• «Чтобы плательщикам было удобно, "Энергокомфорт" откроет допофисы РКЦ, но не торопитесь со
  • Ухоженные, заизолированные трубы — гарантия экономии тепла.
  • Объективную картину по ОДН можно получить, если внутри квартир ведется тщательный учет ресурсов.

Однако специалисты утверждают: Приамурье — один из немногих регионов, где коммунальную реформу восприняли так остро. В чем причина такой реакции и когда жизнь плательщиков и работа расчетно-кассового центра вернутся в нормальное русло — об этом наш разговор с директором ОАО «Амурские коммунальные системы» Наталией Куприной.

ПОВРЕМЕНИТЕ СО СВЕРКОЙ!

— Наталия Юрьевна, прошел месяц с тех пор, как начали действовать нововведения в системе по оплате ЖКУ. Можно ли надеяться, что проблемы, связанные с сентябрьским ажиотажем в РКЦ, уже не повторятся?

— Я считаю, что переход на новую систему оплаты требует времени. За месяц решить все невозможно по объективным и субъективным причинам. Тем более что наш РКЦ еще не выставлял счета за общедомовые нужды. Это еще впереди. Как правило, подобные переходы осуществляются в период от трех до шести месяцев. Ведь даже для того чтобы заполнить платежный документ, необходим определенный навык. Старая система разрушена, а пока выстроится новая, пройдет время. Поэтому, по моим прогнозам, во время переходного периода проблемы еще будут возникать. Всплесками — в основном в период выставления платежных документов.

— Но вы продолжаете принимать меры, чтобы ситуация все-таки нормализовалась?

— Конечно, мы стараемся делать для этого все возможное. Открыли call-центр. Операторы с восьми утра до восьми вечера принимают звонки и передают показания. Кстати, наплыв звонящих тоже нестабильный. Люди в основном начинают атаковать call-центр к концу месяца, так как запомнили, что надо передать показания именно с 23-го по 25-е число. Но ведь пока звонить можно и раньше. А этой возможностью мало кто пользуется. В расчетно-кассовом центре установили новые ящики для сбора показаний, запустили информационный видеоролик, в скором времени появится еще один. Была встреча с депутатами, на которой пришли к соглашению, что в отдаленных районах откроются отделения РКЦ. В частности, вопрос ставился о том, чтобы такое отделение появилось в Белогорье. Сейчас основная масса людей, обращающихся в центр, это те, кто приходит делать сверку. Кому-то что-то неправильно начислили — люди переживают, особенно старшее поколение. Мы просим плательщиков: пожалуйста, повремените со сверкой! В течение трех месяцев большинство неправильных начислений будет замечено нашими сотрудниками, будет автоматический перерасчет. Но люди все равно идут — отвлекают специалистов, которые должны принимать и обрабатывать текущие показания. 

ВЕЛИКАЯ СИЛА ПРИВЫЧКИ

— С ноября глава администрации Благовещенска обязал управляющие компании собирать показания у собственников. Как вы себе это представляете?

— Работа в этом направлении может быть организована управляющими компаниями так, как им будет удобно. Они могут установить ящики в подъездах, могут придумать что-то еще. Когда я жила в другом городе, там была такая практика: сотрудники управляющих компаний для этого развешивали в домах специальные листки. В них указывали номер квартиры и оставляли пустую графу для показаний счетчиков. Жильцы должны были вписать туда необходимые цифры. Записываешь — тебе начисляют по показаниям. Не записываешь — по среднемесячному потреблению. 

— Листки в свободном доступе могут стать добычей хулиганов. Где гарантия, что к твоим показаниям «доброжелатели» не припишут пару лишних нулей?

— Почему у всех сразу возникают такие мысли? Во многих городах это норма, и никто никому ничего не приписывает. Люди просто заходят и заполняют свое. Они привыкли к этому, их к этому приучили. 

— Может быть, уровень культуры у плательщиков в разных городах разный?

— Не думаю, что это как-то связано с уровнем культуры. Это просто сила привычки. В каждом городе есть особенности. Люди действуют по определенной схеме. Благовещенцы привыкли к самооплате. А мне, например, кажется, что оформить квитанцию по самооплате достаточно сложно. До этого я жила и работала в двух других городах, там такого не было. Система, по которой люди передают показания учета, уже давно работает во многих регионах, и довольно успешно. Поэтому все, что требуется сейчас, это время. Люди привыкнут, мы техническую сторону вопроса отработаем, и все встанет на свои места. 

ПРОГРАММУ СДЕЛАЮТ «УМНЕЕ»

— В сентябре работники «Энергокомфорта», выставив счет потребителю на два миллиона рублей, сослались на сбой в работе программного обеспечения и обещали к следующему месяцу его устранить. Устранили?

— Эта проблема тоже решается. Поймите, это переход на новый программный продукт. Он не может быть моментальным. На моей памяти однажды подобная ситуация разрешалась в течение полугода. Сейчас в программу вносятся корректировки. В частности, будет налажен определенный отсев начислений. Если суммы в квитанциях будут превышать 10 тысяч рублей, то эти данные будут перепроверяться.

