Только самолетом
С середины 90-х годов прошлого века низкая рентабельность обрекла местные аэропорты в городах и районах на жалкое существование. Рейсы не отличались регулярностью, здания, сооружения и взлетные полосы были обречены на гибель. Три года назад появилось государственное учреждение Амурской области «Аэропорты местных воздушных линий» (МВЛ). Благодаря этому удалось сохранить материальную базу, обеспечить выполнение полетов и приступить к постепенному ее развитию.
Цену такому решению знают жители многих северных территорий, куда, как в песне, только самолетом можно долететь. В настоящее время крылатые машины Ан-2 Амурской авиабазы охраны лесов осуществляют социально значимые рейсы в труднодоступные уголки Зейского и Селемджинского районов. В других районах области самолеты тоже садятся, но пока, как говорится, по мере необходимости.
— Из таких поселков, как Береговой, Горный, Бомнак, Экимчан, и многих других, кроме как по воздуху, особенно в период распутицы, бывает не выбраться, — комментирует ситуацию руководитель учреждения «Аэропорты МВЛ» Сергей Чигрин. — Население там, мягко говоря, небогатое, поэтому социально значимые рейсы являются планово-убыточными и дотируются из областного бюджета с целью удешевления тарифов. Другими словами — билет обходится пассажиру в несколько раз дешевле своей себестоимости. Теперь важно не только сохранить, а еще и развить авиационно-транспортный комплекс Приамурья.
За прошлый год на местных воздушных авиалиниях выполнено 248 социально значимых авиарейсов, в прямом и обратном направлениях перевезено 7260 пассажиров. По сравнению с позапрошлым годом пассажиропоток увеличился почти в два раза, и все равно этого мало, говорят на местах.
Другое финансирование
Правительством Амурской области инициирован целый ряд документов, которые могут дать второе дыхание малой авиации. В ближайшее время ожидается принятие долгосрочной целевой программы «Развитие авиации и аэропортов Амурской области на период до 2020 года». Документ предусматривает создание федерального предприятия «Аэропорты Приамурья», в которое перейдет база сегодняшних аэропортов МВЛ. Большая часть материальных затрат ляжет на плечи федерального бюджета, а аэропорты области получат на свою модернизацию сотни миллионов рублей.
— Это уже другое финансирование, другие объемы и новые перспективы, — добавляет заместитель руководителя ГУ Амурской области «Аэропорты МВЛ» Вадим Свечников.
— Могу сказать, — продолжил Вадим Свечников, — что весь комплекс планируемых мероприятий позволит увеличить количество посадочных площадок в удаленных населенных пунктах. Аэропортов также станет больше.
На сегодняшний день «Аэропорты МВЛ» располагают аэропортами в Зее, Тынде и поселке Экимчан. Посадочные площадки этого же предприятия есть в Береговом, Хвойном, Горном, Бомнаке, Октябрьском и Февральске, еще несколько находятся в ведении Амурской базы авиационной охраны лесов. При благоприятном развитии событий такие площадки, как в городах Свободном, Шимановске и в поселках Февральск и Горный, приобретут статус аэропортов.
Из последних инициатив — началась подготовка к возобновлению регулярных социально значимых рейсов из города Благовещенска в Зейский район и Тынду.
— Правительство области планирует закупить новую авиационную технику, — продолжает Сергей Чигрин. — Мы должны быть готовы к ее приему и обслуживанию. Постепенно обновляем и модернизируем материальную базу аэропортов. Задача, конечно, непростая, но очень ответственная, ведь речь идет не только о полетах внутри Амурской области, а еще и о выполнении межрегиональных и даже международных рейсов.
Увеличить размах
Ключевым авиаперевозчиком внутри области должно стать ГУ Амурской области «Амурская база авиационной охраны лесов». По факту это учреждение, пережив несколько сложных периодов реформирования, уже стало «на крыло». Осталось увеличить его размах.
— Содержать парк самолетов ради одной лишь охраны лесов, которые горят всего четыре месяца в году, — непосильная ноша для любого бюджета, — отмечает заместитель начальника Амурской авиабазы, командир авиационного отряда Владимир Круглик. — Конечно, мы выполняем санитарные задания, перевозку грузов, полеты в интересах областного правительства, участвуем в аварийно-спасательных работах. Однако этого недостаточно для полноценной поддержки и развития авиации. В этом году, в рекордные сроки — за 40 дней, мы подготовили необходимый пакет документов и получили сертификат эксплуатанта коммерческой гражданской авиации. Торопились до распутицы, чтобы начать возить пассажиров в труднодоступные районы. Сейчас у нас новый этап — после посещения авиакосмического салона «МАКС-2009» появилась надежда на дальнейшее обновление авиапарка.
Общий объем требуемой государственной поддержки местных воздушных линий и аэропортов, согласно долгосрочной целевой программе, превышает 2,5 миллиарда рублей. Значительная часть этих средств пойдет на приобретение самолетов.
По словам Владимира Олеговича, сегодня амурская база авиационной охраны лесов насчитывает 11 самолетов Ан-2 и 4 вертолета Ми-8. Среди ожидаемых новинок уже не просто приспособленные под перевозку людей воздушные суда, а настоящие пассажирские самолеты и один универсальный вертолет Ми-8 АМТ.
— Вертолет хорошо знаком нашим пилотам по своему предшественнику Ми-8, однако обладает повышенной мощностью и грузоподъемностью. Также может использоваться и как пассажироперевозчик, например, в интересах нашего правительства, — делится подробностями Владимир Круглик. — Плюс к этому ждем два самолета L-410 вместимостью до 19 пассажиров. Эта модель также успела хорошо зарекомендовать себя в амурских условиях, а последние серии выпускаются с обновленными двигателями и винтами, снижающими вибрацию. В пассажирском салоне заметно повысилась комфортность.
Другой самолет, который также планируется закупить, СМ-92Т маленький, там порядка пяти мест и будет использоваться на небольших работах. Наибольшие перспективы связаны с двумя Ан-140, способными перевозить по 52 человека. Это не завтрашний день, а, скорее, планы на ближайшие несколько лет, но такие машины позволят наладить воздушное сообщение на межрегиональных линиях. Например, будут поддерживать авиасообщение с Якутском, Хабаровском или Петропавловском-Камчатским. То есть сегодня есть к чему стремиться и куда лететь.
Компетентное мнение
Константин Чмаров, министр по строительству космодрома Восточный, курирующий вопросы авиаперевозок,
— Сейчас мы предпринимаем попытки организовать на базе учреждения «Аэропорты местных воздушных линий» предприятие, которое будет финансироваться из федерального бюджета. Его бюджет расписан на сумму в 250 миллионов рублей в год, количество работающих увеличится со 100 до 500 человек, число аэропортов — с 3 до 7, посадочных площадок — с 13 до 26. Что касается недостроенного здания Благовещенского аэровокзала, то происходит его оформление в областную собственность для передачи ГУП «Аэропорт Благовещенск». Если вопрос о проектировании и строительстве будет решен в будущем году, то реально комплекс будет введен в эксплуатацию в 2011—2012 годах.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии