Антрепризные тенденции: заставить смеяться любой ценой

Просмотры: 4625
Комментарии: 0

— На фестивале проявились две борющиеся тенденции. Первая — это попытка повернуть антрепризный театр в сторону традиционного русского театра, театра Станиславского. Вторая тенденция связана с полной профанацией искусства в угоду публике и, говоря откровенно, халтурой.

«Все о мужчинах» — спорный спектакль, получивший приз за лучшую режиссуру.
Ольга Тумайкина в «Мордасовских страстях». Лучший спектакль и лучшая женская роль.

С одной стороны, великолепный спектакль, который получил Гран-при — «Мордасовские страсти», с безукоризненной режиссурой и безукоризненной актерской игрой, не случайно призы за лучшую мужскую и женскую роли взяли актеры этого спектакля Владимир Андреев и Ольга Тумайкина. «Мордасовские страсти» для меня — идеальный пример отношения к делу. Несмотря на медийность Марата Башарова, он в этом спектакле предстает не как звезда, здесь он работает в ансамбле и выполняет ровно ту роль, которая нужна режиссеру и спектаклю. Он не выпячивает себя, он относится к роли весело и иронично.

В этом же ряду «Синяя роза» по Тенесси Уильямсу, хотя спектакль явно проигрышный для зрителя, он сложен в восприятии, некомедийный, даже трагичный. В нем блестяще работает Ольга Остроумова, которая наравне с Ольгой Тумайкиной претендовала на лучшую женскую роль. Было несколько серьезных заявок, но либо драматургии не хватило, либо режиссура слабая.

В спектакле «Все о мужчинах», получившем приз за лучшую режиссуру, можно поспорить о драматургии, но он был сделан высокопрофессионально, с прекрасным оформлением.

К качественным работам я бы отнес постановку «Свои люди — сочтемся» по Островскому, но этот спектакль очень старый, с возрастом он потерял свою энергию.

В этот ряд я бы еще поставил «Интриги гламура», но, на мой взгляд, спектаклю чуть-чуть не хватило режиссуры.Были хорошие актерские работы в спектакле «Три подушки», Агния Кузнецова могла бы составить конкуренцию Полине Лазаревой, получившей приз за лучшую роль второго плана. Агния сыграла первый акт, и мы ахнули. А во втором акте режиссер ее «задавил», урезал роль. Понравилось, как работали все актеры в «Аккомпаниаторе» — Сергей Никоненко, Раиса Рязанова и другие, но не хватило драматургии, режиссуры.

В нашем жюри были собраны люди, профессионально занимающиеся театром, поэтому у нас не было принципиальных разногласий. Были разные точки зрения, но мы были едины в том, что нужно поддержать тенденцию хорошего профессионального театра, где есть мастерство режиссуры и мастерство актера. И именно эти спектакли и получили награды.

Но было и другое. Не случаен демарш Сергея Шакурова со спектакля «Шикарная свадьба» с участниками проекта «Дом-2» в качестве актеров. Никто не заметил, что с одного спектакля ушел и я — не выдержал того безобразия, что было на спектакле «Разбуди в себе мадам» с Никитой Джигурдой. Для меня это невыносимая пошлость и безвкусица.

Кстати, с того спектакля, который покинул Шакуров, я тоже улизнул. Потому что это антитеатр. Правильно сказал Сергей Каюмович: «Смотреть такое — убивать собственный вкус». Зачем тратить время, чтобы смотреть непрофессиональных людей на сцене? Мало того что они непрофессиональные, так они еще и занимаются профанацией искусства — ставят девушку в позу, делают пошлые намеки. Больно смотреть на явную безвкусицу.

Тут дело даже не в «Амурской осени», дело в тенденции, которая существует у антрепризного театра, — развлечь зрителя, заставить его смеяться любой ценой.

Президент фестиваля дает возможность представить весь спектр антрепризных спектаклей, чтобы состоялся профессиональный разговор — что такое хорошо и что такое плохо. Хороших спектаклей больше, многие сделаны на уровне нормального профессионального театра. Это приятно. Но показывается на фестивале и другое. Сегодня самый посещаемый антрепризный спектакль России — это «Ледиз Найт», про сталеваров, которые стали стриптизерами, с Гошей Куценко. Он идет уже лет семь. Женщины в зале начинают визжать с пятой минуты, в предощущении, что они увидят голые задницы телезвезд. Строить все на том, что в конце будет голая задница, — это тоже искусство. Но другое, не театр.

Игорь Афанасьев,  главный режиссер Амурского театра драмы, член жюри конкурса антрепризных спектаклей «Амурской осени»

Информация предназначена для лиц старше 18 лет
Контент может содержать сцены курения табака. Курение вредит здоровью