
Кошмарный год
Арбузы в Приамурье выращивают в Благовещенском, Архаринском, Белогорском и Ивановском районах. Фермер из Усть-Ивановки Александр Куксенко ежегодно засаживает арбузами 10 гектаров земли и снимает урожай в 350 — 400 тонн. В этот раз за весь сезон едва наберется 20 — 30 тонн — раньше такое количество фермер отгружал за один день.
— Год просто кошмарный: большой перепад температур — днем 25 градусов, ночью 10, переувлажнение почвы, 2—3- месячная норма осадков, — перечисляет напасти Александр Куксенко. — Как следствие — полезли болячки: фитофтора, мучнистая роса. Повреждаются плети, и сам арбуз дозревает отдельно, на земле. Поэтому хоть и красный, но не слишком сладкий. Такая же погодная ситуация, насколько я знаю, была и на севере Китая. Хорошие арбузы идут к нам только с юга Поднебесной и Узбекистана.
Спрос на зелено-полосатую ягоду всегда огромный, а вот предложение в этот раз подкачало. Поэтому и цена на продукт по сравнению с прошлогодней выросла в несколько раз.
— В том году мы продавали по 4 рубля за килограмм, — информирует Куксенко. — В этом арбузов мало, продаем за 15, несмотря на то, что качество хуже. На рынках ценник удваивается.
«Арбузники» уже подсчитывают убытки.
— Все останутся без прибыли, — вздыхает Александр Куксенко. — Урожай на картофель тоже однозначно будет хуже: фитофтора начала его портить. У кого огурец и помидор на поле, в открытом грунте — практически нулевая урожайность. Только на теплицы надежда — рассчитываем тепличными овощами компенсировать убытки.
Считаем убытки
Обычно с 10 га фермер собирает 350—400 тонн. Если продать их по прошлогодней цене в 4 рубля за кг, то можно выручить в среднем 1500000 рублей.
25 человек месяц работали на арбузах: прищипка, обрывка, прополка. Зарплата каждому по 10 тысяч рублей — всего 250000 рублей. Удобрения стоят 75000, вспахать, накрыть пленкой и другие «мелочи» — еще 100000. Итого получается 400000 затрат.
Чистой прибыли — больше миллиона рублей. В этом году на продажу пойдет всего около 20 тонн арбузов. Даже если сбыть его по цене 15 рублей за килограмм, фермер все равно останется в стотысячном убытке.
Выбираем арбуз
крупный, но не гигантский
с сухим хвостиком
с контрастной полосатой коркой
с блестящей твердой коркой
с желтым пятном на боку
пружинистый и «гулкий»
Китайские овощеводы захватили рынок
С каждым годом амурских фермеров становится все меньше. На место ушедшего с рынка российского бизнесмена сразу же приходит пара десятков китайских торговцев. Главный принцип овощеводов из Поднебесной — продать любой ценой. Даже себе в убыток.
Карьеру фермера Александр Куксенко начал 10 лет назад, посадив арбузы на трех гектарах земли.
— Спрос был огромный, машины на километр в очереди стояли, — вспоминает овощевод. — Получили прибыль и постепенно стали расширяться.
Сейчас во владении Куксенко 10 га арбузов, 30—40 картофеля, 3 га крытого грунта, где растут перцы, огурцы, помидоры. Занимается и животноводством — разводит герефордов.
— Заниматься фермерством становится все сложнее, — комментирует Александр Анатольевич. — И тому много причин.
Вплотную к «плантациям» Куксенко примыкают теплицы китайских фермеров. Именно китайцы в основном занимаются в области овощеводством. Раньше их были единицы, теперь сотни. Только в Благовещенском районе их около 500 человек против трех русских фермеров. Там, где раньше продавал один китаец, через некоторое время стоит вся его многочисленная семья. И каждый старается продать.
Вырастить урожай, по словам усть-ивановского фермера, сейчас не проблема. Проблема — продать.
— В области переизбыток овощной продукции. Мы работаем с постоянными клиентами, но тут на рынок выходят китайцы, не имеющие ниши сбыта, — говорит Куксенко. — Естественно, чтобы переманить клиента, они снижают цены. Ну не может тепличный помидор стоить 10—15 рублей!
Отпускные цены на овощи скачут почти каждый день. По некоторым сведениям, китайцы демпингуют с поощрения своего же правительства. им дано негласное указание закрепиться на русской земле любыми средствами, даже работая в убыток. Постепенный захват рынка китайскими овощеводами вынуждает русских фермеров продавать 90% своего урожая за пределы области.
Серьезная проблема для крестьян и отсутствие в Приамурье мощного оптового рынка.
— Одна база «Дружба» в Благовещенске, и на той заправляют китайцы, — уточняет собеседник. — У нас есть место, 6 квадратных метров, за которое мы платим, как за аренду французского бутика — 19 тысяч рублей в месяц. И при этом для крестьян, желающих разгрузить свой же товар на своем же месте, владельцы базы установили таксу — 300 рублей за машину. Никакого порядка нет.
Еще один пункт в главе «конкуренция» — вредительство. Напротив теплиц Куксенко, среди буйного разноцветья трав, лежит «голая» куча земли.
— Уже три года на ней ничего не растет, — сообщает Александр Анатольевич. — У нас огурец взошел, а конкуренты почву какой-то отравой обработали. Зимой порезали пленку в теплицах, заморозили рассаду. Если ситуация в фермерстве не изменится, придется уйти. В таких условиях работать невозможно.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии