
Дом, который построил Лещенко: семья известных столяров сохранила частицу деревянного Благовещенска
ЛюдиЗдесь нет ни одной современной вещи, кроме гвоздей, шурупов и электрических лампочек. Даже такие мелкие детали, как оконные ручки, потолочные карнизы и дверные косяки были произведены более века назад. Усадьба Лещенко, расположенная в городском парке, — это уникальное собрание подлинных предметов конца XIX — начала ХХ веков. А сами строения разобраны по бревнышку и перевезены на новое место, чтобы стать первым частным музеем городского быта старого Благовещенска. Владельцы усадьбы Александр и Ольга Лещенко провели для журналиста «Амурской правды» персональную экскурсию.
«Я не коллекционер, я собиратель», — говорит владелец усадьбы. Фото: Алексей Сухушин
Портреты императора Александра III и его жены
В середине 60‑х годов, на которые выпало детство Александра Лещенко, Благовещенск оставался деревянным городом. Но дома были уже старые, поэтому людей временно переселяли, а здания ремонтировали. Вот по таким домам без окон и дверей и любил лазить Саша Лещенко, подбирая там старинную утварь и уже никому не нужные вещи. Хотя прошло почти 60 лет, но Александр Владимирович до сих пор помнит самые интересные находки детства: дореволюционный деревянный фотоаппарат и старинный медный чернильный прибор.
— Я никогда ничего не коллекционировал. Я — собиратель, — любит повторять Лещенко.
Знали об его увлечении ко всему старинному и в политехническом техникуме, в котором парень учился после школы. Однажды сокурсник привез ему из Пояркова портреты императора Александра III и его жены Александры Федоровны, которые нашел на чердаке.
Не думали о музее
Лещенко рано женился, после техникума сразу призвали в арию, а через неделю у него родился сын. Через год после демобилизации в семье появился второй сын. Александр пошел работать на мебельную фабрику, супруги взяли участок под сады, на котором хозяин сам выстроил большую дачу. Жила молодая семья в коммунальной квартире с матерью Ольги.
Фото: Алексей Сухушин
— Мы всегда думали о своем доме. Еще до свадьбы, когда только дружили, Саша говорил, что ему надо родить двух сыновей, построить дом и дачу, — рассказывает Ольга Лещенко. — Мы только потом, с годами, поняли, что речь тогда шла именно об этом доме.
«Всё, что есть в усадьбе, собиралось годами. Мы разобрали около 100 старых деревянных домов, которые шли под снос», — говорит Александр Лещенко.
Однако супруги уверяют, что никогда не думали и не мечтали о проекте создания старинной усадьбы. Это получилось спонтанно, когда Александр Владимирович с сыном Василием увидели дореволюционный дом, который должны были снести согласно программе переселения из ветхого жилья.
Спасение деревянного наследия
Фото: Алексей Сухушин
Он стоял по улице Амурской недалеко от улицы Хмельницкого. Крепкий, двухэтажный: первый, цокольный этаж, из кирпича, второй — из сосновых бревен. Жильцов из него уже переселили, и дом стоял осиротевший и брошенный. Лещенко зашли, осмотрелись: «Такой дом ломать?!»
Было это в 2012 году. С этого времени начинается двухлетняя эпопея по «спасению» дореволюционного строения. Встречи с мэром, звонки в Москву, письмо губернатору, походы по инстанциям. Лещенко сразу обозначил свою идею: открыть в отреставрированном деревянном доме музей старого быта. Все работы и расходы семья Лещенко брала на себя. Общественная палата, тогдашний министр культуры Алексей Самарин и его заместитель Виталий Ребизант, руководитель «Амурской ярмарки» Анатолий Телюк активно поддержали их идею. Но в мэрии долго не могли определить новое место для переноса дома, поскольку на Амурской его оставлять было нельзя — там должна была развернуться стройка.
Фото: Алексей Сухушин
Супругам Лещенко предложили зарегистрировать НКО — так появилась некоммерческая организация по сохранению историко-культурного наследия «Городская усадьба». А участок для нового музея выделили на территории городского парка. Это было не просто место массового отдыха горожан, до революции там стояли жилые дома и находился Проезжий переулок — он соединял набережную и переулок Релочный.
Точная копия
Фото: Алексей Сухушин
— Мы разобрали наземную часть кирпичного цоколя, — рассказывает Александр Владимирович. — Но не все кирпичи удалось взять целыми, поэтому мы с сыном разобрали цоколи и печки еще в 10 деревянных домах, которые сносили. Все свозили куда придется: на дачу, в гараж. Дом разобрали и снова сложили по кирпичу и бревнышку один в один по старинной технологии. А на это нужно было время.
Почти
10
лет строилась усадьба, прежде чем начала принимать посетителей. Всё это время семья Лещенко вкладывала в создание музея собственные средства. Но они нисколько об этом не жалеют, поскольку сохранили уголок старого деревянного Благовещенска
Но не только сам дом выстроен точной копией своего первоначального вида. Каждая деталь в нем — историческая, вековой давности. Например, гранитные ступени, ведущие в цокольный этаж с улицы, привезли с железнодорожного вокзала: во время ремонта их просто выбросили в мусор. «По этим ступеням еще японцы бегали», — говорят супруги.
Блоками, которыми выложен пол кирпичного этажа, когда‑то очень давно была вымощена дорожка в районе улиц Пионерской — Амурской. А ролики (изоляторы) для старинной проводки — находка сына Василия в старом подполье полуразрушенного дома.
— Все, что есть в усадьбе, собиралось годами. Чтобы построить дом и наполнить музей, мы разобрали около 100 старых деревянных домов, которые шли под снос, — говорит Александр Лещенко.
А в 2017 году на территории усадьбы появился амбар, его привезли с зернового двора Константиновки. Срублен он из лиственницы, бревна очень тяжелые, поэтому разбирать и собирать строение было очень сложно. Дом еще полностью не доделан, поэтому все старинные вещи хранятся в амбаре, там же проводятся экскурсии.
Краеведы помогли
Фото: Алексей Сухушин
Дом, который переехал в усадьбу с улицы Амурской, построен в 1909 году мещанином по фамилии Гужва. Через год он продал дом некоему Семиндяеву. А тот сдавал здание в аренду. В объявлениях старых газет говорилось, что до 1914 года в цокольном этаже находилась переплетная мастерская. На втором этаже принимал посетителей владелец переплетной мастерской, а потом местный фельдшер. Но точно известно, что после революции дом стал жилым, а в 20‑е годы один из жильцов там свел счеты с жизнью.
Фото: Алексей Сухушин
— Честно сказать, нам некогда сидеть в архивах, так как у нас всего четыре пары рук, — сетует Ольга Сергеевна. — Но нас поддерживает краевед-исследователь Сергей Емельянов. Он по крупицам собрал информацию об истории дома и передал нам. Много лет помогают нам краеведы Оксана Олейникова и Владимир Чепелев.
Русская печь, которая находится в цоколе дома, рабочая, как и печка на втором этаже. Их можно топить, что Лещенко уже делали. Фото: Алексей Сухушин
Кроме работы непосредственно в усадьбе, которой еще очень много, мужская часть семьи Лещенко должна зарабатывать на хлеб насущный. Александр Владимирович с сыновьями имеют собственную столярную мастерскую, в которой выполняют заказы по изготовлению и реставрации. Там же они восстанавливают деревянные детали для городской усадьбы.
Секреты дореволюционных чердаков и подвалов
Фото: Алексей Сухушин
Все экспонаты усадьбы Лещенко — подлинные, конца XIX — начала ХХ веков. Порой они раскрывают свои секреты, которые удивляют даже таких искушенных в истории деревянного Благовещенска людей, как супруги Лещенко.
Вафельница с рецептом
Фото: Алексей Сухушин
В цокольном этаже дома планируется открыть чайную. Там же можно увидеть настоящую русскую печь и кухонную утварь. Но особое внимание привлекают необычные чугунные приспособления с длинными ручками. Оказывается, это старинные вафельницы: их 17 штук, и все они с разным орнаментом. Внутри плиток, в которые наливалось тесто, соты, цветы и даже герб Российской империи, — двуглавый орел. По весу такие вафельницы довольно тяжелые, и удивительно, как женщины того времени справлялись с подобной «кулинарией». Лещенко уже пекли пряники в ретро-вафельницах.
Фото: Алексей Сухушин
— Они долго нагреваются, а нагревшись, держат высокую температуру, поэтому можно 3–4 пряника испечь без печи, — объясняет Александр Владимирович.
Фото: Алексей Сухушин
В коллекции вафельниц есть еще одна, отличающаяся от своих русских «сестер», — она произведена в Германии, возможно, еще в 18‑м веке. Без длинных ручек, она ставится на печь вместо конфорки. Необычна тем, что рецепт вафель у нее нанесен прямо на крышку на немецком языке. Так что состав теста у хозяйки всегда был перед глазами. Кстати, в те годы позволить себе иметь в доме вафельницу могли не все, а только зажиточные семьи.
Известные фамилии
Фото: Алексей Сухушин
Каждый предмет в этом необычном музее хочется долго рассматривать. Будь это огромные керамические горшки, в которых китайцы хранили уксус и соевый соус, медицинская капельница начала прошлого века, медные таблички страховых обществ, которых, оказывается, в Благовещенске было немало, цветные витражи с собора на улице Горького или стеклянные бутылки разной конфигурации. Кстати, последние экспонаты в достойный вид приводила супруга Лещенко.
— Эти бутылки, найденные в котловане, я два месяца отмывала, — говорит Ольга Сергеевна.
Большинство старинных предметов безымянны, но на некоторых сохранились торговые названия с именами владельцев. Шитт, Ождженский, Кобоско, Чурин, Шелудяков, Лукин — эти фамилии век назад знали все жители Благовещенска. А сегодня они сохранены благодаря усадьбе Лещенко.
Раритеты среди мусора
Фото: Алексей Сухушин
Самым старым экспонатом частного музея усадьбы Лещенко можно считать уведомление, как бы сейчас сказали — расходный ордер книжного магазина Санкт-Петербурга Карла Риккера. Оно датируется 1855 годом: очевидно, кто‑то из офицеров, отправлявшихся в первый сплав по Амуру, купил в магазине книги. Стоимость их по тем временам была немаленькой — 40 рублей. С помощью лупы можно разглядеть даже названия книг.
Фото: Алексей Сухушин
— В переулке Релочном стоял невзрачный двухэтажный деревянный дом. Очевидно, до революции он принадлежал военному ведомству, так как среди мусора мы нашли много документов, связанных с казачеством и военными, — рассказывает Александр Владимирович.
Частный музей «Городская усадьба» находится на территории городского парка справа от здания Городского дома культуры. Заявки на экскурсии принимаются по телефону: 8-909-814-15-82.
А его супруга Ольга Сергеевна добавляет, что таких «бумажек» у них хранится не один мешок. Их сын Василий будто имеет особое чутье на такие находки, в семье его в шутку называют «младшим научным сотрудником». А «старший научный сотрудник» — Александр Владимирович — возвращает к жизни эти почерневшие клочки бумаги: часами разбирает, составляет, как мозаику, склеивает, разглаживает утюгом.
Фото: Алексей Сухушин
Там же, в старых, идущих под снос домах, находят дореволюционные афиши, которые после восстановления выставляются как музейные экспонаты. Например, одна из них извещает жителей Благовещенска: «Заведение искусственных минеральных фруктовых вод П. М. Афонина с 25 сентября 1897 года открывается в Благовещенске на базарной площади в доме Калюжной. Вода будет приготавливаться на аппарате новейшей конструкции и последняго усовершенствования. Оптовая и розничная продажа будет производиться в моих кондитерских» (орфография сохранена. — Прим. АП).
Рисунок на века
Фото: Алексей Сухушин
На территории усадьбы есть еще одно строение, пока закрытое для посещений. Его уникальность в том, что оно срублено без единого гвоздя и шкантов — крепежных деревянных стержней. Кроме того, этот дом — один из немногих в городе, который внутри был не оштукатурен, а обит фанерой. Когда при разборке ее сняли, то на некоторых бревнах обнаружили иероглифы. Это говорит о том, что в старом Благовещенске было немало китайских плотников.
— Хотим в этот дом перенести старинные инструменты, которых у нас очень много, и на экскурсиях показывать детям, как ими раньше пользовались, — делится планами Александр Лещенко.
Фото: Алексей Сухушин
Но не только иероглифы остаются на бревнах. На брусе, который сегодня лег в основание веранды, можно увидеть… детский рисунок: вырезанный на дереве домик. Лещенко решили его сохранить как память о неизвестном ребенке, шалость которого осталась на века.
Возрастная категория материалов: 18+
Фото: Алексей Сухушин
Амурская правда
от 18.06.2025
Материалы по теме


Комментариев пока не было, оставите первый?
Комментариев пока не было
Комментариев пока не было

Порядок слов Александра Ярошенко

Люди


Добавить комментарий
Комментарии