• 50-граммовые мальки радужной форели набрали вес до 150 граммов.

На пути к несбыточной мечте стояли разруха, безденежье, разочарование, препятствие властей и годы непосильного труда. Сегодня в 11 рукотворных прудах нагуливает вес карп, сазан, змееголов, осетр, а недавно компанию царской рыбе составила форель. 2000 мальков радужной красавицы и 9000  особей амурского осетра выпущены две недели назад в специально вырытые водоемы. На днях рыбное место посетили и корреспонденты АП.

В искусственном водоеме плещется форель. Радужная рыбка, играя, выпрыгивает на поверхность пруда и, словно потешаясь над нами, погружается в пучину. «Эти красавцы постоянно  хотят есть, как малые дети, — улыбается Оксана Гуськова, — кормим  всю ораву 4 раза в сутки. Радужная форель довольно капризна, требует к себе внимания и особый подход.  Температура воды в  их пруду должна быть чистой и  не выше 10—16 градусов. Для комфортного содержания рыбы мы пробурили несколько скважин, чтобы вода не нагревалась. За температурой следим регулярно. Из природного озера Щербатого в искусственно созданные пруды поступает вода. А раньше, когда света не было,  мы все хозяйство возделывали вручную, таскали по 500 ведер воды. Да и сегодня, бывает, наш рабочий день начинается в шесть утра, а заканчивается в три ночи».

Экзотическая гостья поселилась в Петропавловке в мае и составила компанию осетрам, карасям, сомам, змееголовам и карпам. Ее вместе с амурским осетром привезли из Хабаровска. 50-граммовые мальки дальний путь перенесли хорошо, прижились и уже набрали вес до 150 граммов. За летний сезон они должны поправиться еще в пять-шесть раз. Как считают рыбные первопроходцы, амурский осетр —  гибрид осетра и калуги — хорошо приспосабливается к нашим условиям. Да и опыт по его разведению есть. А вот с форелью  придется понянчиться.

Сегодня Виталия Гуськова можно смело назвать  не только первопроходцем рыбного дела  в Приамурье, но и рыбным королем. Выращивает, продает, создает маточное поголовье  и снабжает мальками начинающих фермеров. В собственном владении 20 гектаров земли, 11 прудов, в аренду на 49 лет взят главный источник отрасли — озеро Щербатое.

— Да какой я король, —  отрицает Виталий, — полгода назад в новый дом заехал, строил его три года. А до этого больше пятнадцати лет  ютились в тесном вагончике, как первые переселенцы. Света не было, жгли керосиновую лампу, пищу варили на костре. Здесь же сын родился. Сейчас в нашем вагончике пчелы зимуют.

От невзгод семью спасала только вера в себя и  несбыточная мечта — создать собственное рыбное хозяйство и накормить экологически чистой продукцией если не всю Амурскую область, то хотя бы родной Ивановский район. В 90-е годы это дело было неподъемным.

— Прудовое рыбоводство стало зарождаться на Щербатом еще в 1979 году, — вспоминает экс-глава Ивановки Георгий Ус. — А петропавловцы всегда были с рыбой, кто не ленился, конечно. Когда еще не было Зейской ГЭС, река подтопляла эти места, рыба шла на нерест. После строительства плотины ее стало меньше, и тогда у председателя колхоза «Зарево» появилась идея создать рыбное хозяйство на Щербатом озере, благо рельеф позволяет. Облагородили территорию, провели свет. Начали разводить и торговать. В Благовещенск живую рыбку доставляли на молоковозах.

С перестройкой все рухнуло. Хозяйство забросили.  Безработные сельчане, искатели металлолома, спустили воду,  сняли провода, повыдергивали столбы, вырвали  трубы.  А рыбу съели. Котлованы заросли травой. И тогда на разрушенную территорию пришел Виталий Гуськов.

Озеро Надежды

В 1992 году Виталий Александрович, звеньевой кормодобывающей бригады,  остался без работы. Трудовое прошлое не позволило почетному хлеборобу опуститься на дно, нужно было искать другой смысл жизни.

