• Центральный пульт управления никогда не остается без присмотра — всегда дежурит смена из 2 человек.
  • Ротор генератора турбины при работе вращается со скоростью 125 оборотов в минуту.

Мозг станции

Административное здание ГЭС, расположенное у подножия плотины, внутри пронизано светом. Везде большие, в полстены окна, из которых почему-то почти всегда, где бы вы ни находились, видно саму ГЭС. На мониторе гендиректора ГЭС Игоря Голубцова — меняющиеся в режиме онлайн графики различных параметров гидроэлектростанции — выдача мощности, частота в сети, другие параметры работы агрегатов. Эти показатели регулируют на центральном пульте управления. Зал ЦПУ никогда не остается без присмотра — здесь всегда дежурит смена. Сотрудники управляют агрегатами, меняя нагрузку в зависимости от заданий, получаемых от диспетчерской службы Объединенной энергосистемы Дальнего Востока, которая расположена в Хабаровске. По словам энергетиков, всего две ГЭС могут регулировать частоту Объединенной энергосистемы Дальнего Востока — Зейская и Бурейская. Первая берет на себя 70% этой нагрузки, вторая — 30.

Оперативные смены на ГЭС меняются каждые 12 часов. В новогоднюю ночь, помимо охраны, на станции будут находиться семь человек из оперативной смены. Всего сейчас на БГЭС работает около 400 человек.

— Я в этом году не дежурю. Третий раз за 14 лет буду справлять Новый год нормально — дома в Зее у тещи, — признается начальник смены станции Руслан Костючек. На БГЭС он с 2003 года, с 2006-го — в центральном пульте управления. На гидроэлектростанцию он пришел с Благовещенской ТЭЦ.

За работой разных подразделений станции на ЦПУ наблюдают на мониторах промышленного телевидения, как его называют энергетики. Камеры, изображение с которых выводится на большой экран, установлены в разных помещениях станции. Если кто-то находится там, где ему быть не положено, это сразу заметят.

Под музыку турбин

В машинном зале размерами, не уступающими крупному аэропорту, раздается ровный гул турбин. Из-за этого шума, а еще из-за воздействия электромагнитных полей сотрудникам, которые следят за работой турбин, и ремонтникам ежедневно дают около литра молока — за вредность.

— Каждая турбина несет свою нагрузку, ее задают диспетчеры энергосистемы. На ЦПУ управляют всем рабочим процессом станции. А в машинном зале за работой автоматики постоянно следят начальник смены машзала и два машиниста. Моя группа из восьми человек должна обеспечивать безаварийную работу турбин, — объясняет руководитель группы гидросилового оборудования Сергей Левченко, получивший в этом году за свою работу почетную грамоту общероссийского отраслевого объединения работодателей электроэнергетики.

В данный момент его люди заняты плановым ремонтом турбины № 3, и нам выпадает редкая возможность взглянуть на нее изнутри. Мы оказываемся сначала в шахте турбины, потом под ротором генератора. Сейчас он неподвижен, хотя обычно вращается с частотой 125 оборотов в минуту. «Когда генератор работает, здесь гуляет ветер и опасно. В рабочее время заходить сюда не рекомендуется. Бывает, что оперативный персонал иногда заходит ненадолго, чтобы посмотреть состояние трубопроводов», — говорит Сергей Левченко.

Техногенная встряска

ГЭС не стоит на месте в самом прямом смысле слова — из-за изменений уровня водохранилища, работы гидроагрегатов сама плотина и административные здания вибрируют, как при небольших землетрясениях. Так, в машинном зале «трясет» на четыре балла. Чтобы эти техногенные землетрясения не искажали реальную сейсмическую картину, шесть станций, улавливающих колебания земной коры, расположены в отдалении от ГЭС.

— Чаще всего мы фиксируем землетрясения магнитудой до единицы — два-три раза в день. Они почти неощутимы физически, — рассказывает начальник группы сейсмологического и сейсмометрического контроля БГЭС Михаил Харитонов. — За все восемь лет наблюдений самое сильное землетрясение, которое мы зафиксировали, произошло 4 марта 2007 года в 14 километрах от станции. Его магнитуда была 3,5, балльность — 4. Плотина построена так, что устоит при землетрясении силой до восьми баллов. Ударную волну балльностью 8 мы ощутим, если прямо под плотиной произойдет землетрясение магнитудой 5.

По словам Михаила Евгеньевича, в следующем году на станции должен появиться информационно-обрабатывающий центр, куда оперативно будет стекаться информация со всех сейсмостанций. Это позволит обрабатывать ее не сутки, как сейчас, а в течение получаса. Для центра уже выделили помещение и закупили оборудование.

В следующем году исполнится 10 лет со дня пуска первого гидроагрегата Бурейской ГЭС. Первоначально планировалось, что объект будет сдан приемочной комиссии в 2013 году. Но теперь по решению «РусГидро» станцию сдадут вместе с Нижне-Бурейской ГЭС в 2016 году.

 Журавлиное детство

Третий год дети из новорайчихинского детского дома и новобурейской коррекционной школы-интерната проводят лето вместе с журавлятами в Хинганском заповеднике благодаря программе БГЭС «Мой журавлик». Ребята делятся на бригады и в течение недели работают на станции реинтродукции — учатся выхаживать и выращивать журавлиных птенцов. Они участвуют в научных проектах, помогают ученым подсчитывать птиц. Кроме того, они отдыхают в летнем эколагере на озере Долгом. Ежегодно в программе «Мой журавлик», организованной на средства БГЭС, участвуют около 140 человек. В этом году на журавлиное детство энергетики выделили 1,5 миллиона рублей. Еще один благотворительный проект станции — конкурс школьных творческих проектов «Парус надежды», на который в этом году пошло 300 тысяч рублей. Также в рамках благотворительной программы Бурейская ГЭС уже не первый год поддерживает стипендиями лучших студентов-энергетиков АмГУ. И это далеко не полный список добрых дел энергетиков.