Неужели нашим бабушкам и дедушкам обязательно для продажи выращенных на огороде овощей приходить в торговую зону? Может быть, административное наказание будет применяться только к предпринимателям? Виктор Данилович, Благовещенск

Отвечает начальник отдела потребительского рынка министерства внешнеэкономических связей, туризма и предпринимательства Амурской области Людмила Рец:

— Бабушки должны продавать продукцию там, где у нас торговые зоны. Все должны работать в установленных местах. Тогда никто никого наказывать не будет. Если бабушки встанут на улице Ленина или на Амурской, где не разрешено торговать, или где-нибудь на Амурской — Пионерской, естественно, будут наказаны. В первую очередь получат предупреждение. Должен быть какой-то порядок на территории города. Не могут все, кто захотел, садиться, где захотел, и торговать, так тоже нельзя.

— Администрация города специально сделала семь торговых зон в разных районах города, — добавляет начальник отдела торговли Благовещенского управления по развитию потребительского рынка и услуг Наталья Войтенко. — В двух зонах — на ул. Пионерской, 28 («Колосок») и Калинина, 127 — торговые места пенсионерам, инвалидам, ветеранам и участникам Великой Отечественной войны предоставляются бесплатно. В оставшихся пяти — за плату. Так, на Игнатьевском шоссе, 11 торговое место стоит 62 рубля 87 копеек, на Ленина, 75 — 60 рублей, на центральном рынке — 50 рублей 34 копейки, на Горького, 130 и на Ленина — Лазо — 48 рублей 70 копеек. У нас тысячи бабушек, и каждая хотела бы возле своего подъезда торговать, но закон такого не разрешает.

Рейды по несанкционированным торговым точкам в Благовещенске проходят еженедельно. Чаще всего в случаях, когда пенсионеры-садоводы реализуют овощи в неположенных местах, проверяющие стараются ограничиться словесным предупреждением. Но, говорят специалисты, это не значит, что бабушкам, продающим овощи, везде дают зеленый свет, особенно если они выходят торговать на центральные улицы. По-крупному обычно наказывают злостных нарушителей, причем среди них есть такие, кто накопил штрафов на 100 тысяч рублей. Кроме того, рейды направлены на пресечение незаконной торговли, которую ведут иностранные граждане (в основном представители КНР и стран СНГ).

Кстати, когда-то в Благовещенске действовало более 20 торговых зон, потом их число сократилось до семи. На это пришлось пойти после многочисленных жалоб жителей, недовольных дебошами, которые молодежь устраивала в торговых точках по ночам. В городском управлении по развитию потребительского рынка и услуг отмечают: оборудовать дополнительные места для продажи овощей и другой сельхозпродукции пытаются, но это заканчивается провалом. В первую очередь из-за негативно настроенных жителей, которые, только завидев специалистов с рулетками в руках, «выбегают и требуют покоя».

Студентам нужны пиарщики
 
— Я обучаюсь на втором курсе специальности «реклама и связи с общественностью». Председатель IT-комитета Российской ассоциации по связям с общественностью Филипп Гуров отмечает: «В последнее время руководители PR-агентств первой волны отходят от оперативного управления бизнесом и больше времени уделяют преподавательской работе». Специалист на руководящей должности приходит к тому, что необходимо передавать знания другим поколениям, через мастер-классы, слеты, встречи.

Соглашусь с экспертом. Ведь одно дело изучать теорию и совсем другое — увидеть, соприкоснуться и действительно научиться чему-либо под чутким руководством, с возможностью задать реальный вопрос по актуальной проблеме. Встреча или совместная деятельность с PR-профессионалом — один из самых эффективных путей усвоения и закрепления теоретической базы. Но в Амурской области подобные семинары не проводятся. Во-первых, в нашем регионе наблюдается нехватка настоящих профессионалов. Во-вторых, налицо низкая инициатива проведения мероприятий как среди вузов, так и среди специалистов.
Чтобы профессиональные пиарщики встречались с будущими коллегами, вузам и студентам, в частности, необходимо основательно готовиться к приходу желанного гостя. Выбрать хорошего модератора, активно участвовать в беседах, проявлять неподдельный интерес, готовить четкие, касающиеся темы вопросы.

Также можно воскресить термин «наставничество», когда за специалистом закрепляется небольшая группа студентов. Далее процесс полностью в руках профессионала, где обучаемый познает новое для себя, закрепляет теорию применением конкретных инструментов и методов.

Если вывести встречи специалистов и студентов на качественный уровень — сделать их плодотворными и для приглашенных, то организации осознают окупаемость таких затрат и усилий. Ведь из вуза будут выходить выпускники с дипломом, имея опыт и ориентиры.

Максим Потопяк, студент БГПУ