О том, какие меры помогут поднять амурскую медицину на достойный уровень, АП рассказала заместитель председателя Законодательного собрания Амурской области координатор проекта Ольга Лысенко.
В каждом субъекте — свои особенности
— Ольга Викторовна, что получит Приамурье в результате модернизации здравоохранения?
— Проект «Качество жизни (здоровье)», который сегодня ведет политическая партия «Единая Россия», стартовал в июле. Он призван обеспечить равную доступность медицинской помощи для населения всей страны. В рамках этого проекта была, я считаю, очень своевременно обозначена программа «Модернизация здравоохранения Российской Федерации на 2011—2012 годы». Основная задача определена демографической ситуацией в стране. Благодаря приоритетному нацпроекту «Здоровье» удалось сдвинуть в положительную сторону показатели рождаемости. Но при этом остается довольно высоким показатель смертности, среди причин демографических потерь отмечаются сердечно-сосудистые заболевания, онкология, дорожно-транспортный травматизм.
При этом в каждом субъекте РФ — свои особенности. У нас это высокий показатель заболеваемости и смертности от туберкулеза, сохраняющаяся высокая материнская и младенческая смертность. Поэтому в рамках приоритетных направлений для нашего субъекта мы определили свои основные задачи.
— Что включает в себя программа модернизации?
— На установочных совещаниях были обозначены ее структурные составляющие. Во-первых, это укрепление материально-технической базы лечебных учреждений. Не секрет, что большая часть больниц разного уровня не соответствует сегодня лицензионным требованиям Роспотребнадзора — не имеют горячего водоснабжения, адекватной канализации, не могут претендовать на выполнение стандартов оказания медицинской помощи. Поэтому данный фрагмент программы является самым ресурсоемким. Стоимость всей программы модернизации — 460 миллиардов рублей, из них 300 миллиардов как раз предполагается направить на улучшение материально-технической базы лечебных учреждений. Правда, в эту программу мы не имеем права включать новостройки. А вот завершить незавершенное строительство — можно. В муниципальных образованиях таких объектов, которые остаются недостроенными на протяжении 10—15 лет, много. В эту часть рекомендовано включить областные, городские и районные клиники, нуждающиеся в реконструкции и капремонте, что весьма затратно для дотационных территорий.
Вторая составляющая — выполнение стандартов оказания медицинской помощи по основным видам заболеваний (нозологиям). Самая сложная часть, на наш взгляд. Поскольку обеспечение стандартов — это и стоимость территориальной программы госгарантий оказания бесплатной медицинской помощи населению, и подготовка кадров, и оснащение лечебных учреждений.
Третья составляющая — информатизация системы здравоохранения. Этот раздел связан с введением единого электронного полиса, действующего на всей территории России. Кроме того, это внедрение телемедицинских технологий, актуальных для отдаленных территорий России. Лечебная помощь консультативно будет доступна и для специалиста, и для пациента.
Наше Заксобрание активно включилось в эту работу, мы сразу же сформировали координационный совет. Он объединил исполнительную и законодательную власть, привлекли ФОМС, Дальмедстрах. Мы объединили усилия профессионалов на разработку сложного программного продукта.
— Ожидается ли улучшение материально-технической базы больниц на местах — муниципальных и сельских?
— Нам было важно мнение населения — насколько сегодня люди удовлетворены медпомощью, медицинскими технологиями, каково их мнение о развитии инфраструктуры здравоохранения в том или ином муниципальном образовании — наша фракция инициировала анкетирование во всех муниципальных лечебно-профилактических учреждениях.
Надо сказать, что в целом население уважительно относится к труду медицинских работников. Люди понимают, что, несмотря на сложную ситуацию с материально-технической базой, наши медики оказывают доступную и качественную помощь населению. Главное пожелание — создание комфортных условий для пребывания пациентов как в амбулатории, так и в стационаре.
Мы провели инвентаризацию здравоохранения в области. Сначала заслушали представителей лечебно-профилактических учреждений областного уровня, затем разделили область на три куста — северный, средний и южный — и провели выездные заседания в Магдагачах, Белогорске и Тамбовке. Важно, что руководители районных и городских администраций стали внимательнее относиться к индикаторным показателям здоровья своего населения. Во всех заседаниях принимали участие либо главы, либо их заместители по социальным вопросам.
Сокращения койко-мест не будет
— Итоги инвентаризации вас не испугали?
