Былое величие Советской армии вызывает лишь горькую усмешку.Былое величие Советской армии вызывает лишь горькую усмешку.

— Проблемы? За порог вышел — сплошные проблемы. И дома тоже проблемы. Фамилию не скажу, мне здесь жить еще. А зовут Валентиной Федоровной, — пожилая женщина рассказывает о своей непростой жизни, тяжело меся грязь возле собственного подъезда. — Дома всю зиму холодно было, а в феврале температура в квартире выше 11 градусов не поднималась. Как можно так жить?

Некогда благоустроенные пятиэтажки по-военному четко выстроены вдоль военно-бетонной автодороги. На другой стороне школа. Есть еще гарнизонный клуб, детский сад, трубопроводы, сети и прочая разновидность всего, что можно назвать коммунальной инфраструктурой. Когда-то она действительно была таковой, сейчас — полусгнившее, ржавое напоминание о былом величии Советской армии. Раньше здесь была одна беда — хроническая коммунальная старость. Но 15 сентября 2009 года был снят последний военный шлагбаум, ушли часовые — городок остался без присмотра. Теперь здесь кто только не шляется, кто только не живет.

— Мы почти 40 лет здесь прожили, после института приехали. Такого, как сейчас, никогда не было. Всегда чистота, порядок, бумажки не увидишь на улице, — сетует Алла Карпалова. — Сейчас в грязи тонем, машины прямо по пешеходным дорожкам едут, еще и сигналят — дескать, «прочь с дороги». Дома вода из крана еле бежит, желтая. Временщиками себя чувствуем.

— Я здесь с 1973-го, — присоединяется к разговору Людмила Сидорова. — Привыкла к традиционной военной аккуратности. Теперь крысы по подъездам бегают, двери в пустующих квартирах выбиваются, живет там непонятно кто, по ночам стучат к нам и требуют то ацетон то уксус.

В большинстве пятиэтажек окна первых этажей наглухо заложены кирпичом. В противном случае пустующие квартиры быстро лишатся сантехники, проводки, труб. В самом центре «гарнизона Чикаго» натуральные развалины — дом разобран по кирпичику. К трещинам на стенах и полуотвалившимся панелям в пока еще действующих домах их жильцы привыкли. Не привыкли только к одному — к постоянному ощущению опасности и хроническому стрессу.

— Чуть ли не каждый день рейды проводим, но толку мало, — отмечает специалист Возжаевского сельсовета Галина Ковшик. — В брошенных квартирах селятся целые семьи из окрестных сел, из местной колонии заключенные освобождаются — половина здесь оседает, в два раза увеличилась несовершеннолетняя преступность, неблагополучные семьи… Конца-краю этому не видно. Милицию недавно сократили — их всего два человека осталось. На все село, где почти 6 тысяч человек населения! Все, кому некуда идти, приходят сюда. В результате даже нормальным людям житья нет.

Главная беда «гарнизона Чикаго» — отсутствие реального хозяина. В ООО «Славянка», ставшем правопреемником военных коммунальных служб в возжаевском гарнизоне, на вопросы корреспондента АП отвечать отказались. По словам местных жителей, «Славянка» — лишь формальная организация, которая к тому же подчиняется Министерству обороны.

По закону, военный жилой фонд должен быть передан на баланс местной администрации. В прошлом году муниципалитет принял 5 из 22 гарнизонных пятиэтажек. Остальные дома станут муниципальной собственностью в этом году. Правда, на капремонт, реконструкцию инфраструктуры и так далее нужны немалые деньги. Поэтому кардинально решить ситуацию сможет лишь федеральный центр. Пока же «бесхозные» квартиранты жалуются во все инстанции, многие отказываются платить за некачественные, а порой и отсутствующие коммунальные услуги. И тихо ждут своей участи.

Мнение

Денис Инюточкин

И. о. главы Белогорского района:

— Ситуация тяжелая, проблемы копились годами, и неудивительно, что сейчас в Возжаевке зреет социальное напряжение. Пока дома находились под контролем Минобороны, никто ничего не делал. Как только Возжаевка приняла первые дома, люди сразу пошли с жалобами — раньше жаловаться было некому. Теперь нужно в экстренном порядке что-то делать. При этом платить за ЖКУ хотят далеко не все жители. Согласен, что услуги некачественные, но ведь для их улучшения необходимо деньги вложить.

Другой вопрос — жильцы гарнизона опять же рассчитывают на капитальный ремонт, который требует значительных вложений. В этом году нам в любом случае придется принять все оставшиеся дома вместе с инфраструктурой, электроснабжением, садиком, Домом культуры и так далее. Бросать ничего нельзя, иначе все растащат по кирпичику. Мы с этой проблемой обратились в правительство области, описали, какое имущество мы готовы принимать, в каком оно состоянии, сколько денег необходимо. Будем надеяться на федеральный бюджет.

Опыт приема ведомственного жилья у нас есть — это касается объектов железной дороги. Поступали средства, все успешно ремонтировалось. При грамотном подходе этот жилой фонд можно очень эффективно использовать, в том числе и для обеспечения жильем детей-сирот. Их у нас в районе 127 человек.

Возрастная категория материалов: 18+