Постановлением Правительства РФ № 958, опубликованном накануне, исполнительной власти на местах рекомендуется завершить формирование соответствующей системы до 2017 года. В Амурской области первые шаги уже сделаны, полностью же система, по мнению ряда экспертов, может быть введена досрочно.

Система-112 должна обеспечить возможность вызова экстренных служб по принципу «одного окна» — когда звонки принимают и обрабатывают в диспетчерской службе ближайшего муниципального образования, откуда в свою очередь уже направляются конкретные указания в ближайшее к месту происшествия отделение полиции, скорой и/или в пожарную часть. Набрать этот номер на мобильном можно, даже если телефон находится вне зоны действия «родной» сети и даже если клавиатура заблокирована. Как только номер набран, телефон сам начинает искать любую доступную сеть.

Кроме того, координаты абонента автоматически определятся, что поможет обнаружить его, если он, например, заблудился в лесу.

Указ о создании единого номера вызова оперативных служб был подписан президентом еще в конце декабря прошлого года. Однако до выхода недавнего постановления порядок организации и финансирования определен не был. Отныне ясно, что финансовое бремя в основном возложат на субъекты Федерации и муниципальные образования, кроме того, в правительстве уже разрабатывается соответствующая ФЦП (доли финансирования проекта из федерального и областного бюджетов соответственно еще не расписаны).

Как рассказали АП в управлении информатизации Амурской области, с технической точки зрения организация службы 112 сложностей для операторов мобильной и фиксированной связи не представляет, а вот организационный вопрос пока остается открытым. Точки над i расставит соответствующая строка в бюджете следующего года, когда будет определен объем финансирования. Основной вопрос — помещения, оборудование и зарплатный фонд для сотрудников, говорят специалисты.

В региональный бюджет на 2012 год будут заложены средства на разработку технического задания, которые после будут утверждаться в МЧС России — координатором вводимой системы. Затем на местах будут объявлены конкурсы на создание call-центров. В первую очередь это коснется областных центров, рассказали в ДВРЦ МЧС России. Таким образом, основная работа, вероятнее всего, начнется лишь в 2013 году.

— В некоторых муниципальных образованиях Приамурья, как правило, в местных администрациях, уже есть соответствующие диспетчерские службы — их создание стало первым шагом, — говорит начальник управления оперативного планирования ДВРЦ МЧС России Денис Ильинов. — Следующим шагом должно стать оборудование на их базе полноценных call-центров с программным обеспечением, позволяющим, обработав звонок, несколькими нажатиями отправить на место представителей той или иной экстренной службы. Человеку не нужно несколько раз пересказывать свою проблему: звонок поступает в ближайшую к абоненту диспетчерскую.

В режиме пилотного проекта систему 112 впервые запустили в Курской области, где она работает уже пять лет. Кроме того, система частично работает на территории Хабаровского края и ЕАО. В первом случае оператор call-центра переключает звонок в профильную экстренную службу либо подсказывает ее номер, во втором — звонок автоматически перекидывается на ближайшую пожарную часть. По словам экспертов из ДВРЦ МЧС России, представительство ведомства в Амурской области достаточно сильное и для текущего периода, результаты по внедрению системы уже неплохие.

Возрастная категория материалов: 18+