— Нет, это надо было сделать, чтобы совершенствование службы не сводилось к «ямочному ремонту», когда дырки залатали и живем дальше. Именно такая работа над программой дает понять, какие ресурсы надо привлечь — интеллектуальные, финансовые, строительные, чтобы нам изменить показатели здоровья амурчан. Сегодня деньги надо вкладывать не в содержание лечебно-профилактических учреждений, а в оказание медицинской услуги пациенту. По результатам инвентаризации мы увидели совершенно неэффективное использование стационарных коек.
— Люди всегда беспокоятся, когда слышат о сокращении койко-мест, их волнует, не сократится ли объем медицинской помощи населению?
— Подчеркиваю, что сокращения коечного фонда не предполагается. Планируется его расструктуризация. Стационарный вид лечения затратный, и он должен соответствовать федеральному стандарту лечения заболевания. Задача больного — не просто полежать в больнице, а получить адекватное лечение. Если у человека сердечно-сосудистая патология, под нее закладывается конкретное консультативное, диагностическое и медикаментозное обеспечение. Это федеральная установка. А у нас в районных больницах мы видим стационарный фонд, который используется не по назначению. Порой больных госпитализируют, чтобы выполнить госзаказ. И получается не специализированная помощь, а помощь в никуда.
Повторю: сокращения коечного фонда не будет, будет ориентация коечного фонда на показатели заболеваемости. Вот почему минздрав области начал работу по вхождению в специализированные федеральные программы — по онкологии, профилактике дорожно-транспортного травматизма и другие.
Не надо относиться к здравоохранению, как к сфере обслуживания. Это система жизнеобеспечения. Если профессионалы этого не поймут и не смогут привлечь средства, чтобы привести реформу и модернизацию здравоохранения в соответствие с проблемами регионального здоровья, демографические потери не прекратятся.
— В какую сумму обойдется модернизация здравоохранения в Приамурье?
— Области нужно более 7 миллиардов рублей федеральных средств. Чем хороша программа: она не требует софинансирования из областного и муниципальных бюджетов.
Но если говорить о выделении денег на капремонт, завершение строительства и реконструкцию объектов, то все это возможно при наличии проектно-сметной документации. Средства на ее подготовку мы в бюджете заложили — это более 100 миллионов рублей.
Надеюсь, что участие в программе модернизации позволит привлечь в область значительные финансовые средства, которые нам долгие годы будут еще недоступны — из-за дотационности бюджета. Мы видим, что муниципальные образования тоже поняли, как важно попасть в эту программу. Не воспользоваться такой возможностью было бы непрофессионально.
В начале октября сдадим программу, будет составлен график защиты проектов субъектов. Нашей команде предстоит защитить проект, до 1 декабря регионы отчитаются, а с 1 января начнется финансирование.
Врачи для села
— Сегодня село нуждается в медицинских кадрах, молодежь не едет в районные больницы, потому что там есть определенные сложности. Что-то будет меняться в этом направлении?
— По программе модернизации — очень важный вопрос подготовки медицинских кадров, как для первичного звена здравоохранения, так и для областных учреждений, которые будут оказывать специализированную, в том числе и высокотехнологичную медицинскую помощь. В ходе инвентаризации здравоохранения мы увидели нарастающую потребность в таких специалистах, как хирурги, акушеры-гинекологи, нефрологи, сосудистые хирурги, травматологи. И в связи с этим видны предпосылки создания программы закрепления медицинских кадров в муниципальных образованиях, сельских поселениях. Уже состоялись предварительные переговоры министра здравоохранения области Алексея Васильевича Спирина и ректора АГМА, профессора Владимира Анатольевича Доровских . Требуется не только совершенствование целевого набора, но и обязательное заключение 3- или даже 4-сторонних договоров, показывающих заинтересованность муниципалитетов в привлечении кадров. Ряд территорий — Серышевский район, Шимановск — уже работают по системе договоров со студентами АГМА, осуществляют доплаты к стипендиям. Действительно, сегодняшним нашим выпускникам мало социального пакета, им хочется выполнять стандарт медицинской помощи, чтобы для этого были условия, оборудование, технологии. Их отсутствие для врача — это зона профессионального риска, а кто хочет рисковать? Проект модернизации, над которым мы сейчас работаем, поможет переломить эту ситуацию.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии