О том, как лучше всего жаловаться на чиновников, в интервью АП рассказал помощник начальника управления Минюста России по Амурской области Константин Слепичев.
— Константин Анатольевич, за что можно пожаловаться на чиновника?
— Здесь нужно исходить из того, что одним из первых и основных принципов служебного поведения чиновника, закрепленных указом президента, является то, что государственные служащие призваны исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют основной смысл и содержание деятельности органов государственной власти и государственных служащих. Иными словами — чиновники работают для людей. Если чиновник начинает себя некорректно вести, препираться, устраивать волокиту, это можно считать нарушением принципов служебного поведения госслужащего.
— Как формально определить, что государственная услуга оказана некачественно?
— Для этого есть регламенты их оказания. Для каждой услуги существует регламент ее исполнения, чтобы человек мог посмотреть, в какие сроки она оказывается и какие процедуры предусматривает.
— Куда обращаться, если человек считает, что чиновники обидели, обделили его?
— Как раз для разрешения таких спорных ситуаций и существует комиссия по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов.
— То есть такая комиссия есть в любом гос-учреждении?
— По крайней мере, должна быть. Их создание определено Указом президента, а также закреплено в статьях федерального закона о государственной гражданской службе и закона о муниципальной службе. Подобные нормативные правовые акты — прямого действия, напрямую касаются федеральных и региональных органов государственной власти, органов местного самоуправления. На региональном уровне подобные комиссии действуют в аппарате правительства Амурской области и в каждом входящем в его состав органе исполнительной власти. На муниципальном — в органах местного самоуправления, аппаратах избирательных комиссий муниципальных образований.
— Как доказать, что чиновник повел себя некорректно? Ведь у каждого человека найдутся оправдания его поступкам.
— Допустим, человеку субъективно показалось, что к нему отнеслись ненадлежащим образом, не хотят качественно оказать госуслугу. Тогда он пишет обращение в эту комиссию, излагает факты. Комиссия в свою очередь рассматривает, можно ли считать поведение чиновника нарушением или нельзя. Плюсом здесь является то, что в состав комиссии в качестве независимых экспертов входят обычные граждане из числа работающих в научных организациях, образовательных учреждениях и других организациях. Это позволяет избежать корпоративности при рассмотрении обращения. То есть комиссия, в том числе и специалисты со стороны, разбирается, были ли субъективные факторы, чем вызвано некорректное поведение чиновника. Если факты подтверждаются, чиновника привлекают к дисциплинарной ответственности. Если же вопрос касается взяток, то в этом случае все уже гораздо серьезнее — материалы передаются в правоохранительные органы.
— Есть ли сроки, регламентирующие рассмотрение дела?
— Да, в течение трех дней принимается решение о проведении проверки поступившей информации, которая осуществляется в месячный срок со дня принятия такого решения. Копии решения комиссии в течение трех дней направляются представителю нанимателя, гражданскому служащему и другим заинтересованным лицам.
— Руководитель проштрафившегося чиновника получает решение комиссии. и что дальше?
— Он вправе отстранить гражданского служащего от занимаемой должности в период урегулирования конфликта интересов либо привлечь его к дисциплинарной ответственности в случае установления комиссией признаков дисциплинарного проступка. А это влечет уже чувствительные для каждого меры материального воздействия, так как в этом случае перестает выплачиваться премия. Решение комиссии хранится в личном деле чиновника. В этом отличие от обычной жалобы или обращения.
Простое обращение рассматривается, и заявитель получает ответ. Здесь же, если человек несколько раз совершил нарушения, все это находит отражение в его личном деле. Раз в три года на основании ст. 48 Федерального закона о госслужбе каждый служащий обязан пройти аттестацию. К моменту ее проведения аттестационной комиссии представляется справка по материалам его личного дела. Увидев большое количество жалоб, у членов комиссии может возникнуть резонный вопрос: а на своем ли месте находится человек, на которого постоянно жалуются?
— Почему вы считаете этот способ наиболее действенным? Почему обращение в сам орган, где работает провинившийся чиновник, обращение в прокуратуру не являются максимально эффективными?
— В первом случае любая организация будет отстаивать честь мундира. И вряд ли можно рассчитывать на объективность и открытость, ведь дело будет рассматриваться внутри самой организации. Кому хочется выносить сор из избы? Что касается прокуратуры, то в этом случае нужно понимать, что органы прокуратуры и без того перегружены работой, нацелены в основном на серьезные нарушения законодательства, где есть перспективы уголовного дела или принятия мер прокурорского реагирования, которые являются отчетными показателями. В противном случае зачастую обращение направляют для разбирательства в орган или к должностному лицу, действия которого обжалуются.
— Обращение в суд тоже нельзя считать лучшим вариантом для большинства граждан?
— Дело в том, что, обратившись в суд, человек должен будет либо сам защищать свою позицию, либо нанимать адвоката. Любое нарушение порядка подачи жалобы влечет отказ по формальным основаниям, и никто даже разбираться не будет в сути ситуации, если неправильно оформлены бумаги. Тем более сейчас органы власти умеют хорошо защищать свои права: они пройдут все судебные инстанции, не остановятся на первой, обязательно будут обжаловать невыгодное для себя решение. В комиссию же достаточно просто заявить, и в случае подтверждения фактов независимые люди дадут оценку действиям чиновника.
— Почему такая система не действовала ранее?
— Во-первых, чиновники, не желая давать гражданам столь эффективное оружие против себя, широко не афишируют информацию о работе комиссий. Во-вторых, отсутствовал четкий механизм работы таких комиссий, ведь в президентском указе был прописан лишь общий порядок. В рамках реализации национального плана противодействия коррупции на 2010—2011 годы, предусматривающего меры по обеспечению действенного функционирования комиссий, такие методические рекомендации были разработаны и в настоящий момент проходят апробацию в территориальных органах Минюста. Обо всех выявленных шероховатостях будет доложено наверх, что будет учтено при издании соответствующего нормативного правового акта.
— Нет ли опасений, что пойдет поток жалоб?
— Конечно, сначала люди могут пойти со старыми, больными вопросами, с накипевшим. Но потом каждый будет знать, что, если ему оказали некачественную услугу представители органов власти, он может обратиться в эту комиссию и получить компетентное и объективное разъяснение. А чиновник будет знать, что все жалобы на него будут оставаться в его личном деле, тогда, возможно, и отношение к оказанию госуслуг у недобросовестных служащих будет иным. В конечном счете эти обращения пойдут на пользу.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии