Сегодня мы публикуем истории из жизни «летучей мыши». Майор Сергей Панченко (назовем его так — имена и фамилии всех действующих сотрудников засекречены) несет разведслужбу на Северном Кавказе в одной из разведчастей внутренних войск МВД.
До мира далеко
— На Северном Кавказе, к сожалению, доныне неспокойно. Каждый день — взрывы и выстрелы… Сергей, где вам приходилось работать?
— И в Грузии, и в Южной Осетии, и в Дагестане, но больше работал по Чечне. Крупномасштабных военных операций там, как вы знаете, уже не проводят — в этом нет необходимости. Но спокойной жизнь там назвать нельзя. Кадыров, конечно, старается создать все условия для того, чтобы местное население работало. Хотите открыть свое дело — пожалуйста. Людям ссуды дают беспроцентные. Некоторые создали свой мелкий бизнес, открыли магазины… Но предприятий, заводов там почти нет. Они ничего не производят, кроме того, что нелегально качают нефть и перерабатывают в бензин. В наших деревнях у многих самогонные аппараты, а там в любом доме гонят бензин.
Получим информацию — датчики показывают, что падает давление. Едем вдоль трубопровода, находим место, где идет утечка нефти — есть краник специальный. Ставим охрану. Бойцы две недели дежурят — все нормально, только уехали — давление опять начинает падать. И так везде. За нами местные жители постоянно наблюдают. Если номера на машинах не сбили, считайте, что все в округе знают, что мы выехали на задание. Тот район можно уже не чистить — банда уходит в другой квадрат.
Хотя война всем надоела, но по большому счету местные в ней заинтересованы. Вы сами посудите. Только там сняли КТО (контртеррористическая операция) и ввели в Дагестане, как в Чечне опять начались подрывы. Потому что увидели: федеральные деньги уходят в Дагестан... Мирное население там работает на два фронта: и на «федералов», и на бандитов.
Когда заканчивается ураза…
— Разведчиков ВВ МВД часто называют спецназовцами.
— Задачи у нас разные. Спецназ работает в населенных пунктах, на зачистках, их задача быстро ворваться в населенный пункт и уничтожить врага. Разведка работает тихо, не зря символ разведки летучая мышь. Наша задача — добыть важную информацию или уничтожить особо опасного преступника и при этом остаться незамеченными.
На зиму все боевики из Чечни, Ингушетии уходят в горы, отсиживаются где-нибудь в Грузии — зимой они не воюют. Как только начинается «зеленка», банды активизируются. Насколько мне известно, в Чечне сегодня бандитами руководят два эмира, которые между собой не контачат. Деньги из Грузии поступают по двум каналам: один платит столько, другой столько — вот «грядка» и бегает от одного эмира к другому…
Метров за 50 от своих баз ставят блокпосты. На базе только услышали стрельбу, сразу сворачиваются. Взяли, что успели, и след простыл. У них повсюду свои тайники. Еду прячут в специальных схронах, так же и оружие. Однажды мы обнаружили схрон с долларами: помещение квадратов двадцать по площади было забито пачками «зеленых» почти под потолок.
— Доллары, поди, были поддельные?
— Да нет, настоящие…
— А с кадыровцами совместные операции проводите?
— Было дело. Как-то вышли на задание наши две группы и одна их. Идем по лесу, кадыровцы в середине, а я шел замыкающим. Смотрю: куртка кожаная висит на сучке. Потом вижу — разгрузка. Иду и все их вещи собираю. Прибыли к месту назначения, подходят ребята, мол, вещи верни. «Извините, — говорю. — Вы их выбросили, я подобрал. Теперь это все мое. В разведке такое правило: еду, воду, спальник, оружие — все свое несешь сам. Никто ни с кем ничем не делится». Пошли в горы, а они в пути «сдохли». Все попадали и говорят: «Дайте нам таблетки». — «Какие еще таблетки?!» — спрашиваем. — «Допинг, который вы пьете. Хотите сказать, что вы, такие амбалы, сами по горам так легко бегаете?» Они даже не поверили, что мы никакой допинг не используем на спецзаданиях. У нас просто выправка такая… Они тоже воюют в горах, но у них тактика другая. За информацию заплатили, пришли, постреляли и ушли.
Сникерс для террористов
— Однажды получили данные, что в определенном квадрате действует группа из пяти человек, в ближайшие дни бандиты должны выйти за продуктами в деревню. Местное население снабжает их едой. Крупы и другие продукты, которые надо варить, они не берут, сигареты тоже. Люди там в основном некурящие, молодежь тоже не курит. Бандиты в основном запасаются сахаром, орехами, йогуртом, энергетическими напитками, любят сникерсы. Банды в последние годы значительно помолодели. Отцов убили — их место занимают «кровники» от 18 до 25 лет.
