Фермер уверен: без поддержки властей овощеводам не обойтись.Фермер уверен: без поддержки властей овощеводам не обойтись.

90 процентов — иностранцы 

— Александр Анатольевич, как оценивают нынешний урожай фермеры-овощеводы? 

— Если говорить об овощах, которые выращены в открытом грунте, то нынешний сезон можно назвать урожайным. Огурцы, помидоры, капуста, морковь, свекла уродились. Особенно богатым обещает быть урожай картофеля, так как в этом году было и тепло, и влажно. Это очень благоприятные для него условия. 

— Кем представлен сегодня овощной рынок Приамурья?

— Традиционно это небольшая часть фермеров-амурчан и процентов 90 — иностранные, в основном нелегальные овощеводы, которые вырастили свою продукцию на амурской земле. Здесь, к сожалению, ничего не меняется — по-прежнему большая часть продукции не может называться истинно амурской. 

— Засилье продукции, произведенной иностранцами, — то, с чем областные власти обещали бороться. Как проходит процесс отвоевания рынка нашими овощеводами? 

— К сожалению, пока похвастаться особо нечем. Несмотря на то что контролирующие органы проводят регулярные рейды, находят, наказывают овощеводов-нелегалов, количество иностранцев на наших полях не уменьшается.

— Почему это происходит?

— Все происходит по давно отработанной схеме. Документы на участки, на которых работают иностранцы, оформляют российские фермеры. То есть это может быть ИП Иванов, Петров и так далее. Но самим им или невыгодно, или несподручно заниматься, поэтому они сдают свои земли в аренду иностранцу-нелегалу. А он уже выращивает здесь что хочет, как хочет. Продает куда хочет, распоряжается вырученными средствами по своему усмотрению. Естественно, все его бригады также работают на полях без документов. Он нигде не фигурирует как предприниматель, не платит налоги. 

— И тем не менее мы едим выращенную таким образом продукцию?

— Да, и, как правило, это немалые партии, которые овощевод реализует потребителю.

— Но сами-то овощи кто-то контролирует?

— Я могу сказать, что нас, честных амурских фермеров, контролирует много инстанций. В частности, в моем хозяйстве за сезон по нескольку раз появляются представители Роспотребнадзора, Россельхознадзора, миграционной службы, инспекции по труду. Дополнительный контроль качества продукции мы обеспечиваем сами — до сих пор сертифицируем наши овощи, хотя обязательная сертификация сейчас отменена. Как у нелегалов с этим обстоят дела, сказать сложно. Но можно предположить, что если их не существует на бумаге, значит, ни для кого не должно существовать и их продукции. 

На овощах не написано, кто их вырастил

— Вы можете оценить примерное соотношение легальных и нелегальных производителей овощей на амурском рынке?

— Точную цифру вам вряд ли кто-то скажет. Но за последние 3—4 года количество хозяйств увеличилось в разы. Если в начале 2000-х в области числилось порядка 20—30 фермеров, то сейчас около 150. Ну а в Благовещенском районе, только по нашим подсчетам, ведут свою деятельность около 50 подпольных хозяйств. В итоге у нас наблюдается переизбыток овощей. Овощи сейчас можно вырастить — это не проблема. Проблема продать — достойно продать. 

— Ни для кого не секрет, что китайский стиль завоевания рынка — это демпинг. Работает ли он в случае с овощами?

— Разумеется. В этом году, правда, вопиющих фактов демпинга мы пока не замечали, но в предыдущие годы такая практика процветала. С утра все начинали торговать огурцом, к примеру, по 18—20 рублей за килограмм, а к обеду китайцы выставляли его уже за 5. Мы себе не могли такого позволить. Эта цена была ниже себестоимости. 

— Сейчас вы ведете борьбу за амурского потребителя?

— К сожалению, пока для нас этот путь нельзя назвать выгодным. Мы выращиваем свою продукцию и порядка 90% ее отправляем в соседние регионы, в основном в Якутию. Торгуем оптом. Пробиться в розницу и оставить все наши овощи амурчанам — слишком проблематично. 

— Получается, что в магазинах попросту нет овощной продукции местных фермеров?

— Она есть, только очень мало. Мы работаем с посредниками, которые поставляют наши овощи в торговые сети. Но вот распознать их сложно. Огурцы, помидоры, капуста выглядят одинаково — на овощах не написано, кто их вырастил.

— Почему бы не написать в таком случае? Не думали ли вы над тем, чтобы разработать свой бренд, сделать продукцию узнаваемой на прилавке?

— Думаем постоянно. Но разработка бренда, наладка поставки в торговые сети — это дополнительные затраты. Этим вопросом должна заниматься отдельная структура. Нужно создавать рабочие места: отдел маркетинга, транспортный отдел. Поэтому сегодня проще продать оптом, чем развезти по сетям.

— А как ваши коллеги? Вопрос объединения крестьянско-фермерских хозяйств Приамурья также неоднократно обсуждался, в том числе и в правительстве области.

— Правительство области не оставило эту идею. Вот и недавно мы обсуждали ее на совещании в минсельхозе. Все признают, что назрела необходимость создания единого сельхозкооператива, в состав которого вошли бы хозяйства наших фермеров. Я уверен, что в течение года-двух эта идея обретет ясные очертания и воплотится в жизнь. Камень преткновения в этом вопросе — овощехранилища. Это должны быть современные комплексы с современным оборудованием. Стоимость хорошего овощехранилища довольно высока, достигает нескольких десятков миллионов рублей. Конечно, без поддержки властей нам не обойтись. Но если будут хранилища и перерабатывающие помещения, будет и возможность кормить амурчан нашими овощами. 

— Какие меры господдержки распространяются сегодня на овощеводов?

— Нам компенсируют затраты на минеральные удобрения, на ГСМ. Но в формировании себестоимости овощей доля этих затрат не самая большая. Наиболее ощутимая господдержка пока ориентирована на производителей сои, а также животноводов. Но, как нам обещают в областном минсельхозе, в ближайшее время должна появиться программа, которая предусматривает более мощную поддержку для овощеводов.

— Когда в этом сезоне установятся минимальные цены на овощи?

— К 20-м числам августа. После этого уже не стоит ждать снижения цен. Сейчас оптовая цена на помидор — порядка 15—18 рублей за килограмм, огурец-корнишон стоит около 15 рублей, а салатный — 5 рублей за килограмм. 

Вкусного, сладкого, дешевого арбуза не будет 

Вот-вот начнется сезон «большого арбуза». Будут ли игроки арбузного рынка сражаться за потребителя?

— В этом году среди амурских производителей борьбы не будет, так как не будет в этом году вкусного, сладкого, дешевого арбуза. Не хватило ему солнца, начал арбуз болеть, одолели его грибковые поражения. Те, кто собрал урожай ранних арбузов, как мы, например, большую часть товара уже распродали. Конечно, совсем без арбузов амурчане не останутся: завезут из Приморья, из того же Китая. Но на цену это существенно не повлияет. Сейчас арбузный ценник в рознице держится в пределах 30 рублей за килограмм. Не думаю, что он снизится.

Хозяйство фермера Куксенко

4 гектара тепличных овощей

10 гектаров арбуза

50 гектаров картофеля

1000 гектаров сои

300 голов крупного рогатого скота.

Возрастная категория материалов: 18+