Пропуск, паспорт и черная гелевая ручка — все, что можно взять с собой на ЕГЭ.Пропуск, паспорт и черная гелевая ручка — все, что можно взять с собой на ЕГЭ.

Прорешала пару демо-версий в Интернете и перечитала «Войну и мир». И с этим багажом, захватив пропуск, паспорт и две черные гелевые авторучки, отправилась в пункт проведения экзамена.

Полчаса на инструктаж

Русский язык мне выпало сдавать в благовещенской школе N 16 вместе с 113 школьниками и 45 выпускниками прошлых лет. Сбор — в 8.45. Особо нетерпеливые (включая автора этих строк) явились немного раньше. И напрасно. Стоим возле школы ждем. Кто-то листает пособия с крупными буквами на обложке «Как сдать ЕГЭ», кто-то пытается перечислять части речи и особенности пунктуации.

Если раньше участников ЕГЭ по классам расписывали вручную, то в этом году все делает компьютер. В нашем пункте проведения экзамена случился программный сбой (как удалось узнать позже), из-за чего нас запустили в аудитории лишь в 10.00. Паспортные данные сверяли дважды, чтобы убедиться, не прислал ли кто вместо себя сдавать ЕГЭ кандидата филологических наук.

Наконец-то сидим. Все полны рвения отвечать на тесты. Не тут-то было — сначала надо еще заполнить бланки. Полчаса уходит на инструктаж. Организатор в аудитории волнуется гораздо сильнее, чем участники ЕГЭ, и долго не может вскрыть конверт с заданиями. Приглашает на помощь коллегу. Она тоже волнуется и, показывая нам, как распечатывать индивидуальные пакеты, ошибочно вскрывает лишний. Понятно, что спокойствия это никому не добавляет. Когда дело доходит до заполнения бланков, руки дрожат у всех.

Крестики-нолики

С бланками покончено. Приступаем к выполнению заданий. Часть А — игра в крестики-нолики. Вопрос и четыре варианта ответов — на одной бумажке. На другой — столбики, где на пересечении нужной буквы и цифры нужно поставить крестик. Главное — ничего не перепутать.

— Ну кто ж так крестики ставит? — всплескивает руками организатор, остановившись возле одного из выпускников.

Оказалось, молодой человек, не заметив образца, вместо х-образных отметок успел наставить плюсиков. Если школьников подробно инструктируют, как заполнять бланки ЕГЭ, то выпускники прошлых лет смотрят на эти розовые бумажки, как баран на новые ворота.

Вопросы по русскому в первой части были несложные и больше практической направленности. К примеру, из четырех слов с пропущенными буквами выбрать, где ставится удвоенная «н». Или найти слово, образованное при помощи нулевого суффикса. В общем, если есть знания, ничего сложного. Увлеклась и даже не заметила, как закончились эти 30 вопросов. «Крестики-нолики» хороши тем, что позволяют проверить умение применять на практике самые разные правила. Правда, встречаются везучие двоечники, и их на этом этапе не выявить…

Но для этого есть вторая часть, она чуть сложнее: требуется прочесть текст и ответить на вопросы, связанные с синтаксисом и пунктуацией. Например, найти предложение, связанное с предыдущим с помощью притяжательного местоимения и лексического повтора. Найти предложение с грамматической ошибкой. Правильно указать цифры, расставленные на месте запятых. Если знаний нет, тут особо не угадаешь. Другой вопрос, что если в предложении из четырех нужных запятых ты указал только три, ответ не будет засчитан. А бывает авторская пунктуация, где допускаются варианты — поставить в определенном месте запятую или, допустим, тире.

В общем, в этой части нужно сосредоточиться. Но тут начинается активное хождение в туалет. По правилам, в туалет можно ходить по очереди в сопровождении дежурного. Дежурный ждет у двери и провожает обратно в аудиторию. Это не формальность — с нашего экзамена был удален один выпускник вечерней школы за пользование сотовым телефоном. В туалете он пытался поговорить по мобильнику, дежурный это услышал. Теперь «туалетному связисту» доведется попытать счастья в резервный день.

Поставить крестики и ответить на вопросы — полдела. Нужно еще написать сочинение на заданную тему. Мне, в частности, предлагалось поразмышлять на тему фрагмента из истории Геродота о богатом царе Крезе и мудреце Солоне и о значении поговорки «богат как Крез» в объеме не менее 150 слов. Для меня это труда не составило. Да и других экзаменуемых, очевидно, их задания тоже не очень напрягли. Во всяком случае, еще до истечения трех часов, отведенных на экзамен, многие сдали свои бланки и ушли.

Вопросы о любви

Сдавать так сдавать, решила я, и спустя два дня уже более уверенно шла на ЕГЭ по литературе. В фойе школы N 14 собрались одухотворенные девушки и несколько меланхоличных длинноволосых юношей с пламенными взорами поэтов — будущие филологи и журналисты. На сей раз экзамен начался вовремя, а бланки после русского языка уже не пугали.

Получив индивидуальный пакет, быстро знакомлюсь с содержимым. Ищу абсурдные вопросы, типа «на каком плече родинка у Элен: на правом, на левом, в зоне декольте, нет родимых пятен». Вопросов, подобных тем, что задают в начальной стадии игры «Поле чудес», не обнаруживаю.

Задание по литературе тоже состоит из трех частей. В первой мне достался монолог Катерины из «Грозы» Островского. Вначале предлагалось одним или двумя словами ответить на каждый из восьми вопросов о том, какой литературно-стилистический прием применил автор в том или ином случае. Короче, вместо «крестиков-ноликов» здесь был кроссворд без клеточек.

Затем нужно было связным текстом в 5—10 предложений ответить на два вопроса. В частности, я с удовольствием порассуждала о том, что привело Катерину к трагическому финалу. А второй вопрос — как трактует Островский в «Грозе» тему любви и какие аналогии можно привести из русской классики — мне вообще показался песней. Но честно постаралась уложиться в пять предложений.

Второй вопрос был поэтический, по стихотворению Цветаевой «Рассвет на рельсах», которое я прочла впервые в пункте проведения экзамена. Тоже был десяток кроссвордных вопросов по всяким метафорам-анафорам. А далее, во-первых, предлагалось письменно поразмышлять о том, что символизирует название данного шедевра, а во-вторых — сравнить образ России в приведенном стихотворении и этот же образ в русской поэзии вообще. Главная трудность — уложиться в пресловутые 5—10 предложений. Зато какая возможность блеснуть эрудицией!

ЕГЭ — счастье интроверта

Письменные ответы — небольшая разминка перед сочинением на одну из трех предложенных тем. В моих контрольно-измерительных материалах были следующие темы. Почему «медный всадник» преследует Евгения и как это соотносится с главной темой поэмы (вот уж не подозревала, что «Медного всадника» сегодня изучают в школе!). Вторая тема — почему Раскольников признается: «Разве я старушонку убил? Я себя убил, а не старушонку!» Третий вопрос был связан с пьесой Горького «На дне».

Покопавшись в памяти, решаю, что «Преступление и наказание», читанное еще в далекие школьные годы, позволит мне в рамках не менее 200 слов порассуждать о морально-нравственных исканиях Федора Михайловича.

В целом ЕГЭ по литературе мне понравился. Но надо делать поправку на журналистику, дающую профессиональный навык быстро формулировать мысли в письменном виде. А школьники бывают разные — есть интроверты, которым написать проще, чем рассказать устно, а есть и экстраверты, предпочитающие живой рассказ. Но, с другой стороны, выпускники, сдающие литературу, намерены будущую профессию связать со словом, и для них написание текстов — как тест на профпригодность.

Возрастная категория материалов: 18+