Шпионаж с человеческим лицом
В новой части «Миссии» Тома Круза обвинят в подрыве КремляДля тех, кто, возможно, сомневается, что находящийся в одном шаге от полувекового юбилея Том Круз все еще способен фирменно бегать в кадре, взбираться на вавилонские, простите, дубайские башни и отвешивать по морде всем, кто становится на пути, этот фильм, так или иначе, станет веским доказательством.
Складывается ощущение, что неугомонного актера на площадке приходилось ловить специальными сетями или, скажем, подсыпать ему в кофе снотворное, чтобы снять эпизоды, в которых его герой не задействован.
По сюжету, к примеру, его персонажа не смогли удержать даже крепкие стены российской пенитенциарной системы: угодив в тюрьму в России-матушке за массовое (но кристально справедливое) убийство, он с посторонней помощью и без оной бежит оттуда, раскручивая сюжет «Протокола «Фантом», как древний грек пращу. Куда и, главное, в кого полетит камень одного из самых амбициозных персонажей Голливуда, лучше увидеть своими глазами.
От четвертой «Миссии» ждали многого, но при этом же парадоксально на многое и не рассчитывали. Мультипликатор Бред Берд, занявший режиссерское кресло проекта вслед за такими монстрами и умельцами, как Джон Ву, Брайан де Пальма и Джей-Джей Абрамс, хоть и неоднократно говорил «спасибо всем», потрясая оскаровской статуэткой, но все его успехи все-таки основаны на рисованных персонажах. Как ни странно, «Рататуй» и «Суперсемейка» оказались хорошей школой для дебютанта: экшн у Берда получился, на редкость, скоростной, нервный и без особых поползновений в сторону интеллектуального кино.
Таковые поползновения — крах и ужас для серии фильмов, в которых человека в резиновой маске невозможно отличить от того, с кого эта маска слеплена. «Миссия невыполнима» получалась удачной, когда в ней были четко разграничены пространства для зависания на веревке над подключенным к сигнализации полом и для логики происходящего. Хотите логики — зачем вы смотрите кино про суперагента, спасающего мир? И, по большому счету, зачем вообще смотрите кино?
Круз, на мой взгляд, неимоверно раздражен периодичностью выхода «Миссий» в свет. Скорость «раз в пять лет» никак не может устраивать актера, который хоть и держит форму, но все-таки рано или поздно начнет ее стремительно терять. Так вот, пока он сердится, а потом работает, как бешеный тасманский дьявол, зритель остается в выигрыше: у всех, кто, так или иначе, задействован в процессе подготовки, есть время подготовиться на все сто. В первую очередь это касается работы над сценарием: может, в нем и есть логические провалы, но вот чтобы убийственно необоснованные паузы по сюжету возникали, как в том же «Борне», такого здесь нет.
Отдельного внимания, как полагается, заслуживает актерский состав «Протокола». Задача не путаться у Тома под ногами и уж тем более не лезть в пекло ни вдоль него, ни поперек, — не каждому эго по плечу. Поэтому создатели фильма пригласили перспективного тихоню Джереми Реннера на роль крузовской тени, комика-не-для-всех Саймона Пегга на должность отдушины на случай, если у зрителя начнется передоз действием и Полу Пэттон абсолютно понятно для чего (ей еще и подраться дали, честное слово!).
Для наибольшей «русскости», раз уж дело время от времени переносится в столицу нашей родины, был нанят Владимир Машков, которому проклятый Голливуд, похоже, никакой нормальной роли давать не собирается.
О том, что в этой части «Миссии» стираются с лица земли стены древнего Кремля, все и так знают, и чтобы уравновесить происходящее, Машков всю дорогу старательно суровеет лицом, отчего на проявление своих недюжинных актерских способностей у актера просто не остается времени.
Вся эта многонациональная «бригада» старательно носится по материкам, соревнуется в многофункциональности гаджетов, стреляет, страдает, дерется и, понятное дело, спасает мир от непрофессионально хранившихся и потому нагло стыренных русских ядерно-боеголовчатых ракет. Но к такому бодрому продукту даже штампы не липнут: в конце концов, почему российскому силовику и не носить фамилию Сидоров? Может, она у него не настоящая, а корпоративная.
Гораздо большее удивление вызывает информация о сборах картины на родной территории — в США фильм показывают уже две недели, а собрала «Миссия» со стандартизировано 145-миллионным бюджетом там пока чуть больше 15 миллионов. Эта сумма едва перекрывает гонорар Тома Круза. Сограждане, подставляющие таким образом франшизу под очередной дамоклов меч продюсерской неуверенности, не ведают, что творят. И только оставшаяся аудитория земного шара спасает картину от тотального провала.
Вот так и получается, что, когда тебя больше не любят не только австралийские роковые красотки, но и единокровная публика, спасение приходится искать за океаном. Одна только широкая русская душа уже отсыпала в копилку фильма шесть миллионов долларов, а ведь прокат в разгаре. Есть вероятность, что американцы никак не простят Крузу идиотского «Рыцаря дня», но это уж совсем никуда не годится. Что плохого в том, что актер в ожидании работы играет, скажем, Деда Мороза на утреннике? Тем более платят хорошо.