— Я ведь этими руками хлеб убирал, — вспоминает Гуськов, — намолачивал по 500 центнеров на комбайне. Стахановцем был и даже за это получил именной «Кировец». Заработок хороший был, а для удовольствия — рыбалка.  Думал, хватит мне, детям и внукам. Но в одночасье все рухнуло, я оказался вне государства. Передо мной открылись две дороги: спиться, пойти бомжевать, воровать или начать свою жизнь с нуля. Я выбрал второе: завел подсобное хозяйство, выращивал овощи. Все вырученные средства шли на осуществление своей мечты. Я был одержим идеей создать собственное рыбное хозяйство. Начинал методом проб и ошибок. Продам сельхозпродукцию — на эти деньги трубы перекупаю у металлоискателей, пока они в Китай не уехали. Власти от меня отмахивались, как от назойливой мухи. Ставили палки в колеса, когда я хотел взять в собственность бесхозную землю. Свет сюда провели только  шесть лет назад.

Зато помогали друзья. Один из товарищей привез Виталию из Москвы  30 мальков карпа в трехлитровой банке. Больше чешуйчатое поголовье брать было негде. Будущий потенциал ловился в местных водоемах, а потом пересаживался на подворье. Гуськов их летом выращивал, а на зиму помещал в ванну. Берег как зеницу ока. «Москвичи» выжили, а через шесть лет стали нереститься.

— Потихоньку стали реализовывать излишки, но делать это не умели, — добавляет Оксана. — Привезем на ярмарку — продадим по 100 рублей за килограмм, и тут же наша рыбка в магазине появляется, но уже за 200. Перекупщик, даже не напрягаясь, зарабатывал больше нас.

Продуктивное хозяйство

И только два года назад  семейное дело сдвинулось с мертвой точки. Посмотреть на кустарное рыбное хозяйство приехал губернатор Олег Кожемяко. После его визита предприниматель получил субсидии на приобретение корма. В 2010 году ему выделили 1,2 миллиона рублей, на которые он  приобрел мальков осетра и форели.

В будущем петропавловский мечтатель планирует построить инкубатор, чтобы уже не покупать ценные породы рыбы, а выращивать самому. Уже сегодня он снабжает мальками карпа, сазана и змееголова фермеров из Тамбовского, Ивановского, Константиновского, Михайловского и Белогорского районов.  К нему едут из Якутии и Еврейской автономии.

— Я столько лет надеялся, что когда-нибудь разведу форель, —  Виталий Гуськов не без гордости держит в руках золотую рыбку. — Чтобы вот так стоять, смотреть на воду и кормить рыбу — ради этого стоит жить. Это дело прибыльное, если его будут поддерживать власти. Сегодня рыба дороже мяса. В год человек должен съедать 19 килограммов полезного продукта. В естественных водоемах вы больше 20 килограммов рыбы с гектара не поймаете. А с моего гектара  можно получить 800 килограммов. Сейчас я смогу обеспечить только  Петропавловку и еще пару сел Ивановского района. А через три года постепенного развития и помощи государства вполне по силам  накормить Благовещенск.

 Мнение

Прудовому рыбоводству — особый приоритет

Георгий Ус,   советник губернатора  Амурской области

— Рыбоводство и пчеловодство — это экологически чистые отрасли, где нет никакой химии. Наша область находится на водной территории.  Она окружена двумя мощными реками и  обилием малых. А рыбу китайскую едим!  Хотя она такого же качества, как и китайские овощи. Сегодня этот продукт отказываются принимать во многие магазины. А  живущие здесь граждане Поднебесной покупают рыбу у Гуськовых. Необходимо создавать и развивать амурское прудовое рыборазведение. К  этой отрасли должно быть точно такое же внимание, как к  животноводству, растениеводству и полеводству.  Должна работать особая целевая  программа,  а развернуться нам  есть где.  Петропавловское хозяйство должно стать репродуктором по выращиванию ценных пород рыбы. Но для этого нужны материальная поддержка и  высококвалифицированные специалисты. Сегодня в ДальГАУ не готовят ихтиологов-рыбоводов. Нет этих специалистов и в министерстве сельского хозяйства. Рыбоводство не может двигаться кустарным путем, оно должно быть поставлено на научно-техническую основу. И тогда амурские фермеры к заветной цели будут идти не двадцать лет, а всего лишь пять. За этот срок можно с ноля поднять хозяйство и вырастить маточное поголовье.

Возрастная категория материалов: 18+