— Каковы сейчас сроки предоставления показаний?

— На время переходного периода можно передавать показания с 10-го до 25-го числа за текущий месяц. 26-го закрывается база, РКЦ начинает выставлять квитанции. К первому числу их получает потребитель, до 10-го числа он их оплачивает. Сейчас мы рассматриваем вариант, чтобы сделать оплату на месяц позднее. Это практикуется во многих городах, хотя и не предусмотрено правилами. 

— Система, при которой показания принимаются в течение трех дней, в итоге все-таки будет принята?

— Да, это ведь требование федерального законодательства. Здесь необходимо понимать, почему дается именно три дня, какая в этом логика. Подразумевается, что мы все законопослушные и у нас у всех установлены общедомовые приборы учета. Три дня даны для того, чтобы одномоментно снимать показания общедомовых приборов учета и индивидуальных. Только в этом случае получается объективная картина, получается баланс. Но проблема в том, что у нас общедомовых приборов ничтожно мало. Поэтому всем без исключения выполнять правила сложно.

— Как же быть?

— Общедомовые счетчики до сих пор являются камнем преткновения. Кто должен их устанавливать, за чей счет — так однозначно и не определено. Сначала обязали собственников, потом переложили эту обязанность на управляющие компании, потом — на ресурсоснабжающие организации. Но ни один из вариантов не принес желаемого результата. Мое глубокое убеждение: для того чтобы счетчики все-таки были установлены везде, нужно организовать этот процесс централизованно. Необходимо принять программу, выделить на ее реализацию федеральные средства. Организовать с помощью этих средств на условиях софинансирования с потребителями всеобщую установку счетчиков. Только тогда можно получить эффект. Подобный опыт есть, например, в Прибалтике. Там установили приборы учета во всех домах, причем показания с этих приборов снимаются методом удаленного доступа, который регулируется специальной программой. 

— Для тех, кто не установит счетчики к определенной дате, законом были предусмотрены повышающие коэффициенты на ЖКУ. Будут ли они в итоге введены?

— В Минрегионразвития о поэтапном введении повышающих коэффициентов говорилось не раз. Это должно было стимулировать потребителя к учету и как следствие — к бережливому использованию энергоресурсов. Некоторые регионы пошли по такому пути, но очень немногие. Есть ведь и другая сторона медали — уровень платежеспособности населения. Можно повысить тарифы, но в итоге большая часть населения будет страдать — уровень доходов не позволит в таком объеме оплачивать услуги ЖКХ. Поэтому сейчас не стоит бояться каких-то санкций со стороны государства. Нужно ждать, когда завершится переходный период, и настраиваться на то, что коммунальная неразбериха скоро закончится.

Для справки: правила расчета за тепловую энергию действуют в России с довоенного времени. Оплачивать тепло в течение всего года равными долями постановил Совет народных комиссаров в 1928 году.

ЧЕМ ТЕПЛЕЕ, ТЕМ ДОРОЖЕ

Потреблять «безлимитное» тепло за фиксированную плату в своих квартирах благовещенцы смогут еще в течение двух лет. В 2015 году ситуация изменится. Начисления за тепло, согласно постановлению федерального правительства, будут производиться только в течение отопительного сезона. В летнее время в квитанциях потребителей в графе «тепловая энергия» будут стоять нули.

Справедливое на первый взгляд изменение может обернуться для людей не совсем приятной ситуацией. Тепло — самый дорогой ресурс, и растянуть оплату за его фактическое потребление на год означало снизить ежемесячную нагрузку на кошельки потребителей. Оплата «месяц в месяц» произведет обратный эффект. Тем, в чьих домах установлены тепловые счетчики, подготовиться к переходу на новые правила оплаты за тепло будет несколько легче, говорят коммунальщики.

— Подсчитано, что в большинстве городов вырабатывается избыточное количество тепловой энергии, — рассказывает Наталия Юрьевна. — Из-за того, что в домах не проводятся мероприятия по энергосбережению, это тепло попросту уходит в никуда. Если, к примеру, заизолировать стояки в подвалах, поставить дверь в подъезде, утеплить окна, энергии на обогрев будет тратиться намного меньше. Когда люди получают счета за общедомовые нужды, они начинают об этом задумываться. Начинают экономить. Ведь расход теплоносителя, тепла, поступающего в дома, можно регулировать. В теплые дни можно убавить, в холодные — прибавить. Практика показывает, что таким образом можно будет экономить до 20% от общей суммы платежей. 

Кстати, экономное отношение к энергоресурсам сегодня в тренде не только в России. Европейцы вот уже много лет славятся своей бережливостью. Жители Англии, Франции и других стран не видят ничего необычного в том, чтобы держать температуру в своих квартирах на уровне 18—20 градусов, в то время как широкая русская душа требует, чтобы зимой по дому непременно можно было ходить в шортах и с голым торсом. Многих наших соотечественников падение температуры воздуха в квартире ниже 27 градусов искренне огорчает. Поэтому, как говорят коммунальщики, в требовании законодателей установить в домах теплосчетчики есть разумное зерно. Таким образом людей хотят призвать не потреблять излишки.

КУДА ЛЬЕТСЯ «ОБЩАЯ» ВОДА?

Уже в январе 2013 года благовещенцы получат квитанции, в которых будут заполнены графы «общедомовые нужды». Причем к текущим начислениям добавятся и ранее не выставленные счета за период с сентября по декабрь. 

Однако волноваться не стоит, утверждают коммунальщики. Платить «оптом» за все месяцы сразу никто не потребует. И уж тем более никто не начислит за этот период пеню. Оплату общедомовых нужд по желанию собственника примут с рассрочкой платежа на полгода. Впрочем, оплатить ОДН также можно будет единовременно или авансом. 

Для начала горожанам предстоит расплачиваться только за «коллективные» свет и воду. ОДН за тепло будут начислять позже — по предварительным данным, начиная с 2015 года. Между тем у потребителей уже сейчас есть масса вопросов относительно природы таких начислений. Все понимают, что такое «коллективный» свет. Это освещение подвалов и лампочки в подъездах. Но мало кто представляет, для чего используется общедомовая вода, что считает общедомовой водосчетчик. 

— Общедомовой прибор учета устанавливается в системе водоснабжения на вводе в дом, — поясняет директор АКС Наталия Куприна. — То есть он считает всю воду — и которой пользуются жильцы, и которой они не пользуются. В идеале каждый месяц в одно и то же время во всех квартирах этого дома снимаются показания приборов учета и вычитаются из показаний общедомового счетчика. Разность делится на всех плательщиков. Капающая батарея в подъезде, текущие трубы в подвале — чем больше потери, тем больше счета за ОДН. 

К сожалению, та самая идеальная система, которую подразумевает закон, будет работать с большими огрехами, если в доме, где есть коллективный водосчетчик, индивидуальные приборы учета установлены не у всех. Одни исправно оплатят по счетчику, другие — по нормативу, хотя потребить могут больше того, за что заплатили. В этом случае «излишек» воды из такой квартиры перейдет в общедомовые нужды, которые придется оплачивать соседям. Как быть в такой ситуации, законодатели однозначного ответа не дают. Ведь санкции за отсутствие внутриквартирных приборов учета до сих пор не предусмотрены, а обязать всех к их установке по закону невозможно. 

— Люди сталкиваются с подобными проблемами, — отмечает Наталия Юрьевна. — И пока выход для жильцов таких домов один — быть более бдительными. Есть примеры, когда выбирали старших по дому, которые ежемесячно фиксировали количество проживающих в каждой квартире и требовали оплачивать норматив на воду за тех, кто живет, но не прописан. Это непростой путь, но когда стоит вопрос оплачивать или не оплачивать чужие долги, люди на него соглашаются. В домах, где нет приборов учета, начислять ОДН будут по нормативу — это может решить проблему на первое время. Этот период надо использовать для того, чтобы убедить соседей установить приборы учета в каждой квартире. В таком случае с появлением общедомового прибора вопросов о «чистоте» начислений возникать не будет. 

Нормативы на потребление общедомовых ресурсов для каждого дома будут свои. Как уже писала АП, они зависят от типа жилого помещения, его этажности, площади. Технические паспорта, опираясь на которые можно будет эту площадь рассчитать, отсутствуют почти в 90% домов, где проживают абоненты «Энергокомфорта "Амур"». В АКС в ближайшее время займутся их изготовлением. Взимать с потребителей потраченные на паспорта деньги коммунальщики не планируют.

ЗАЧЕМ КВИТАНЦИЮ ИЗМЕНИЛИ

Квитанция нового образца кажется излишне громоздкой, не совсем понятной и неудобной. Зачем же ввели новую форму платежного документа?

Наталия Юрьевна пояснила, что единую форму квитанции рекомендовало Министерство регионального развития РФ. На нее перешли многие субъекты. Этот платежный документ учитывает возможность для потребителя расплачиваться напрямую с ресурсоснабжающими организациями. Это единственный способ сделать так, чтобы управляющие компании не могли по своему усмотрению воспользоваться деньгами, которые они взяли с потребителя за коммунальные услуги. К сожалению, часто случается, что деньги плательщиков не доходят до ресурсоснабжающих организаций или доходят с опозданием. «Управляйки» в первую очередь  пускают эти средства на свои неотложные нужды. И это нельзя назвать противоправными действиями с их стороны, так как формально средства, попадая на расчетный счет компании, автоматически становятся их собственностью. В новой квитанции предусмотрены поля для нескольких счетов, которые могут быть расчетными счетами разных ресурсоснабжающих организаций. Это сделано, чтобы собственник не испытывал неудобств при непосредственном расчете с ними и при этом мог воспользоваться единым документом. 

2,6 миллиона рублей потратят «Амурские коммунальные системы» на изготовление технических паспортов для домов абонентов «Энергокомфорта  "Амур"».

В январе 2013 года благовещенцы получат квитанции, в которых впервые будут начислены общедомовые нужды.

Возрастная категория материалов: 18+