С одной стороны, великолепный спектакль, который получил Гран-при — «Мордасовские страсти», с безукоризненной режиссурой и безукоризненной актерской игрой, не случайно призы за лучшую мужскую и женскую роли взяли актеры этого спектакля Владимир Андреев и Ольга Тумайкина. «Мордасовские страсти» для меня — идеальный пример отношения к делу. Несмотря на медийность Марата Башарова, он в этом спектакле предстает не как звезда, здесь он работает в ансамбле и выполняет ровно ту роль, которая нужна режиссеру и спектаклю. Он не выпячивает себя, он относится к роли весело и иронично.
В этом же ряду «Синяя роза» по Тенесси Уильямсу, хотя спектакль явно проигрышный для зрителя, он сложен в восприятии, некомедийный, даже трагичный. В нем блестяще работает Ольга Остроумова, которая наравне с Ольгой Тумайкиной претендовала на лучшую женскую роль. Было несколько серьезных заявок, но либо драматургии не хватило, либо режиссура слабая.
В спектакле «Все о мужчинах», получившем приз за лучшую режиссуру, можно поспорить о драматургии, но он был сделан высокопрофессионально, с прекрасным оформлением.
К качественным работам я бы отнес постановку «Свои люди — сочтемся» по Островскому, но этот спектакль очень старый, с возрастом он потерял свою энергию.
В этот ряд я бы еще поставил «Интриги гламура», но, на мой взгляд, спектаклю чуть-чуть не хватило режиссуры.Были хорошие актерские работы в спектакле «Три подушки», Агния Кузнецова могла бы составить конкуренцию Полине Лазаревой, получившей приз за лучшую роль второго плана. Агния сыграла первый акт, и мы ахнули. А во втором акте режиссер ее «задавил», урезал роль. Понравилось, как работали все актеры в «Аккомпаниаторе» — Сергей Никоненко, Раиса Рязанова и другие, но не хватило драматургии, режиссуры.
В нашем жюри были собраны люди, профессионально занимающиеся театром, поэтому у нас не было принципиальных разногласий. Были разные точки зрения, но мы были едины в том, что нужно поддержать тенденцию хорошего профессионального театра, где есть мастерство режиссуры и мастерство актера. И именно эти спектакли и получили награды.
Но было и другое. Не случаен демарш Сергея Шакурова со спектакля «Шикарная свадьба» с участниками проекта «Дом-2» в качестве актеров. Никто не заметил, что с одного спектакля ушел и я — не выдержал того безобразия, что было на спектакле «Разбуди в себе мадам» с Никитой Джигурдой. Для меня это невыносимая пошлость и безвкусица.
Кстати, с того спектакля, который покинул Шакуров, я тоже улизнул. Потому что это антитеатр. Правильно сказал Сергей Каюмович: «Смотреть такое — убивать собственный вкус». Зачем тратить время, чтобы смотреть непрофессиональных людей на сцене? Мало того что они непрофессиональные, так они еще и занимаются профанацией искусства — ставят девушку в позу, делают пошлые намеки. Больно смотреть на явную безвкусицу.
Тут дело даже не в «Амурской осени», дело в тенденции, которая существует у антрепризного театра, — развлечь зрителя, заставить его смеяться любой ценой.
Президент фестиваля дает возможность представить весь спектр антрепризных спектаклей, чтобы состоялся профессиональный разговор — что такое хорошо и что такое плохо. Хороших спектаклей больше, многие сделаны на уровне нормального профессионального театра. Это приятно. Но показывается на фестивале и другое. Сегодня самый посещаемый антрепризный спектакль России — это «Ледиз Найт», про сталеваров, которые стали стриптизерами, с Гошей Куценко. Он идет уже лет семь. Женщины в зале начинают визжать с пятой минуты, в предощущении, что они увидят голые задницы телезвезд. Строить все на том, что в конце будет голая задница, — это тоже искусство. Но другое, не театр.
Игорь Афанасьев, главный режиссер Амурского театра драмы, член жюри конкурса антрепризных спектаклей «Амурской осени»
Добавить комментарий
Комментарии