— Елена Степановна, будущих абитуриентов и их родителей волнует вступительная кампания, которая скоро начнется. Какие изменения ожидаются в вашем вузе, не будет ли сокращен бюджетный набор?
— Бюджетные места — это госзаказ, выполнение которого финансирует государство. Сначала вуз подает заявку на контрольные цифры — сколько человек, по каким направлениям подготовки мы могли бы принять на бюджет. Нашу заявку мы согласовываем в Благовещенске в четырех инстанциях. Это центр занятости населения (специалисты смотрят востребованность данных профессий на рынке труда), совет ректоров Амурской области (анализирует, как специальности распределяются между вузами, чтобы не было дублирования и была здоровая конкуренция), также должны дать добро правительство Амурской области в лице минобрнауки и областной Союз промышленников и предпринимателей, выступающий от имени работодателей. Это все целесообразно. Затем заявку мы отправляем в Москву, в министерство образования и науки РФ, для участия в конкурсе.
Обычно сокращается бюджетный набор на гуманитарные направления, в прошлом году, например, нам урезали бюджетные места на экономическом и юридическом факультетах. Контрольные цифры на технические и естественно-научные направления остаются или даже увеличиваются. Обычно количество выделенных бюджетных мест становится известно в мае.
— В этом году вы продолжаете переход на бакалавриат и магистратуру?
— Изменения, которые происходят сегодня во всей системе образования, нас не миновали. Россия переходит на двухуровневую систему образования, обсуждаются новые стандарты. В АмГУ появился целый ряд новых направлений подготовки, новые магистерские программы. Если раньше была специальность «филология», где студентов учили в течение пяти лет, то теперь у нас появилось соответствующее направление подготовки, где за четыре года студент получает диплом о высшем образовании и степень бакалавра и может идти работать, а может при желании и продолжить обучение в магистратуре.
— Но в магистратуре обучение платное?
— Нет, для магистратуры тоже выделяются бюджетные места. И если смотреть по прошлому году, то по магистерским программам нам выделили столько мест, сколько мы запросили, а по некоторым даже больше. Например, на прикладную математику и физику выделено больше мест. Сейчас позиция Правительства РФ — усиливать производственные объекты, и все что касается инженерных, естественно-научных, технических специальностей — здесь по контрольным цифрам обычно вопросов не возникает. Эти специалисты должны быть востребованы.
— Какие новые специальности и направления вы открываете в этом году?
— У нас появились такие новые специальности и направления, как реклама и связи с общественностью, прикладная информатика, горное дело, прикладная геология, бизнес-информатика, гостиничное дело, принимаем на магистерские программы по лингвистике, филологии, информатике и вычислительной технике. На факультете социальных наук будем вести набор по новой специальности «клиническая психология».
— Цифры внебюджетного набора вы тоже согласовываете с Москвой?
— Нет, не согласовываем. Но здесь тоже существуют определенные нормы — по обеспечению каждого студента литературой, учебными площадями, лабораторным оборудованием, компьютерами. Поэтому мы сами смотрим, достаточно ли у нас условий, чтобы соответствовать образовательному стандарту и определенным нормативам. Кроме того, вступительных испытаний для «платников» никто не отменял — есть определенное количество баллов, которое абитуриент должен набрать по ЕГЭ.
— Что вы, пользуясь случаем, пожелаете будущим абитуриентам?
— Сдать как можно больше экзаменов. Чем больше у вас на руках свидетельств ЕГЭ, тем больше шансов поступить. Если на одну специальность не пройдете по конкурсу, может быть, на другую проходной балл окажется ниже. И еще один совет — заглядывайте почаще на вузовские сайты и на наш сайт, там самая свежая информация.
— Ажиотаж по поводу ЕГЭ уже стих. Как можно оценить ЕГЭ — плюс это для вуза или минус?
— Объем работы в вузе резко сократился. Раньше у нас летом во время вступительной кампании было задействовано большое количество сотрудников. Работали предметные комиссии, ведь абитуриенты сдавали по три-четыре вступительных экзамена. Кроме того, отдельная комиссия рассматривала апелляции. Шли бесконечные заседания, и всем нужно было платить зарплату.
Сейчас объем работы гораздо меньше. Вступительные испытания, которые проводятся в вузе, остались лишь на творческих специальностях — на факультете дизайна и на журналистике.
— Если сравнить уровень студентов, поступавших ранее по экзаменам и теперь по ЕГЭ?
— В целом картина отражает знания абитуриентов. Но бывают исключения — человек приходит с наивысшим баллом по русскому языку, а в заявлении делает шесть ошибок.
— Рейтинг самых популярных специальностей в вузе не меняется? Все по-прежнему хотят пойти в юристы?
— Обычно на естественно-научные специальности конкурс меньше и проходной балл ниже, но это не значит, что туда легче поступить. Для школьников почему-то получить высокий балл по ЕГЭ по математике сложнее, чем по обществознанию. Наверное, поэтому у нас в прошлом году самый большой конкурс оказался на социологии.
Если говорить о востребованности, мы меньше планируем набор на специальности «конструирование изделий легкой промышленности» и «технология изделий легкой промышленности» — там и набор сложно проходил, и по трудоустройству выпускников есть вопросы. Зато факультет дизайна открыл набор на гостиничное дело — в городе гостиниц много, специалисты по сервису и дизайну востребованы. Мы ориентируемся на потребности рынка.
В сентябре мы запрашивали справку центра занятости населения, так вот, нетрудоустроенных выпускников АмГУ было около 4 процентов. Это очень мало, тем более что это был сентябрь, кто-то еще с отдыха не вернулся. В основном большинство выпускников трудоустраиваются.
— К вам обращаются крупные предприятия с просьбой подготовить для них специалистов?
— Мы учитываем пожелания работодателей, и тут есть разные формы взаимодействия. Целевая контрактная подготовка, участие работодателей в государственных экзаменационных и аттестационных комиссиях, договоры на прохождение практики на предприятиях. У нас иногда предприятие просит, чтобы студент вышел на работу уже после практики, а он еще на 5-м курсе, и мы идем навстречу — переводим таких студентов на индивидуальный график обучения. Иногда работодатели предлагают провести конкурс курсовых проектов, выделяют финансы для этого, а заодно присматривают среди студентов потенциальных сотрудников. Работодатели у нас и лекции читают.
У вуза сложились хорошие партнерские отношения с группой компаний энергетического комплекса, банками.
— Чем вам нравятся современные студенты?
— Своей устремленностью к знаниям и активной жизненной позицией. Студенты бывают разные, у всех разные способности и возможности. Но когда молодой человек имеет цель и к ней идет, пусть он учится даже на тройки, он понимает, зачем ему это нужно, он старается и в конце концов начинает учиться лучше, проявляет активность. Студенты должны быть активными.
Провинциальные вузы — не хуже столичных
— Есть стереотип, что столичные вузы во всех отношениях сильнее провинциальных. Или стандарт образования заставляет создавать равные условия для обучения?
— У нас свои преимущества. Я вам скажу, что по космическим специальностям мы приглашаем ведущих специалистов. Например, у нас читал лекции начальник Центра подготовки космонавтов Сергей Крикалев, легендарная личность, Герой Советского Союза и России, рекордсмен Земли по суммарному времени пребывания в космосе, он шесть раз был на орбите. Он в силу занятости недосягаем для московских вузов, а к нам приехал. Приезжал к нам летчик-космонавт Герой России Юрий Шаргин, который в 2004 году был в космосе, тоже читал лекции, отвечал на вопросы студентов. Представители Роскосмоса у нас выступают перед студентами регулярно. Наши студенты выезжали на Байконур, на запуск ракеты.
Если говорить о подготовке специалистов в области китаеведения, то у нас легче решаются вопросы разговорной практики. Студенты стажируются в КНР, есть программы обменов с рядом университетов Китайской Народной Республики.
Мое убеждение — учиться и получать хорошие знания можно где угодно. Конечно, это зависит и от профессорско-преподавательского состава, и от того, как оборудован университет. Но в большей степени это зависит от самого студента. Много примеров, когда наши выпускники работают на очень высоких должностях. Например, в посольстве Пекина работает наш выпускник.
Я сама оканчивала МГУ, мне есть с чем сравнить, могу сказать, что у нас работают высококвалифицированные специалисты. Есть профессора и доктора наук, которые ведут большую работу, прекрасно читают лекции. АмГУ — единственный вуз на Дальнем Востоке, который издает два ВАКовских журнала. Есть профессор, который редактирует ВАКовский журнал, является председателем диссертационного совета, ежегодно у него защищаются аспиранты, у самого масса научных трудов, и при этом прекрасный лектор. Примеров можно привести много.
Бассейн и новые аудитории
— Недавно АмГУ сдал новый корпус, что далее будете строить?
— Планов много. Но строить сложно, потому что бюджетных денег на это выделяется очень мало. В 2010 году на эти цели было запланировано 5 миллионов рублей бюджетных средств, а выделен всего миллион. Поэтому в строительство вложен большой процент внебюджетных средств вуза. Очень дорого. В планах у нас — лекционные аудитории в переходе от 7-го корпуса к 8-му, который предстоит построить аналогично тому, которым соединены 6-й и 7-й корпуса. Учебных площадей в университете все же не хватает, поэтому вопрос строительства остается актуальным.
Также мы участвуем в проекте «Единой России» «500 бассейнов». В прошлом году отправили в Москву пакет документов. Нас включили в план на 2012 год. Часть средств вкладывает правительство области, часть средств федеральных, и еще часть — наши деньги от внебюджетной деятельности.
Бассейн появится на территории университета, у нас есть очень удобная площадка, с близко расположенными инженерными сетями. По проекту бассейн должен быть построен в течение года, это типовой проект, в бассейне будет шесть дорожек по 25 метров.
Сейчас мы арендуем бассейн, платим деньги, чтобы обучать плаванию и навыкам поведения на воде тех студентов, которым придется работать в полевых условиях, в первую очередь геологов. С появлением бассейна начнем обучать этому религиоведов и филологов, которые выезжают в экспедиции и на практику.
— А журналистов плаванию будут учить?
— Думаю, что и для журналистов нужно предусмотреть специфический курс по преодолению экстремальных ситуаций — в вашей профессии должны работать универсалы с хорошей физической и психологической подготовкой.
Как университет зарабатывает
— АмГУ — бюджетное учреждение. Может ли вуз дополнительно зарабатывать?
— Мы это делаем, внебюджетная деятельность осуществляется по нескольким десяткам направлений. Бюджетное финансирование в последние годы уменьшается.
АмГУ достойно выходит из ситуации, так как часть консолидированного бюджета университета — внебюджетные средства, заработанные нашими подразделениями. Эти средства мы тратим на ремонт, строительство, стимулирующие надбавки, командировочные и др. Дополнительный заработок — это сложно, поскольку профессорско-преподавательский состав строго по звонкам занят основной учебной деятельностью.
— Как вуз зарабатывает деньги? Ведет дополнительные занятия?
— Не только. Это и различные экспертизы, которые проводят наши специалисты, и обучение на курсах по различным направлениям, и разработка в соответствии с научными проектами. Например, дизайнеры могут предложить дизайн и изготовить мебель по своим проектам. Комбинат питания у нас успешно продает свою хлебобулочную и кондитерскую продукцию. Центр строительных технологий может проводить техническую оценку состояния зданий. Целый перечень разнообразных услуг. Кафедры зарабатывают по своим направлениям. Энергетический факультет оказывает услуги в соответствии с хоздоговорами. Недавно для правительства области они выполняли большую работу, выиграв конкурс.
— Какой факультет приносит больше всех средств в общий карман?
— У нас все стремятся заработать во внебюджетной деятельности, потому что зарплаты в сфере высшего образования не очень высокие. Если сравнить зарплату в вузе и в академических институтах, то в академических она выше.
— Сколько получают в среднем преподаватели вуза?
— Кандидаты наук получают примерно 15 тысяч в месяц, сюда входит стимулирующая надбавка за ученую степень (три тысячи рублей), надбавка за звание доцента. Доктора наук получают около 25 тысяч рублей — это установлено государством. Кроме того, в университете всем кандидатам и докторам наук предусмотрены доплаты из внебюджетных средств.
— А неостепененные?
— В зависимости от должности — ассистент это или старший преподаватель, но в любом случае у них зарплата меньше 10 тысяч рублей.
— И при этом молодежь охотно идет в науку?
— Охотно идут те, кому еще со студенческой скамьи интересно заниматься научными исследованиями. Другой вопрос, насколько для них это доступно в финансовом отношении. Был случай, когда аспирант 3-го года обу-
чения, с готовой диссертацией, с опубликованными статьями в журналах из списка ВАК, с солидным перечнем научных публикаций, вынужден был по семейным обстоятельствам все бросить и пойти работать. Родился ребенок, возникли проблемы со здоровьем у родителей, и аспиранту пришлось брать на себя весь материальный груз проблем. И это очень обидно.
Мы стараемся поддержать молодых преподавателей — университет ежегодно выделяет специальный фонд. На ученом совете утверждаем список тех, кому доплачивается эта надбавка. Обычно ее получают 50 человек. Мы выделяем 100 тысяч в месяц. Можно отдать эти деньги троим молодым преподавателям, и это для них было бы ощутимо, но жюри решило, что будут получать 50 человек по 2 тысячи в месяц.
— Можно ли молодому ученому заработать в стенах вуза?
— Да, если участвовать в научных грантах. Это хорошая форма — аспирант занимается диссертационной работой и в рамках гранта дополнительно получает деньги.
— Есть мнение, что российская наука сегодня развивается за счет зарубежных грантов. Это так?
— Зарубежные гранты есть. Если говорить о количестве, то у нас больше выиграно российских грантов. Но сложно сравнивать по объемам финансирования. Можно выиграть один крупный зарубежный грант и десять более мелких российских на ту же сумму. Или наоборот. Мое мнение — надо участвовать во всех конкурсах, если они соответствуют направлению и тематике исследования. Сотрудники, имеющие опыт работы по грантам, давно поняли, что это выгодно.
Досье «Амурской правды»
Елена Астапова — ректор Амурского государственного университета, доктор физико-математических наук, профессор. В 1982 году окончила геологический факультет МГУ им. Ломоносова. В 1995 году защитила кандидатскую, в 2000 году — докторскую диссертацию, руководила кафедрой физического материаловедения и лазерных технологий. В 2007 году получила ученое звание профессора по кафедре физического материаловедения и лазерных технологий. С 2004 по 2008 год — проректор по учебно-научной работе, и. о. ректора. 9 июня 2008 года утверждена в должности ректора АмГУ.
Цифры
108 наименований направлений включает образовательный процесс в АмГУ, с учетом бакалавриата, магистратуры, специалитета, аспирантуры и докторантуры.
5 процентов ректоров российских вузов — женщины. По мнению специалистов министерства образования и науки РФ, они работают не хуже мужчин, а иногда даже лучше.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии