Они знают, как превратить свой двор в цветущий сад, добиться капитального ремонта и правильно построить отношения с управляющей компанией. «АП» встретилась с председателем союза Ириной Сиваковой.
— Ирина Владимировна, когда и для каких целей был создан «Союз старших домов»?
— Наша организация была официально зарегистрирована в августе прошлого года, а в данный момент нас более 300 человек. Мы существуем для того, чтобы объединить старших многоквартирных домов, позволить им обмениваться опытом, совместно решать проблемы своего дома и при необходимости грамотно отстаивать свои права в рамках Жилищного кодекса.
— Наверное, был какой-то повод для подобного объединения?
— Да, повод был. Жильцы нашего дома четыре года назад столкнулись с очень серьезной проблемой: имея право на бесплатный капитальный ремонт во всем доме, мы не могли добиться того, чтобы городская администрация этот ремонт нам провела. В 2006 году жильцами было принято решение обратиться в суд, и я, как старшая дома, занялась этим вопросом. Ситуация оказалась сложной: не было ни юридической базы, ни судебной практики, на которую можно было бы опереться. Иски о понуждении администрации Благовещенска произвести капитальный ремонт жилых домов в суд периодически поступали, но ни один из них не был удовлетворен. Так что силы были неравные. Я шла от имени жильцов, а напротив — администрация города, управление ЖКХ и МП «Жилсервис», которых представляли три квалифицированных юриста. И тем не менее мы выиграли эту тяжбу.
— И дом сразу отремонтировали?
—Далеко не сразу. Судебное решение было принято в декабре 2007-го, но добиваться его исполнения мне пришлось до января 2010-го. Была долгая работа с судебными приставами, новый иск на администрацию, и только после этого дело сдвинулось с мертвой точки. Сейчас в доме продолжается капремонт. Согласно судебному решению, нам должны заменить кровлю, инженерные коммуникации и асфальтировать придомовую территорию. Кровлю уже поменяли, завершается замена труб. Для жильцов это бесплатно, а администрации ремонт обошелся в 4 миллиона 250 тысяч рублей.
— Получается, что ваш судебный опыт стал первым в Амурской области?
— Не только в области, но и на всем Дальнем Востоке. Поэтому мы решили помогать тем, кто оказался в подобной ситуации. Ведь многие пытаются судиться с властью, но не хватает терпения, а ведь закон на нашей стороне. Люди должны знать свои права и ничего не бояться, и об этом мы говорим каждому, кто обращается к нам за советом или помощью.
— Многие ли к вам обращаются и каковы главные проблемы жильцов многоэтажек?
— Честно говоря, людей, которые к нам приходят, просто вал. И проблем у них тоже масса. Главная — это все тот же капитальный ремонт в домах. Не многие знают, что если дом на момент приватизации (начиная с 1992 года) нуждался в ремонте и он не проводился, то это остается обязанностью администрации. Другой вопрос — отказ администрации проводить такой ремонт. Отказали, придумали обоснование — люди поверили, и никто не разбирается, насколько это обоснование законно.
— Те, кто обращается к вам за консультацией, получают ее бесплатно?
— Совершенно бесплатно. Мы планируем в будущем создать консультационный центр, для того, чтобы за минимальную плату оказывать какие-то чисто юридические услуги, которые требуют определенного времени и усилий, например, составить исковое заявление в суд или представлять в суде интересы жильцов. Но за обмен опытом, устные консультации мы, как и прежде, денег брать не будем, ведь это — основная цель нашей организации. Кроме того, для всех желающих в Благовещенске работает «Школа жилищного просвещения». Это открытые бесплатные семинары для старших домов, которые мы проводим совместно с Общественной палатой Амурской области. В апреле мы провели четыре двухчасовых занятия, на которых побывало более 500 человек.
— Чему учат в «Школе жилищного просвещения»?
— На последнем уроке мы рассматривали нарушения, которые допускают управляющие компании при составлении договоров с жильцами многоквартирных домов, а жильцы эти договоры подписывают. Потом возникают взаимные недопонимания и проблемы.
— Можете назвать самую распространенную ошибку?
— Часто компании грешат тем, что незаконно собирают деньги с жильцов. Так, изучив один договор, мы пришли к выводу, что компания обобрала своих жильцов за два года на 149 тысяч рублей. И это происходит практически повсеместно. С кого-то 40 тысяч, с кого-то 60... Еще одна большая ошибка — подписать договор, в котором есть пункт о том, что отказ от услуг этой компании можно осуществить только через суд. В одностороннем порядке отказываться от них якобы нельзя. Это грубое нарушение закона. Компании не имеют права брать жильцов «в заложники», и закон позволяет отказываться от их услуг в одностороннем порядке. В нашем доме есть такой опыт. Нас не устраивала компания — собрали общее собрание, избрали другую форму управления, за месяц предупредили компанию, и все — ушли. Все по закону.
— Вы приглашаете представителей управляющих компаний на свои семинары. Наверное, они не в восторге от того, что появилась ваша организация?
— Вы правы, поначалу нашу деятельность не сильно приветствовали. На первом занятии были представители нескольких УК и даже пытались его сорвать. На второй семинар пришли уже и помощники депутатов, и большее количество представителей управляющих компаний, председатели ТСЖ. Были строители, работники предприятий по установке общедомовых счетчиков. Приятно, что добросовестные управляющие компании сами обращаются к нам. Они заинтересованы в решении проблем жильцов и не хотят терять своих клиентов. Но таких единицы. Большинство продолжает относиться к нам негативно. Надеюсь, со временем мы найдем общий язык.
— Планируете ли вы расширять границы своей деятельности, ведь жилищные проблемы есть не только в Благовещенске?
— О нашей работе знают уже во многих уголках области. На семинар приехали старшие домов из Белогорска и Магдагачей, Среднебелой, Ивановки, были звонки из Тамбовского района, Екатеринославки. Так что, возможно, в будущем мы сможем проводить и выездные заседания.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии