Что такое резня, и реальная, и метафизическая, француз, переживший нацистскую агрессию, нападение банды Чарльза Мэнсона на его семью и многолетние преследования за невнятное изнасилование, знает не понаслышке. Она то и дело возникает в сюжетных линиях его фильмов: звериная… нет, зверская нетерпимость людей друг к другу, тайная вражда, которой иногда вовсе не нужны детонаторы, чтобы все вокруг взлетело на воздух.
Перенос шаткого устройства мирового спокойствия на отношения четырех человек — это смелый и ответственный шаг. Попытка продемонстрировать скрытые механизмы процессов, сотрясающих планету, на примере одного дня — тем более.
Полански снимал картину в нескольких европейских странах, где он может не опасаться, что на середине съемочного процесса угодит в тюрьму. О статусе режиссера весьма доходчиво говорит согласие не самых второстепенных голливудских актеров пуститься вслед за ним в этот круиз по Германии, Франции, Польше и Испании — странам, которые, за исключением разве что последней, сыграли важнейшую и трагическую роль в самом начале жизни режиссера. Кому интересно — читайте биографию Полански, а мы перечислим актеров — главных действующих лиц «Резни»: Джоди Фостер, Кейт Уинслет, Кристоф Вальц и Джон Си Райли.
Именно рука мастера может не только поманить актера по городам и весям, но и заставить его делать в кадре что угодно: как Стэнли Кубрик когда-то пошатнул семейную психику Тома Круза и Николь Кидман, так Полански сегодня экспериментирует с вышеперечисленной четверкой, и еще неизвестно, каким образом им аукнется этот опыт.
Говорить о сюжете не имеет смысла, потому что это все-таки то ли набор диалогов, то ли один большой монолог, для удобства восприятия замаскированный под беседу.
Две семейные пары встречаются, чтобы обсудить конфликт между собственными детьми, в результате которого один мальчик стукнул палкой другого. После этого на сцену и выходит незримый бог резни, о котором зрителю так много предстоит узнать из обычных слов.
Сложность задачи (а вы представьте себе, как непросто снять фильм о том, как люди беседуют в гостиной так, чтобы к середине картины половина зала не ушла, а вторая — не уснула) только подтверждает не притупившееся чутье Полански. В том, что он справится с ней, сомневаться не приходилось, но подбор актеров на главные роли был крайне важен, и результат несколько ошеломляет. Настолько разные типажи собрать в единый безотказный механизм, отсчитывающий захватывающие секунды до финальных титров, может только настоящий художник, который к тому же умеет командовать не хуже армейского сержанта.
Не добавив к пьесе ничего, кроме поясняющих сцен в начале и в финале, Полански вполне бы мог претендовать на «Оскара» за «лучший адаптированный сценарий»: в конце концов, даже Микеланджело согласился бы с тем, что попадаются такие куски мрамора, в которых ничего лишнего нет. При этом пропасть, лежащая между кино и сценой, тоже очевидна большинству, и это опять же идет автору в плюс.
Единственное, что можно записать ему в минус, так это то, что фильм вряд ли окупится — даже именем Джоди Фостер. Если верить отзывам на российских сайтах о кино, большинство не то чтобы сочло фильм неинтересным или слишком скучным — большинству просто непонятно, ради чего они ходили в кинотеатр. Привычка видеть на широком экране хоть какой-то экшн вовсе не является общественным пороком, да и вряд ли кинопрокатчики решились закупить хоть сколько-нибудь приличное количество копий, чтобы у «Резни» появились шансы на высокий доход.
Тем не менее это именно то кино, которое не стыдно поставить на полку с уходящими в прошлое DVD, чтобы уравновесить стоящие на той же полке боевики, фантастику и ужасы. Очень многое Полански и актеры сделали в этой картине за зрителя, не меньше оставили ему для догадок. Главным же образом один из самых талантливых режиссеров современности напомнил нам, что действие может быть максимально герметичным, кетчуп необязательно должен литься рекой, а в этом мире есть еще над чем с удовольствием поразмыслить, даже если ты уже купил напитки и попкорн.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии