О том, что ждет амурчан и обслуживающие организации, рассказал АП советник главы администрации Благовещенска по вопросам ЖКХ Николай Коренец.
Палка о двух концах
— Николай Юрьевич, взаимные жалобы собственников и управляющих компаний друг на друга приобрели повсеместный характер. И те и другие надеялись, что их проблемы решатся после внесения поправок в Жилищный кодекс. Так в чем заключаются основные изменения?
— На сегодняшний день Правительство России наделено полномочиями устанавливать стандарты по управлению домами. Федеральные власти разработают минимальный перечень обязательных работ — их должна выполнять любая УК, с которой собственники заключат договор. То есть больше услуг — пожалуйста, а вот за отказ от обязательного «пакета» собственникам придется отвечать перед законом. Ведь как бывает — компания предлагает жильцам определенный набор работ и соответствующий ему тариф. Но собственники не соглашаются платить предложенную сумму. Теперь, благодаря изменениям, этот перечень будет закреплен законодательно. И придерживаться его придется обеим сторонам.
— Что войдет в «обязательный минимум» и кто будет определять цену на эти услуги?
— Чиновникам еще предстоит разработать список. Впрочем, новшеств мы не ожидаем. Например, в 75-м Постановлении Правительства «О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации» прописаны обязательные работы, которые должна проводить УК. Основная задача перечня — обеспечение надлежащего содержания дома. Это содержание и текущие ремонты, уборка прилегающей территории, контейнерных площадок, работы по управлению домом и другое.
Чиновникам — пять дней на проверку
— Обычно, если жители не могут прийти к согласию с управляющей компанией, они обращаются в администрацию города. Что теперь может сделать муниципалитет для решения спорных вопросов?
— Согласно новым правилам, органы местного самоуправления в течение пяти дней обязаны организовать проверку деятельности управляющей компании. В случае подтверждения обоснованности жалобы представители муниципалитета созывают общее собрание не позднее чем через 15 дней. На нем собственники принимают решение о расторжении договора с такой УК и выборе новой «коммунальной» организации (или об изменении способа управления данным домом). Порядок проведения такой проверки утвердит Министерство регионального развития РФ.
— Что же пока делать горожанам?
— На самом деле нормы законодательства, которые существовали и до внесения поправок, также позволяли жителям осуществлять контроль за деятельностью управляющей организации. В том числе — изменять стоимость работ, увеличивать или уменьшать их количество и даже расторгнуть договор с компанией. Изменения на руку прежде всего безынициативным жильцам, которые не хотят или еще не научились управлять своим домом и ждут, когда за них решат все проблемы. Там, где люди «взяли власть в доме в свои руки» (к примеру, создали ТСЖ), и сейчас порядок.
Управдома не будет
— В советские времена подобной работой занимался управдом. Но в современном Жилищном кодексе этой должности не существует. Зато, благодаря поправкам, появился «институт совета многоквартирного дома». Кто войдет в этот орган и какими полномочиями его наделили?
— Совет дома выберут сами собственники. Они же определят, сколько человек будет в его составе. Можно, например, по одному от подъезда или от каждого этажа — вариантов масса. Согласно закону, новый орган обязан обеспечить исполнение решений общего собрания. Совет будет согласовывать предварительные условия договоров управления, вносить предложения собственникам по управлению домом и тому подобное. А вместо старшего дома появится председатель совета. Этот статус дает серьезные полномочия. Дело в том, что все соседи должны выдать ему доверенность на подписание актов приемки выполненных управляющей организацией работ. Председатель будет нести ответственность перед жильцами дома за ее качество.
— А если собственники откажутся создавать новый орган?
— Не захотят добровольно — придется принудительно. Если жильцы не изберут совет, за них это сделает администрация. Придут, проведут общее собрание и предложат определиться. Или создать ТСЖ.
— Количество жалоб на управляющие компании растет. Какие проблемы больше всего волнуют благовещенских собственников?
— В основном люди хотят капитального ремонта. Часто жалуются на протекающие крыши. Жалоб много, вот только решать проблему согласно Жилищному кодексу никто не хочет. По закону, собственники должны утвердить тариф на капремонт и начать копить деньги. Но это делают единицы, остальные предпочитают отправлять письма в различные инстанции.
— А как же господдержка?
— Конечно, у нас есть 22 дома, капремонт в которых провели по федеральной программе. 95 процентов выделил Фонд ЖКХ, еще 5 процентов вложили сами жильцы. Но возможности этого фонда ограниченны, и лимит средств для Амурской области на это дело уже исчерпан. Более того, пока нельзя сказать точно, будут ли еще какие-то вложения.
— И что в этом случае делать жильцам? Большинство собственников боится создавать фонд, так как деньги могут исчезнуть вместе с очередной управляющей компанией.
— Хочу отметить, что на сегодняшний день в Благовещенске не обанкротилась и не исчезла с деньгами жителей ни одна из 26 управляющих компаний (всего в области 34 УК). Вообще, как показывает мировая практика, копить на капитальный ремонт не принято. Деньги берут в кредит — это гарантия того, что ремонт будет проведен быстро, а деньги не обесценятся и не пропадут. Но мы к этому еще не пришли. Более того, жители нередко вообще отказываются оплачивать работы по капремонту. Поймите, муниципалитет не должен содержать имущество, которое не является его собственностью. В большинстве случаев ремонт крыши готовы профинансировать только жильцы верхних этажей, а работы в подвале готовы оплачивать только «обитатели» нижних. Но для того чтобы провести ремонт на крыше или в подвале, необходимо согласие как минимум двух третей проживающих.
— На что тогда жалуются управляющие компании?
— Вообще, УК должны обследовать дом, составить дефектную ведомость и на ее основе предлагать определенный перечень работ. Однако жители зачастую отказываются утверждать предложенный управляющей компанией список, если это ведет к увеличению тарифа. И тогда организации остается либо индексировать тариф на процент инфляции (если это предусмотрено договором управления), либо работать в рамках прежнего тарифа. Самое неприятное в данной ситуации — денег в данном случае достаточно только на устранение аварийных ситуаций, при этом не проводятся плановые ремонты. Такое положение в первую очередь не должно устраивать самих собственников. Однако так нередко и происходит. Новые поправки в Жилищный кодекс как раз направлены на то, чтобы разрешить большинство обозначенных проблем.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии