Дирижер у классной доски
— Жанна Сергеевна, в прошлом году начальная школа начала учиться по новому образовательному стандарту. Как вы можете оценить первый опыт этой работы?
— Год прошел вполне успешно. Не могу сказать, чтобы пришлось прикладывать какие-то неимоверные усилия, чтобы привыкнуть к новому образовательному стандарту. Наверное, потому, что мы готовились: все учителя прошли специальные курсы, были составлены подробные планы. В итоге и я, и многие мои коллеги удовлетворены результатами.
— А как дети? Им не сложно пришлось?
— Не сложнее, чем обычно в первом классе. Ведь что такое новый образовательный стандарт? Это же не кардинальное изменение уровня начального образования, а новые требования к результатам обучения. Раньше ребенок должен был овладеть определенным объемом знаний. Сейчас требуется, чтобы ученик владел не только знаниями, но и универсальными учебными действиями. Он должен уметь ставить цель, найти информацию. Дети должны уметь самостоятельно обучаться и потом применить полученные знания на практике. Конечно, и технологии сейчас совсем не такие, как в традиционной программе. Там учитель говорит, объясняет, а дети выполняют задания по шаблонам. А при новом подходе сам учебник — это уже инструмент, которым школьник пользуется, для того, чтобы добыть эти знания. А учитель — это дирижер, он руководит процессом.
— Есть несколько учебных программ, по которым обучается начальная школа. Какие из них наиболее гармонично вписались в новый образовательный стандарт?
— Все современные программы: «Школа-2100», система Занкова, «Перспектива», «Гармония» соответствуют требованиям нового стандарта. Они нацелены на деятельностный подход. Традиционная программа отходит на задний план, так как она не удовлетворяет современным требованиям в полной мере. Готовые знания сейчас ученику не нужны.
Сыграйте с ребенком в шахматы
— Знакомая мама выпускника начальной школы посетовала, что сейчас учителя зациклены только на обучении, а времени на то, чтобы сплотить детский коллектив, научить школьников дружить, стоять горой друг за друга, не остается. Это объективно?
— Наверное, это зависит в большей степени от конкретного коллектива и от конкретного учителя. Ведь в целом ориентиры и ценности школы не поменялись. Мы не разделяем образование и воспитание — эти два процесса невозможно отделить друг от друга. Даже когда идет урок, ребенок подвергается воспитанию. Те же коллективизм и взаимопомощь можно формировать в рамках учебного процесса. Что-то подсказать, объяснить тому, у кого не получается сразу, — мы стараемся этому учить. Но, кроме школы, есть много других факторов, которые влияют на становление личности ребенка. Это семья, город, телевидение, интернет. Дети с раннего возраста погружаются в самую разную информацию, реже играют со сверстниками, с родителями, реже гуляют. В итоге приходят в первый класс — и не умеют общаться. Ни друг с другом, ни со взрослыми. Требуется время на то, чтобы это переломить.
— В информацию детей действительно погружают с пеленок. Многие приходят в школу, имея за плечами многолетний опыт посещения центров раннего развития. Как вы считаете, это хорошо?
— Если занятия в этих центрах направлены на развитие физических, психических, личностных качеств ребенка — это неплохо. Если же родители преследуют цель научить своего малыша до школы читать-писать, то большого смысла в этом не вижу.
— Почему? Разве ребенку, который уже умеет читать, будет не проще учиться?
— На первых порах, возможно, и будет. Может быть, ему даже скучновато будет на уроках. Но со временем, когда его дошкольный багаж иссякнет, могут начаться проблемы. Нужно будет учиться, а он расслабился. Этой проблемы можно избежать, если вовремя воспитать в ребенке необходимые качества, привить определенные навыки.
— Какие?
— Самое главное, о чем должны позаботиться родители, это развитие психических функций: памяти, внимания, мелкой моторики, воображения, волевых качеств. Ребенок должен уметь контролировать свое состояние, оценивать состояние других. Поэтому лучше всего не усаживать за учебники до школы, а позаниматься шахматами, например, сыграть в логические игры. Необходимо приучать к самостоятельности. Часто бывает так, что ребенок приходит в школу — читает, считает, но не умеет завязать шнурки. Еще я бы порекомендовала больше читать дошкольнику вслух, особенно сказки. Ребенок научится беседовать, вести диалог. В итоге он без труда догонит своих читающих одноклассников.
Переключатель для бунтовщика
— Все чаще от родителей можно услышать фразу: «Мой ребенок гиперактивный». Часто ли вам встречаются такие дети и как вы с ними справляетесь?
— Сегодня действительно много чрезмерно активных детей. Но к понятию «гиперактивность» мы относимся осторожно — это диагноз, который поставить может только врач. Но есть много детей с неврологическими нарушениями, и их число растет. К этим детям нужен особый подход.
— Всегда ли удается найти этот подход, ведь учеников в классе 30, а учитель один?
— Да, это действительно непросто и, наверное, получается не всегда. Но бывают ситуации, когда по-другому просто нельзя. Например, у моей коллеги в классе был мальчик, который мог посреди урока закукарекать или замяукать, забраться на стол. Подобная проблема была и в моем классе. Только мой ученик не кукарекал, а впадал в бурную истерику, если случайно делал помарку в тетради при письме. Как на такие выходки реагировать? Только спокойствием. Единственный действенный способ не допустить срыва учебного процесса — это срочно переключить внимание «бунтовщика» на что-то, что его может заинтересовать.
— Есть ли универсальное средство, чтобы заинтересовать ребенка?
— К сожалению, одна из тенденций нынешнего времени такова, что детей сейчас непросто заинтересовать, удивить чем-то. Многие живут в достатке, имеют возможности расширять кругозор. Это хорошо с одной стороны, с другой — это многократно усложняет задачу учителя. Надо так преподнести информацию, чтобы было интересно.
— В начале школьного года родители хотят услышать рекомендации: как помочь адаптироваться первокласснику, как сделать, чтобы учеба не вызвала отвращения?
— Нужно показывать ребенку, что вы уважаете его и его мнение. Маленький человек должен чувствовать свою успешность — тогда он будет стремиться вперед. Поэтому лучшее, что могут сделать родители первоклассника — это окружить его заботой, проявлять интерес к его делам и в то же время не перегружать. Не усердствовать с внеурочной деятельностью, не заставлять выполнять слишком много заданий. Нужно учиться вместе с ребенком, но не делать это за него. Тогда у вас все сложится.
Престиж профессии растет медленно
— Жанна Сергеевна, в 2009 году вы вошли в список лучших учителей России. Расскажите, как это получилось?
— Мы с моей коллегой Ириной Григорьевой участвовали в конкурсе лучших учителей Российской Федерации в рамках нацпроекта «Образование». Представили свои конспекты уроков, видео и другие документы — поделились опытом работы. Комиссия оценила наш труд.
— Как эта победа отразилась на вашей дальнейшей работе?
— Это стало, прежде всего, высокой личностной планкой. Теперь нужно стремиться только вперед. Приходится участвовать постоянно в конкурсах, семинарах, конференциях — это интересно и, надеюсь, приносит пользу не только мне, но и моим ученикам.
— Можно ли сказать, что престиж профессии «учитель» сегодня повышается?
— Когда я встречаюсь с одноклассниками или друзьями детства и они узнают, что я до сих пор работаю учителем, то очень удивляются: «Почему не ушла?» Думаю, такая реакция говорит сама за себя. Многие считают, что в учителя до сих пор идут от безысходности. Увы, таков имидж нашей профессии в глазах общества.
104 первых класса сформированы сегодня в благовещенских школах. Возможно, их станет больше — набор будущих школьников продолжается. Как сообщили в управлении образования города, ни в одной школе, вне зависимости от ее статуса, нет недобора или, напротив, превышенного количества заявлений от учащихся.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии