанный со строительством моста через Амур. Эта тема обсуждается уже больше десяти лет, но из-за отсутствия финансирования с российской стороны возведение перехода так и не началось. Стоимость амурского моста оценивается приблизительно в один миллиард рублей. - Хотя Герман Греф говорил, что переход себя не оправдает из-за того, что у нас перевозится мало грузов, я считаю, что если мост построят, то грузооборот станет значительно больше и межсезонья не будет, - сказал Лев Танаков. - А тогда и вопрос с таможенниками снимается сам собой. Уже и ранее высказывались предположения, что мост улучшит качество пассажирского перехода, а грузовой поток может увеличиться более чем в 7 раз. Однако конкуренцию нам составляет Еврейская автономная область, в которой уже решена постройка железнодорожного моста в районе речных портов Нижнеленинский в ЕАО и Тунцзян - в провинции Хэйлунцзян. И это снижает рентабельность амурского автомоста и, соответственно, наши шансы в положительном  исходе вопроса. - Говорить о том, что давайте сначала построим, а потом посмотрим, как увеличится грузопоток, неразумно, - считает замдиректора пассажирского порта «АмурАССО» Владимир Павлов. - Возить сегодня нечего, те объемы грузов, которые сегодня идут через границу, и за сто лет не оправдают строительство моста. По всем вопросам, высказанным на совещании, Амурская торгово-промышленная палата подготовит свои предложения, которые обсудит на очередном совещании с участием представителей министерства экономического развития области, управления внешнеэкономических связей и торговли, областного Заксобрания, Благовещенской и китайской таможен. Таможенники не согласны с обвинениями - Претензии к Благовещенской таможне необоснованны. Во-первых, сокращения грузооборота нет. Наоборот, за десять месяцев через Благовещенский пункт пропуска оформлено 1 млн. 300 тысяч тонн грузов - это на пять процентов больше, чем за этот же период прошлого года, - прокомментировал «АП» помощник начальника Благовещенской таможни Владимир Шабельский. - В денежном выражении рост составил почти 30 процентов - 372 млн. долларов против 288,6. Во-вторых, при оформлении груза сотрудники таможни действуют в рамках российского законодательства. Каждый день оформляется 99 процентов грузовых деклараций, остальные не оформляются только по вине участников внешнеэкономической деятельности. Что касается того, что кругооборот одной баржи составляет порядка десяти дней, так это проблемы перевозчиков, а не таможни. У нас сил и средств хватит. То же самое касается складов - их количество также не определяется таможенниками.