Отправились мы на задание. Первыми всегда идут «следопыты» — обычно трое разведчиков, которые по траве, почве определяют, сколько человек здесь прошли, сильно груженые или идут налегке, что несут... Отработали мы квадрат — никого. Остались на ночевку. Думаем, в лесу ночевать опасней — неизвестно, где они пойдут. А между деревней и лесом было поле. Мы решили: если бандиты пойдут здесь, мы их в любом случае услышим. Нашли холм и притаились за ним. С рассветом выползаю из спальника, потянулся, выглядываю из-за бугра, а с другой стороны холма — метров в десяти от меня — бородатая бандитская рожа. Бандиты, как и мы, решили в лесу базу не разбивать. Они ждали пастуха, который должен был подвезти продукты, а мы ждали их. Одновременно выглянули из-за холма.
— И чем все закончилось?
— Они все бросили и скрылись в лесу. Их там было трое. Догонять не стали: нам была поставлена задача не бандитов ликвидировать, а выяснить, кто из местных снабжает их продовольствием. Человека, который помогал им, мы взяли.
— Как вы не «вычислили» друг друга? Вы же ели, разговаривали?
— А зачем разговаривать?! Все и так понятно. Для таких случаев есть язык жестов. На задании всегда используем внутреннюю связь, у каждого специальный микрофон, наушники. Говоришь тихо, в определенном темпе, напарнику все прекрасно слышно. Если видишь цель, то переходишь на жесты. А насчет еды... Сегодня, чтобы приготовить пищу, не надо разжигать костер — открываешь специальный пакет, ждешь несколько минут и все уже горячее. Между стенками пакета специальная жидкость, при соприкосновении с воздухом начинается химическая реакция, и пища становится горячей.
Хочешь жить, купишь станцию
Как отметил собеседник, времена, когда бандиты были вооружены более современным оружием, чем федеральные войска, прошли. Сегодня внутренние войска МВД оснащены новейшими системами гранатометов, снайперским оружием, специальными автоматами, есть пистолеты-пулеметы с прибором бесшумной и беспламенной стрельбы.
— Вдоль бандитских троп в лесах и горах запускают специальные беспилотные самолеты, они фиксируют инфракрасное излучение человеческих тел. Можно определить, сколько людей идет на конкретной местности с точностью до квадрата. Но боевики тоже идут на хитрость. У них есть специальная пленка из фольги, которой они накрываются, и засечь такую группу даже такой суперсовременной технике проблематично.
— Об оснащении разведки, наверное, и говорить не приходится. Вы же элита!
— Мы укомплектованы всем необходимым. Но все равно приходится кое-что закупать за свои деньги. Например, японскую радиостанцию за 50 «штук», систему навигации GPS — все за свой счет покупал. Станции, которые нам выдают, устарели.
— Другие разведчики тоже все это за свой счет покупают?
— Кто хочет там выжить, тот покупает. У нас все это стоит на вооружении, но пока все внедрят… Обмундирование даже разведке выдают стандартное. В горах оно быстро изнашивается. Спальники тяжелые, поэтому покупаем себе шведские: они легкие и места мало занимают. А берцы я себе покупаю с титановыми пластинами: если на «лепесток» (противопехотная мина) наступаешь, ступню не оторвет.
Сергей даже не может точно сосчитать, сколько у него за шесть лет было контузий. Говорит, больше двадцати. Во время последней операции получил тяжелое ранение в ногу. Три пули прошили кость — нога держалась только на мышцах. В госпитале хирурги хотели ампутировать ногу, но он отказался — решил в очередной раз испытать судьбу. И в очередной раз повезло. За полтора года перенес несколько операций, «пластику». «Как видите, еще не бегаю, но хожу уже хорошо», — улыбается «разведка».
От многих ответов на наши вопросы майор ВВ МВД ушел, ссылаясь на секретность информации. Бывших разведчиков не бывает. И даже когда они уходят на гражданку, их могут достать. О том, насколько все серьезно, можно говорить долго. Несколько лет на территории Чеченской республики успешно действовала одна из разведгрупп. И вот спустя годы, когда «летучие мыши» вернулись домой, разъехались по регионам, с этими людьми стали происходить несчастные случаи. Одного сбила машина, другой отравился… Один за другим разведчики уже на гражданке ушли из жизни. Люди такой профессии не верят в случайность…
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии