Историческое событие прошло без торжеств.Историческое событие прошло без торжеств.

Несмотря на это, приход стальной колеи к крупнейшим в мире залежам коксующихся углей — долгожданное событие для экономики Амурской области, Дальнего Востока и всей России.

Морозом минус 40 градусов, пронизывающим ветром и снежными заносами встретила Эльга первый поезд с путеукладчиком. Последнее 25-метровое звено легло рядом с вахтовым поселком угольщиков. Согласно традиции строителей железных дорог оно должно быть окрашено в «золотой» цвет, однако на этот раз решили отойти от этого обычая и уложить рельсы обычного цвета. Несмотря на отсутствие торжественного антуража, цель, поставленная государством перед компанией «Мечел», достигнута. Спустя 4 года железная дорога пришла к Эльгинскому месторождению угля. Объем инвестиций в проект достиг порядка 40 миллиардов рублей.

— Реализация проекта по возведению железнодорожного подъездного пути к Эльгинскому угольному месторождению началась в феврале 2008 года. За это время к строительным работам было привлечено порядка 70 подрядных организаций из различных регионов страны. Генеральным подрядчиком строительства выступило ЗАО «Металлургшахтспецстрой» — дочерняя компания ОАО «Мечел-Майнинг». Строительство дороги осуществлялось в сложных климатических и горно-геологических условиях. В процессе строительства железной дороги возведено 76 мостов, — подчеркнула руководитель пресс-службы ОАО «ХК «Якутуголь» Наталья Суворова.

Как отмечают в «Якутугле», приход железной дороги на Эльгу вовсе не означает, что движение поездов с углем с месторождения начнется уже через несколько дней. 

Сейчас необходимо проделать огромный объем работ, чтобы довести дорогу до требуемых норм сначала временной, а потом постоянной эксплуатации. В это же время подрядчики, работающие на строительстве Улак — Эльги, говорят, что ветка пока не отвечает нормам безопасности: заказчики так торопились быстрее прийти на Эльгу, что шли на все, лишь бы уложить рельсошпальную решетку. В итоге здесь регулярно происходят сходы вагонов с углем, которые следуют с разъезда «209-й километр».

Напомним, добыча угля на месторождении началась в августе 2011 года. С этого времени уголь транспортируется 30-тонными самосвалами Scania по автодороге до 209-го километра. Оттуда твердое топливо перегружают в вагоны, и уже по построенной железной дороге, которую эксплуатирует «МечелТранс-Восток», оно идет до станции Улак, где эстафету принимает Дальневосточная железная дорога. Пока это тестовые поставки, чтобы покупатели оценили качество сырья. Первые партии угля приходят в адрес ОАО «Коммунальные системы БАМа», которое обеспечивает теплом бамовские поселки в Тындинском, Зейском и Селемджинском районах.

Вахта уйдет в прошлое

На Эльгинском месторождении сейчас активно идут вскрышные работы, наращиваются темпы добычи угля. Часть его транспортируется самосвалами, а часть складируется на самой Эльге. Как только будет запущена в эксплуатацию вся 320-километровая линия, уголь будет отгружаться в вагоны уже со станции Эльга.

— Сегодня на Эльге уже действует вахтовый поселок на 300 человек. По проекту, реализация которого уже началась при участии южнокорейской фирмы, первая очередь вахтового поселка будет сдана в октябре 2012 года. К этому времени он примет 1400 человек. В 2013 году в поселке, который, скорее всего, получит название Эльга, будет проживать уже три тысячи человек, — отметил управляющий директор холдинговой компании «Якутуголь» Игорь Хафизов. — Вахта не совсем хороша для людей, поэтому не исключено, что мы можем прийти и к постоянному поселку на Эльге.

На станции Верхнезейск, куда будут приходить составы с углем, уже готовятся к возрастающим объемам перевозок. Здесь намерены расширить штат приемосдатчиков, осмотрщиков вагонов, локомотивных бригад. На сегодняшний день рассматривается несколько маршрутов транспортировки высококачественного угля с Эльги. Один из них — восточный, который пройдет через Февральск, Новый Ургал и выйдет на первом этапе через Хабаровск к порту Посьет в Приморском крае, где сегодня разгружается уголь с Нерюнгринского разреза.

На втором этапе «Мечел» намерен построить терминал в порту Ванино, и тогда уголь более коротким путем пойдет через Комсомольск-на-Амуре. Западный маршрут предусматривает поставки угля покупателям из Сибири и центральных регионов России, а также Украины. В этом случае поезда будут следовать по Байкало-Амурской магистрали через Тынду. Каждый из этих маршрутов предполагает масштабное развитие Северного широтного хода Дальневосточной железной дороги, большая часть которого проходит по территории Амурской области. Это в свою очередь отразится и на экономике Приамурья.

Мнение

Игорь Зюзин

Председатель совета директоров ОАО «Мечел»:

— Завершение строительства железной дороги — один из самых сложных и важных этапов в реализации уникального проекта по освоению Эльгинского угольного месторождения. Открытие сквозного проезда до угольного комплекса позволит в 2012 году существенно облегчить доставку грузов, необходимых для наращивания объемов добычи на Эльге, а также осуществлять отправку угля по железной дороге. Этот проект по своим масштабам является уникальным для горнодобывающей отрасли. Завершение строительства железнодорожного пути вместе с пуском самого месторождения за столь короткий срок с учетом кризиса 2008—2009 годов в очередной раз доказывает, что «Мечел» — одна из немногих компаний, обладающая потенциалом реализации столь масштабных проектов.

Цифра

78 мостов возведено во время строительства железной дороги